Консультация для педагогов «Формирование основ творческого мышления старших дошкольников посредствам развивающих методик по технологии ТРИЗ» - Лабиринт Знаний
Консультация для педагогов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Консультация для педагогов «Формирование основ творческого мышления старших дошкольников посредствам развивающих методик по технологии ТРИЗ»

Котова Олеся Владимировна – Воспитатель МАУ ДОО «Детский сад №9 комбинированного вида» г. Рассказово, Тамбовская область
Дата поступления работы: 17.09.2019г.

«Формирование основ творческого мышления старших дошкольников посредствам развивающих методик по технологии ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Каждый Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Метод «мозговой штурм». Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Мозговой штурм используется тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Дети не только имеют право на высказывание, но и обязательно предлагают свой вариант решения проблемы.

Принимаются любые идеи, даже те, которые кажутся абсурдными. Из множества идей, как правило, выбирается одна и обсуждается более детально.

Правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать

Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед — это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

Темами мозгового штурма могут быть:

      - как уберечь продукты от мышей;

      - как не намокнуть под дождем;

      - как мышам достать сыр из-под носа кота;

      - как выгнать лису из зайкиной избушки;

      - как потушить пожар, если в доме нет воды;

      - как не дать медведю залезть на теремок и развалить его.

Метод «маленьких человечков»

Этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. На занятиях по экологическому воспитанию и этот метод, научить детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния. 

Сущность используемого метода   в том, что он позволяет представить ребенку из чего состоит все, что нас окружает. Почему человечки, а не вещества, атомы, микробы? Потому, что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по – разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия строение веществ.

Метод «синектики»: Этот метод предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Очень удачен при использовании на физкультминутках.

Морфологический анализ Круги Луллия: Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Игpa предназначена как для работы с подгруппой детей, так и для самостоятельной детской деятельности.

Цель использования пособия: формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений:

- развивать познавательную активность;

- сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);

- формировать элементарные математические представления;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать мелкую моторику и координацию движений рук;

- развивать креативные способности дошкольников;

- развивать навыки фантастического преобразования объектов.

Метод «фокальных объектов». Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Типовые приемы фантазирования: Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

-увеличение-уменьшение,- дробление-объединение,- оживление-окаменение,- специализация-универсализация,- преобразование свойств времени,- приём «Наоборот». Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Метод каталога

Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Метод каталога позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Методика обучения составлению сказки по картинкам

Рассматривание сюжетных картин как одно из средств развития системного мышления и образной содержательной речи детей дошкольного возраста.

Специфика сюжетных картин, специально предназначенных для использования в детском саду:

- близость пониманию и опыту детей;

- доступность модели отражения действительности.

Методика использования загадок

«Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет»

Цель:

формирование логического мышления

Методика проведения:

Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.

«Да- нет- ки» бывают:

- объектными - загадывается один объект;

- ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло;

- числовая – выяснить какое число «от» и «до» загадали;

- плоскостная – предметы расположены в одной плоскости (на столе…);

- объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате…);

Работа по ТРИЗ   требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания. Любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.