Комплекс упражнений «Рисование песком как средство коррекционно-развивающего воздействия при проблемах познавательного и эмоционально-волевого развития дошкольников» - Лабиринт Знаний
Комплекс упражнений

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Комплекс упражнений «Рисование песком как средство коррекционно-развивающего воздействия при проблемах познавательного и эмоционально-волевого развития дошкольников»

Местер Елена Александровна – Педагог-психолог МБДОУ Детский сад №109 г. Уфа Республика Башкортостан
Дата поступления работы на конкурс: 02.12.2016г.

Комплекс упражнений «Рисование песком как средство коррекционно-развивающего воздействия при проблемах познавательного и эмоционально-волевого развития дошкольников»

Рисование песком – способ создания картин с помощью песка – необычайно популярное занятие последних лет.

Общение с песком очень полезно для детей дошкольного возраста. Ведь это не только развлечение или игра, это еще и способ развития мелкой моторики рук ребенка, речи, образного и пространственного мышления, креативности.

Для организации занятий рисования песком требуется:

- планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения

- кварцевый песок

- мелкие камушки для украшения своих рисунков (что дополнительно развивает мелкую моторику)

- можно использовать различные мелкие фигурки в зависимости от цели проводимого коррекционно-развивающего занятия.

Рисование песком предоставляет прекрасные возможности для коррекционно-развивающего воздействия при проблемах познавательного и эмоционально-волевого развития дошкольников.

Сферы коррекционно-развивающего воздействия рисования песком:

  • Восприятие
  • Воображение
  • Мышление
  • Мелкая моторика
  • Эмоции (стабилизация, развитие позитивного мировосприятия)
  • Общение (расширение поведенческого репертуара)
  • Личность (повышение самооценки, работа с нарушениями)

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • Дети чувствуют себя более успешными;
  • На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  • В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  • Страх и напряжение исчезают.

            Кроме того, можно использовать рисование песком на коррекционно-развивающих занятиях, чтобы их «освежить», сделать более интересными. Можно включать рисование песком в структуру занятия, чтобы «переключить» детей, если они утомились, стало рассеиваться внимание. Очень хорошо использовать песок при первом знакомстве с детьми, чтобы установить контакт с педагогом-психологом, особенно если ребенок закрепощён.

            «Песочный мир» огромен и каждый педагог-психолог сможет найти в нем те техники и приемы, которые сможет использовать в дальнейшем, кроме того, постоянные «открытия» в такой работе неизбежны. Мне бы хотелось рассказать о тех методах, которые можно использовать при рисовании песком.

1. Для развития воображения хорошо подходит игра «Волшебные превращения».  Педагог-психолог рисует на песке круг и спрашивает ребёнка, на что он похож, а затем предлагает дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, личико, мяч, яблоко, часы и многое другое. Игру можно превратить в конкурс: кто больше «волшебных превращений» совершит (придумает).

2. Для развития восприятия можно использовать игру «Что забыл нарисовать художник»? Ребенку предлагаются изображения знакомых предметов с недостающими деталями, которые нужно определить и дорисовать. Например, изображение грузовика с недостающими колесами, фарами и т.д., предложенное мальчику при первом посещении кабинета педагога-психолога (из опыта работы), практически гарантирует быстрое установление контакта и доверительных отношений с ребенком. Дорисовыванием иголок ежику можно завершить занятие «Прогулка в осенний лес» с детьми раннего возраста.

3. Целый блок игр можно предложить с целью развития тактильной чувствительности. Например, упражнение «Необыкновенные следы». Дети на песке оставляют следы различных животных:

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;     

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).

Другая игра для развития тактильной чувствительности - «Песочный телеграф». Дети делятся на две команды. Педагог-психолог пальцем рисует на спине ребёнка, стоящего последним, изображение домика, для другой команды-солнышка (для детей подготовительной группы это могут быть буквы алфавита). Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку. Тот, кто стоит у стола с песком, рисует изображение на песке. Выигрывает та команда, которая верно передала «сообщение».

Еще одно упражнение «Рисуем фигуры на песке». Его цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях. Ход игры: педагог-психолог предлагает ребенку потрогать фигуру или какой-нибудь предмет, только нащупав его в волшебном мешочке и не глядя, а потом нарисовать его пальчиком на песке и сказать, что он рисует.

4. Для развития межполушарного взаимодействия можно использовать кинезиологические упражнения, способствующие повышению обучаемости и снятию стрессового напряжения. Это техника рисования на песке двумя руками одновременно.  Процесс заключается в том, что ребенок рисует двумя руками одновременно, создавая симметричный, «зеркальный» рисунок (бабочку, елочку и т.д.)

5. Для развития мышления можно предложить различные игры и упражнения. Например, для развития общей осведомленности ребенка об окружающем мире, можно использовать упражнение «Времена года». На песке оно удается особенно хорошо: педагог-психолог рисует, к примеру, дерево. Задача же ребенка добавить необходимые признаки, что бы получилось то или иное время года (по ходу упражнения пытаемся вспомнить максимальное количество примет всех четырех сезонов).

Для развития умения классифицировать, используем игру «Фрукты-овощи». Дети делятся на две команды, победит та из них, которая вспомнит и нарисует самое большое количество фруктов или овощей.

Для развития мышления можно использовать и загадки, только ответ нужно нарисовать на песке!

Другая, особенно любимая детьми игра, стимулирующая мышление, а также воображение и восприятие, «Угадай, что?» Дети по очереди рисуют изображения, не называя их, задача же других игроков – угадать, что нарисовано.

6. Очень нравится детям игра в «Превращения» (сюжетное рисование). Освоив приёмы рисования песком отдельных предметов, образов, дети осваивают сюжетное рисование песком - приемы трансформации образов, смену сюжетов.

Алгоритм сюжетного рисования картин песком может быть следующим:

  • Рисование деревьев с различной кроной (выбор приема за детьми).
  • Рисование яблоневого сада на основе предыдущего рисунка.  Яблоки на кронах деревьев.
  • Состояние погоды, настроение в рисунке. Солнечное. Рисунок дополняется образами: солнышко, облака, травка, цветы…
  • Смена пейзажа, настроения. Идёт дождь.
  • Смена сюжета. На основе предыдущего пейзажа появляется окно. Часть пейзажа за окном отсекается.
  • Окно, за окном яблоневый сад под дождём.
  • Смена сюжета. Яблоки на подоконнике (на основе предыдущего).
  • На подоконнике рядом с яблоками появляется котенок. Он смотрит на яблоневый сад под дождем.

7. Для работы с эмоциями (стабилизация эмоционального состояния, развитие позитивного мировосприятия) можно использовать следующие приемы.  Например, работа с «ресурсными состояниями». Ресурсные состояния – это те состояния, когда человек физически чувствовал себя хорошо, а в эмоциональном плане – спокойно и уверенно, или, наоборот, испытывал эмоциональный подъем. В любом случае, ресурсные состояния всегда дают силы и энергию человеку двигаться дальше, решать возникающие задачи. Рисуя на песке, вспоминаем и еще раз переживаем «положительные состояния». Это может быть рисование морского пейзажа или именинного торта, любого другого торжества. Рисунок большого праздничного торта можно еще и украсить разноцветными камушками – «мармеладками», дополнительно поработав над мелкой моторикой ребенка.

При проблемах в общении, для расширения поведенческого репертуара, можно предложить нарисовать детям «Дом дружбы» для нескольких друзей (можно использовать фигурки животных). Детям предлагается домыслить и нарисовать: чем могут друзья заниматься вместе, что у них есть для этого. Если не удается нарисовать один общий дом дружбы, а такое на практике случается, можно нарисовать отдельные дома для каждого из друзей, но соединить их между собой тропинками и «ходить в гости».

Нередко при рисовании песком дети начинают изображать образы их пугающие и тревожащие. Таким образом, рисование песком прекрасно подходит для снятия тревожных состояний, для работы с детскими страхами. Использовать можно различные методы: превратить пугающий образ страшного – в нестрашного и даже смешного и доброго. Или рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка, - «победить» страх.

8. И, наконец, для развития эмоционально-волевой сферы ребёнка прекрасно подойдет и просто рисование на свободную тему. Подобное рисование стабилизирует эмоциональный фон, раскрепощает и гармонизирует, помогает почувствовать себя более успешным (ведь специальных изобразительных навыков от ребенка не требуется, а нарисованное изображение легко исправить и даже ластик не потребуется!).

Таковы методы и приемы рисования песком, которые можно использовать при проведении коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками. Эти приемы работы позволяют сделать встречи ребенка с педагогом-психологом еще более интересными и полезными для развития детей.

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.