Методическая разработка программы «Подходи народ – здесь веселье ждет» - Лабиринт Знаний
Методическая разработка программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Методическая разработка программы «Подходи народ – здесь веселье ждет»

Тищенко Ольга Васильевна – Воспитатель МБДОУ «ЦРР Детский сад №45» г. Северск, Томская область
Дата поступления работы: 05.02.2018г.

«Подходи народ – здесь веселье ждет»

Программа художественно – эстетической направленности для детей 3-7 лет

Пояснительная записка

Программа художественно – эстетической направленности для детей 3-7 лет, используется в качестве дополнения к образовательно-воспитательной программе учреждения образования.

Народная педагогика, опирающаяся на народную мудрость, «обыкновенный здравый смысл», та самая педагогика, «которая существовала в народе испокон веков и имела своё влияние на все поколения в семье», нашла своё отражение в произведениях фольклора, в народных традициях. Фольклор – это среда, в которой дети, играя, обучаются. «Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Ведь именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величия человеческого духа» [4]. В это время важно приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа, формировать у них положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативную и социальную компетентность. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет также сохранить здоровье ребёнку, укрепить его, подготовиться к будущей жизни.

Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач педагогики является социализация личности ребёнка, которая связана как со стихийным влиянием условий жизни, так и с целенаправленным воздействием на личность в процессе воспитания и образования, с необходимостью оказания квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей. Здесь роль семьи имеет решающее значение. В народе говорится: нет дерева без корней, а дома - без фундамента. «Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений… Никакая наука не в состоянии тягаться с педагогическим гением народа»,- писал А.С.Макаренко[6]. Вот почему данная программа стала дополнением к общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования.

            Работая в МБДОУ ЦРР детский сад №57 «Росинка» мною совместно с музыкальным

руководителем Хитровой О.Н. была разработана программа фольклорного кружка «У околицы». В своей работе мы опирались на материалы программы кандидата философских наук ТПУ О.И. Киселёвой «Живой родник», материалы школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой, «Программа курсов по народной культуре» Л.И.Мельниковой и А.Н.Зиминой. Ознакомились с программами Е.Г. Брониной «Оберег», М.В. Хазовой «Горенка», О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме того, были изучены программы северских педагогов МБДОУ ЦРР детский сад №58 «Родничок» и МБДОУ «ЦРР – детский сад №59» «С чего начинается Родина?». Все эти программы носят системный характер и являются парциальными, а также направлены на формирование определённой среды: организацию музея русской культуры в дошкольном учреждении, создание соответствующего интерьера групповой комнаты, написание конспектов занятий с углублённым изучением материала - дети приобщаются ко всем видам национального искусства.

            Наша программа делала упор на нравственное и речевое развитие дошкольников, более глубоко соприкасалась с темой труда. В ней достаточно много музыкального фольклорного материала.

            Начав работать в МБДОУ «Детский сад № 19» решила использовать данную программу с учетом изменившихся условий и задач приоритетного направления учреждения: социально-личностное развитие ребёнка и гармонизация детско-родительских отношений. Благодаря мобильности программы удалось приспособить её к новым условиям работы, изменив разработки музыкального руководителя, активнее привлекая родителей к совместной деятельности… Особое место в решении задач приоритетного направления отводится фольклорным праздникам, которые являются мощным фактором положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Обращаясь к народным праздникам, хочется вернуть традиции семейного досуга. Ведь «традиции как бы организуют связь поколений, на них держится нравственно - духовная жизнь людей. Ничто не объединяет нас так, как традиции» [4].

Кружковая работа ведется со всей группой во вторую половину дня, что позволяет родителям наблюдать за деятельностью своего ребенка и активно подключаться к ней.

Цель: Укреплять социально-личностные и внутрисемейные отношения путём приобщения дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством, традиционными праздниками.
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье.

Воспитательные:

  • Формировать нравственные ценности (любовь к своей семье, родной земле, дружеские отношения со сверстниками, уважительное отношение к традициям своего народа).
  • Создавать условия для проявления детьми любви к своим близким, игрового взаимодействия со сверстниками.
  • Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
  • Развивать творческое воображение.
  • Развивать коммуникативные навыки у детей.

Оздоровительные:

  • Способствовать укреплению психического здоровья детей.
  • Приобщать к ценностям здорового образа жизни.

Принципы организации работы с детьми

  • Принцип непрерывности - обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения
  • Принцип индивидуальности – обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (с учётом индивидуальных особенностей)
  • Принцип «От простого к сложному» т.е. принцип развивающего обучения
  • Принцип наглядности - использование максимального числа каналов восприятия информации
  • Принцип результативности - реализация мероприятий, направленных на достижение положительных результатов независимо от возраста и уровня развития детей.
  • Принцип доступности.
  • Принцип синкретизма (от греческого – соединение) – предполагает
  • взаимосвязь разных видов деятельности.
  • Принцип цикличности (повторности и периодичности событий).

Новизна программы

1. Переосмысление старого на новый лад (старинные русские обычаи переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа народных праздников, их обрядовость сохранена).

2. Упор на укрепление внутрисемейных связей.

3. Создание условий для освоения детьми позиции субъекта в различных видах деятельности.

Педагогическая целесообразность программы заключается:

  • в расширении условий ознакомления дошкольников с русским народным творчеством;
  • в удовлетворении потребности ребёнка в эмоциональном и психологически комфортном содержании деятельности;
  • в возможности реализовать творческий потенциал детей и взрослых членов семей;
  • в создании условий для укрепления внутрисемейных отношений.

Основные формы работы:

1. Занятия интегрированного типа

2. Фольклорные праздники, концерты

3. Организация творческих выставок

Разделы программы:

  • Устный фольклор
  • Народные игры
  • Народный театр
  • Народное прикладное творчество
  • Народная хореография
  • Народные праздники

Структура занятия:

1. Приветствие.

2. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая или речедвигательная игра.

3. Основная часть (беседа, объяснение нового материала, показ воспитателя, слушание, народные игры, пластические этюды и др.)

4. Народная игра.

Организация работы кружка: занятия кружка проводятся 4 раза в месяц в определенный день недели. Продолжительность занятия - 20мин. (младший дошкольный возраст), 25мин. (средний дошкольный возраст), 30мин. (старший дошкольный возраст), 35мин. (подготовительная к школе группа).

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам

3 - 4 года:

Передавать содержание простейших сказок, потешек.

Проговаривать считалки для выбора ведущих в народных играх.

Знать названия народных инструментов (ложки, колокольчик) и владеть

элементарными способами игры на них.

Иметь представление о предметах быта (печь, самовар, веник) и элементах русского народного костюма (рубаха, сарафан).

Использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми.

Получить элементарное представление о народных праздниках Осенины,

Рождество, Масленица.

Сопереживать героям сказок.

4-5 лет:

Пополнить знания о народных праздниках Осенины, Кузьминки, Святки,

Масленица и их традициях.

Иметь простейшие представления о труде людей на Руси в древности.

Использовать в повседневной жизни произведения малых фольклорных форм

(колядки, заклички, потешки, считалки и др.).

Разыгрывать простейшие народные сказки и инсценировать русские народные песни.

Эмоционально реагировать на фольклорные произведения.

Доброжелательно относиться к взрослым и сверстникам.

5-6 лет:

Понимать смысл народных праздников Осени, Кузьминки, Святки, Праздник Валенка, Масленица, Сороки; знать их традиции.

Изготавливать элементы к народным костюмам, используя вышивку.

Участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами.

Применять речевые фольклорные обороты в быту.

Самостоятельно инсценировать произведения русского фольклора, подбирая костюмы и атрибуты к ним, используя литературную речь.

Выполнять хороводные движения, сочетая их с пением.

Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Проявлять доброжелательность в играх со сверстниками.

Соблюдать правила безопасного поведения в играх.

Использовать навыки продуктивной деятельности при изготовлении подарков родным и малышам, атрибутов к сказкам.

Выполнять элементарные правила культуры поведения.

6-7 лет

Знать традиции и обычаи родного края, гордиться ими, уметь рассказать о них.

Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания фольклорного произведения.

Использовать для инсценировок разные виды театров, творчески импровизировать.

Вводить в свои инсценировки не только устный, но и музыкальный фольклор.

Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Стремиться к самостоятельному поиску нового материала о народных праздниках.

Проявлять любовь и заботу к малышам и родным людям.

Передавать полученные знания и опыт малышам.

Иметь представления о здоровом образе жизни.

Форма итоговой аттестации – открытый показ праздника / развлечения в конце учебного года.

Учебно-тематический план кружковой работы:

 

Тема занятия

Количество часов

Теоретическая

часть

Практическая часть

с детьми 3-4 лет

1. В гости к Хозяюшке.

2. Ложки деревянные.

3. Котя-коток.

4. Осень урожайная (развлечение)

5 мин

15 мин

5. Печка- матушка.

6. Наши ложки не для каши.

7. Петя-петушок.

8. Уродилась репка

5 мин

15 мин

9. Колобок.

10.У наших ворот всегда хоров

11. Ложки расписные.

12. При солнышке тепло, при матушке – добро.

5 мин

15 мин

13. Зимушка-сударушка

14. Заинька беленький

15. Ёлочка- красавица

16. Зимние забавы

5 мин

15 мин

17. Девочка- Снегурочка

18. Рождественские вечера

19. Маленькие колядовщики

5 мин

15 мин

20. Петрушка - весёлая игрушка.

21. Мы - матрёшки расписные.

22. Кот, петух и лиса.

23. Масленица (развлечение)

5 мин

15 мин

24. Весна-весняночка

25. Мамочка милая

26. Кот и мыши

27. Колокольчики мои

5 мин

15 мин

28. Кап- капель

29. Весёлая карусель

30. На зелёном на лугу

31. Дудочка-самогудочка

5 мин

15 мин

32. Тень-тень-потетень

33. Божья коровка – маслена головка

34. Пастушок

35. На полянку мы пришли

5 мин

15 мин

Итого за год:

2 ч 55 мин

8ч 45 мин

с детьми 4-5 лет

1. Во горнице.

2. Репонька- репка (инсценирование сказки).

3. Как ты, Осень, хороша (развлечение).

4. Сделал дело, гуляй смело.

10 мин

5 мин

 

10 мин

15 мин

20 мин

25 мин

15 мин

5. Теремок.

6. В гости к лесовичку.

7. Сошьём Дуне сарафан.

8. Тетушка-непогодушка.

10 мин

5 мин

5 мин

5 мин

15 мин

20 мин

20 мин

20 мин

9. В хороводе были мы.

10. Кузьминки (развлечение).

11. У бабушки Варвары.

12. При матушке – добро (праздник мам).

10 мин

 

10 мин

5 мин

15 мин

25 мин

15 мин

20 мин

13. Здравствуй, гостья Зима.

14. Заяц белый, куда бегал?

15. В гости к Снегурочке.

16. Праздник в дом, чудо в дом.

10 мин

5 мин

5 мин

5 мин

15 мин

20 мин

20 мин

20 мин

17. На пороге Коляда (развлечение).

18. Куколка из лоскутков.

19. Рукавичка (изготовление атрибутов к сказке   

     совместно с родителями).

5 мин

10 мин

5 мин

 

20 мин

15 мин

20 мин

 

20. Все мы - таланты, чудо- музыканты.

21. Красна песня ладом.

22. Наши папы – удальцы (развлечение с папами).

23. Ой, блиночки мои!

10 мин

5 мин

 

10 мин

15 мин

20 мин

25 мин

15 мин

24. Масленица (праздник с родителями).

25. Русский костюм.

26. Заюшкина избушка (показ сказки малышам)

27. Грач на горе - весна на дворе.

 

10 мин

5 мин

10 мин

25 мин

15 мин

20 мин

15 мин

28. Как аукнется, так и откликнется.

29. Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

30. Верба-вербочка.

31. Пасха.

10 мин

5 мин

5 мин

5 мин

15 мин

20 мин

20 мин

20 мин

32. В гости к Кузе.

33. Веселый перезвон.

34. Солнышко-колоколнышко

35. В гости к лету (развлечение)

10 мин

5 мин

10 мин

 

15 мин

20 мин

20 мин

25 мин

Итого за год:

4ч 00 мин

11ч 00 мин

с детьми 5-6 лет

1. Сентябрь - золотое лето

2. Модница Осень

3. Сказки  потешной Ярмарки

4. Всякому делу – своя пора

5 мин

5 мин

 

10 мин

25 мин

25 мин

30 мин

20 мин

5. В гостях у Домового.

6. Красна девица и добрый молодец.

7. Осенины.

8. Октябрь-свадебник.

5 мин

5 мин

 

10 мин

25 мин

25 мин

30 мин

20 мин

9. Дело мастера боится.

10. Кузьминки.

11. Посиделки у бабушки Варварушки.

12. Матушка родимая.

5 мин

 

5 мин

 

25 мин

30 мин

25 мин

30 мин

13. Зимушка- зима.

14. Народный костюм.

15. Новогодний сувенир.

16. Новогодние традиции

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

17. Как ходила Коляда.

18. Праздник валенка.

19. Наши руки не знают скуки.

 

5 мин

10 мин

30 мин

25 мин

20 мин

20. Как у нашего соседа весела была беседа.

21. Во что играли наши предки.

22. Богатырская наша сила.

23. Масленица годовая.

5 мин

5 мин

 

 

25 мин

25 мин

30 мин

30 мин

24. Марья- искусница (праздник с мамами).

25. Птицы летите, Весну несите.

26. Сороки

27. Калачи из печи.

 

5 мин

5 мин

10 мин

30 мин

25 мин

25 мин

20 мин

28. Заюшкина избушка (инсценировка)

29. Верба-вербочка.

30. Светлая Пасха.

31. Дорога не ешка, дорога потешка.

 

5 мин

 

10 мин

25 мин

25 мин

30 мин

20 мин

32. Становись народ в наш весенний хоровод

33. Волшебная нить

34. Золотая Хохлома.

35. В гости к бабушке-загадушке

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

Итого за год:

2ч.30мин

15ч. 30мин

с детьми 6-7 лет

1. Сказки потешной Ярмарки.

2. Что летом родится, зимой пригодится.

3. Как у наших у ворот…

4. Изба русская.

 

10 мин

10 мин

10 мин

35 мин

25 мин

25 мин

25 мин

5. В гостях у домового.

6. Сядем рядком, поговорим ладком.

7. Как у нас в мастерской.

8. Куклы бабушки Варварушки

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

9. Сказка к нам пришла (представление для малышей)

10. Дело мастера боится

11. На Кузьминки мы пришли (развлечение).

12. День матери

5 мин

10 мин

 

 

25 мин

25 мин

35 мин

35 мин

13. Шуба, кафтан, да русский сарафан.

14. Волшебные кружева.

15. Новый год у ворот.

16. Ёлочка-красавица, всем ребятам нравится

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

25 мин

25 мин

25 мин

25 мин

17. Ходила Коляда (развлечение для малышей).

18. Варежковый театр (с мамами).

19. Русский валенок.

 

10 мин

10 мин

35 мин

25 мин

25 мин

20. Как у нашего соседа весела была беседа.

21. Игры молодецкие.

22. Богатырская наша сила (с папами).

23. Масленица годовая (фольклорный праздник).

10 мин

10 мин

 

 

25 мин

25 мин

35 мин

35 мин

24. Весна идёт – тепло несёт

25. Марья-искусница (праздник для мам)

26. Волшебный лоскуток (совместная деятельность с

     мамами).

27. Птицы летите, Весну несите.

10 мин

 

 

10 мин

10 мин

25 мин

35 мин

 

25 мин

25 мин

28. Апрель, апрель – звенит капель

29. Верба, вербочка.

30. Добрая сказка.

31. Светлая Пасха.

10 мин

10 мин

10 мин

 

25 мин

25 мин

25 мин

35 мин

32. Как на нашем на лугу.

33. Подходи народ, здесь веселье ждёт (праздничный концерт).

10 мин

 

 

25 мин

35 мин

Итого за год:

3ч. 55мин

15ч. 15мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы кружка

Месяц

Тема

Программное содержание

С детьми 3-4 лет

Сентябрь

1. В гости к Хозяюшке.

2. Ложки деревянные.

3. Котя-коток.

4. Осень урожайная

    (развлечение)

Познакомить детей с образом Хозяюшки, внутренним убранством избы (печь, самовар, веник); внести элементы русских костюмов: сарафан, рубаха, кушак.

Формировать у детей представления о доброте.

Разучить пальчиковую игру «Кошка».

Познакомить с колыбельной «Ой ты, котя-коток».

Поддерживать интерес к совместной игровой деятельности (п.и. «Пугало»).

Учить детей отгадывать загадки об овощах.

Упражнять в соотнесении слов и текста в речедвигательной игре «Капустка».

Создать атмосферу веселья и радости.

Октябрь

1. Печка- матушка.

2. Наши ложки не для

    каши.

3. Петя-петушок.

4. Уродилась репка.

Продолжать знакомить детей с р.н. потешками, играми.

Пополнять знания о домашней утвари.

Познакомить детей с деревянными ложками, учить держать, играть на них.

Учить передавать содержание сказок, исполняя простейшие роли.

Прививать уважительное отношение к труду.

Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Ноябрь

1. Колобок.

2. У наших ворот  

     всегда хоровод.

3.  Ложки расписные.

4. При солнышке тепло, при матушке - добро.

Продолжать знакомить с предметами русского быта.

Учить простейшие хороводные движения (притопывать ногами на месте и с продвижением вперёд).

Закрепить навыки игры на ложках.

Учить передавать содержание сказки, используя мимику и голос.

Воспитывать любовь к матери, побуждать к свершению добрых поступков.

Вызывать эмоциональный отклик на произведения фольклора.

Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия.

Доставить детям радость от общения с близкими.

Декабрь

1. Зимушка-сударушка

2. Заинька беленький

3. Ёлочка- красавица.

4. Зимние забавы

Разучивать потешки о зиме.

Развивать мелкую моторику, используя пальчиковые игры «Сорока- ворона», «Зайка беленький сидит»

Знакомить с варежковым театром.

Слушать и инсценировать р.н. песню «Зайка».

Разучить считалку «Заяц белый», чётко проговаривая фразы.

Воспитывать у детей умение слушать других.

Поддерживать интерес к совместной деятельности с родителями (изготовление елочных украшений).

Январь

1. Девочка- Снегурочка

2. Рождественские

    вечера.

3. Маленькие

    колядовщики.

Создавать условия к преодолению застенчивости у детей, вызывать желание выступать.

Побуждать к свершению добрых поступков.

Дать первоначальные знания о традиционных зимних праздниках (Рождество).

Учить слушать и подпевать колядки.

Знакомить с зимними русскими играми и забавами.

Развивать речевое общение со сверстниками и взрослыми.

Создать радостную атмосферу праздника.

Февраль

1. Петрушка - весёлая

    игрушка.

2. Мы- матрёшки

    расписные.

3. Кот, петух и лиса.

4. Масленица

    (развлечение)

Знакомить детей с ярморочным персонажем - Петрушкой.

 Продолжать учить передавать образы персонажей с помощью мимики, жестов, интонации.

Закрепить артикуляционную игру «Лошадка», потешки про кота и петуха.

Развивать фантазию детей при создании образа матрешки.

Дать первоначальное представление о празднике проводов зимы.

Поддерживать интерес к совместной игровой деятельности, самостоятельно выбирать ведущего считалкой.

Создать атмосферу радости, открытости.

Март

1. Весна-весняночка

2. Мамочка милая

3. Кот и мыши

4. Колокольчики мои

Разучить речедвигательную игру «Солнышко-колоколнышко».

Знакомить с колокольчиком и простейшим навыкам игры на нём.

Самостоятельно выбирать ведущего считалкой.

Обогащать эмоциональное и речевое развитие детей.

Воспитывать доброжелательное отношение

к сверстникам и близким.

Привнести настроение радости, шутливости.

Апрель

1. Кап- капель

2. Весёлая карусель

3. На зелёном на лугу

4. Дудочка-

    самогудочка

 

Разучить весенние заклички.

Учить внимательно слушать и запоминать текст и движения народной игры «Солнышко».

Развивать общую моторику, используя пальчиковую игру

Побуждать детей совершать добрые поступки.

Создать радостную атмосферу при совместной деятельности детей и родителей.

Учить работать аккуратно, не мешая друг другу.

Май

1. Тень-тень-потетень

2. Божья коровка –

    маслена головка

3. Пастушок

4. На полянку мы

    пришли

Познакомить с русской народной потешкой «Тень-тень-потетень».

Побуждать выполнять простые игровые действия.

Учить отгадывать загадки.

Познакомить с образом пастушка.

Поддерживать интерес к народным играм.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Воспитывать бережное отношение к природе.

с детьми 4-5 лет

Сентябрь

1. Во горнице.

2. Репонька- репка

  (инсценирование сказки).

3. Как ты, Осень, хороша (развлечение).

4. Сделал дело, гуляй

    смело.

Знакомить детей с домашней утварью (печь, ухват, чугунок, половик). Упражнять в отгадывании загадок о ней.

Формировать у детей интерес к здоровому образу жизни.

Дать представление об осенних работах земледельца.

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду, познакомить с пословицами о труде.

Привлечь детей к изготовлению рябиновых бус (совместная деятельность с мамами).

Познакомить с народными играми и забавами.

Развивать речевой диалог в инсценировках.

Поддерживать атмосферу эмоционального благополучия и комфорта.

Октябрь

1. Теремок.

2. В гости к лесовичку.

3. Сошьём Дуне сарафан.

4. Тетушка- непогодушка.

Знакомить детей с театром БИ-БА-БО. Учить водить куклы, передавать интонацией характер героя.

Познакомить детей с героем народного эпоса - лесовичком.

Продолжать учить отгадывать загадки о лесе, об осени.

Побуждать детей к ведению диалога со сверстниками и взрослыми.

Познакомить с элементом народного костюма -кокошником.

Поддерживать интерес к совместной деятельности с мамами (украшение сарафанов).

Ноябрь

1. В хороводе были мы.

2. Кузьминки 

    (развлечение).

3. У бабушки Варвары.

4. При матушке – добро (праздник мам).

Знакомить детей с русскими народными хороводами. Побуждать выполнять танцевальные движения, согласовывая их с тестом.

Дать представление о народных посиделках, о празднике Кузьминки.

Продолжать знакомить с пословицами и поговорками о труде.

Формировать уважительное отношение к

старым людям, желание помогать им.

Закрепить знания домашних животных, упражнять в отгадывании загадок о них.

Закрепить знание фольклорных произведений о матери, учить выразительно передавать их содержание.

Воспитывать у детей уважение, заботливое отношение к матери.

Создать атмосферу радости от общения с мамами.

Декабрь

1. Здравствуй, гостья Зима.

2. Заяц белый, куда бегал?

3. В гости к Снегурочке.

4. Праздник в дом, чудо в дом.

Знакомить детей с народными традициями встречи зимы.

Пополнить знания детей новыми считалками, потешками, закличками о зиме.

Продолжать учить детей управлять игрушками БИ-БА-БО.

Развивать фантазию при изготовлении новогодних игрушек.

Доставить детям радость от украшения игрушками-самоделками.

Закрепить знание новогодних стихов и песен.

Январь

 

1. На пороге Коляда

    (развлечение).

2. Куколка из лоскутков.

3. Рукавичка (изготовление атрибутов к сказке совместно с родителями).

Познакомить с фольклорным праздником Святки, его обычаями, традициями.

Учить детей проговаривать колядки (развивать выразительность речи, пантомимику).

Познакомить детей с одним из способов изготовления народных кукол; развивать память, мелкую моторику.

Способствовать получению удовольствия от работы и повышения самооценки.

Закрепить содержание р.н. сказки «Рукавичка».

Развивать творческое воображение при изготовлении атрибутов к сказке (совместно с мамами).

Создать атмосферу непринужденности, комфорта.

Февраль

1. Все мы - таланты, чудо - музыканты.

2. Красна песня ладом.

3. Наши папы- удальцы (развлечение с папами).

4. Ой, блиночки мои!

Продолжать знакомить с русскими народными музыкальными инструментами; закрепить навыки игры на ложках, колокольчике.

Поддерживать интерес к русским народным песням, побуждать к исполнению их в повседневной жизни.

Испытывать чувство гордости за пап.

Соблюдать правила игры, помогать товарищам по команде.

Познакомить детей с главным масленичным угощением - блинами; рисовать их, используя разные техники и материалы.

Март      

1. Масленица (праздник с родителями).

2. Русский костюм.

3. Заюшкина избушка (показ сказки малышам)

4. Грач на горе - весна на дворе.

 

Знакомить детей и родителей с традиционными масленичными играми и обрядами.

Продолжать знакомить детей с элементами русского костюма.

Доставить детям радость и удовольствие от совместной деятельности с родителями.

Поддерживать интерес к вкусной и здоровой пище.

Привлекать детей к выбору костюмов, атрибутов для драматизации сказки.

Развивать творческие способности детей.

Знакомить детей с приметами весны.

Развивать любознательность.

Разучить новые потешки, заклички, загадки о весне.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Познакомить с новым способом изготовления птиц (путем сгибания листа бумаги гармошкой).

Апрель

1. Как аукнется, так и

    откликнется.

2. Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

3. Верба-вербочка.

4. Пасха.

Учить сдерживать свои эмоции, прислушиваться к мнению других людей.

Помочь понять смысл пословицы.

Воспитывать трудолюбие.

Познакомить с хороводной игрой «Верба-вербочка».

Дать первоначальное представление о Пасхе, ее обычае красить яйца.

Поддерживать интерес к самостоятельной творческой работе.

Разучить пасхальные игры, развивать игровое взаимодействие детей.

Май

1. В гости к Кузе.

2. Веселый перезвон.

3. Солнышко-

     колоколнышко

4. В гости к лету

    (развлечение)

Закрепить знания русских народных инструментов (ложки, бубен, колокольчики) и элементарные навыки игры на них.

Упражнять в выразительном рассказывании потешек, закличек.

Побуждать детей к совершению добрых поступков (помогать домовёнку Кузе).

Знакомить детей с народными приметами.

С детьми 5-6 лет

Сентябрь

 

 

 

1. Сентябрь - золотое лето

2. Модница Осень

3. Сказки потешной Ярмарки.

4. Всякому делу – своя пора.

Продолжать знакомить детей с осенними праздниками, традициями, сельскохозяйственными работами.

Закрепить народные приметы, названия месяца.

Обогащать репертуар пословиц и поговорок о труде.

Привлекать детей к показу театрализованного представления для малышей.

Развивать в детях личностное качество - гостеприимство.

Передавать шутливый, задорный характер сказок, потешек.

Октябрь

 

1. В гостях у Домового.

2. Красна девица и

    добрый молодец.

3. Осенины.

4. Октябрь-свадебник.

 

Познакомить детей с образом домового в произведениях фольклора.

Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, светлица, домовой.

Знакомить детей с обрядовыми свадебными играми и песнями.

Совместно с мамами создавать и украшать народные костюмы.

Побуждать детей к проявлению инициативы и преодолению застенчивости.

Ноябрь

1. Дело мастера боится.

2. Кузьминки.

3. Посиделки у бабушки Варварушки.

4. Матушка родимая.

 

Познакомить с новым трудовым хороводом.

Закрепить пословицы о труде.

Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Побуждать к творческой импровизации.

Продолжать знакомить с предметами быта: веретено, люлька, сундук.

Учить анализировать поступки людей и высказывать свое мнение.

Развивать умение действовать сообща.

Воспитывать любовь, уважение к матери.

Декабрь

 

1. Зимушка- зима.

2. Народный костюм.

3. Новогодний сувенир.

4. Новогодние   традиции.

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа - посиделками.

Совместно с мамами украшать кокошники и кушаки.

Познакомить с обереговой вышивкой.

Развивать творческое воображение при изготовлении сувениров к празднику.

Пополнять репертуар произведениями танцевально - игрового фольклора.

Создать положительную атмосферу на посиделках для обогащения эмоционального опыта детей.

Январь

1. Как ходила Коляда.

2. Праздник валенка.

3. Наши руки не знают скуки.

 

Пополнить знания детей о народном празднике

«Рождество».

Познакомить с праздником валенка и соответствующим фольклорным материалом.

Создать условия для проявления творческих способностей детей и родителей.

Формировать устойчивый интерес к совместной деятельности.

Развивать любознательность.

Обогащать словарный запас детей.

Февраль

1. Как у нашего соседа весела была беседа.

2. Во что играли наши

    предки.

3. Богатырская наша

    сила.

4. Масленица годовая.

Познакомить с новыми народными играми.

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Развивать свободное общение с окружающими.

Воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей.

Познакомить с персонажами народных праздников - скоморохами. Пополнить знания о Масленице, масленичной неделе.

Разучить масленичные заклички.

Учить координировать произношение текста с движением в играх, песнях-инсценировках.

Создать благоприятные условия для укрепления психического здоровья детей.

Март

1. Марья- искусница

    (праздник с мамами).

2. Птицы летите, Весну несите.

3. Золотая Хохлома.

4. Калачи из печи.

Воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке.

Познакомить с героиней русских сказок-

Марьей - искусницей.

Продолжать знакомить с предметами быта: прялка, коромысло, пяльцы.

Развивать фантазию при создании хохломских узоров.

Познакомить с праздником Сороки и технологией изготовления калачей.

Поддерживать интерес к совместной деятельности с родителями.

Апрель

1. Верба-вербочка.

2. Светлая Пасха.

3. Дорога не ешка, дорога потешка.

Пополнить знания детей о Вербном Воскресенье и празднике Пасхи.

Пополнить репертуар детей фольклорным материалом к праздникам.

Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации.

Проявлять свои способности на публике.

Передавать содержание потешек выразительно и эмоционально.

Воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа.

Май

1. Становись народ в наш весенний хоровод.

2. Волшебная нить.

3. Золотая хохлома.

4. В гости к бабушке

    Загадушке.

Совершенствовать навыки исполнения хороводов.

Развивать творческую активность.

Продолжать учить работе с иголкой и ниткой.

Поддерживать интерес к творчеству.

Закрепить знания о Хохломском промысле. Проявлять фантазию при украшении поделок хохломской росписью.

Упражнять в сочинении и отгадывании загадок.

Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, желание помогать им.

С детьми 6-7 лет

Сентябрь

1. Осенняя Ярмарка.

2. Что летом родится,

    зимой пригодится.

3. Как у наших у ворот…

4. Изба русская.

Продолжать знакомить детей с традициями ярмарочных гуляний.

Закрепить знания о сельскохозяйственных работах. Познакомить с новыми трудовыми хороводами.

Выполнять хороводные движения, согласовывая их с песенным текстом.

Развивать фантазию детей при создании эскиза русской избы.

Создать условия для проявления детьми любви к близким.

Укреплять психическое здоровье детей.

Поддерживать интерес к здоровому образу жизни.

Октябрь

1. В гостях у домового.

2. Сядем рядком,

    поговорим ладком.

3. Как у нас в мастерской.

4. Куклы бабушки

    Варварушки.

Пополнять знания детей о героях народного эпоса.

Закрепить знания народных осенних праздников, их традиции.

Побуждать к свободному общению со сверстниками и взрослыми.                         

Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка.                                        

 Поддерживать интерес к совместной творческой деятельности с родителями, проявляя фантазию и самостоятельность.

Упражнять в изготовлении различных народных кукол.

Способствовать появлению чувства гордости за себя.                         

Ноябрь

 

1. Сказка к нам пришла (представление для малышей)

2. На Кузьминки мы 

    пришли (развлечение).        

3. Дело мастера боится.

4. Матушка родимая.

 

Поддерживать интерес к театрализованным показам для малышей. Проявлять творческую инициативу в инсценировках. Вкладывать свое видение характера персонажа в роль.

Уважительно относиться к людям труда, традициям своего народа.

Продолжать знакомить с трудом взрослых.

Закрепить знания пословиц и поговорок о труде.

Преодолевать застенчивость, неуверенность в себе.

Совершенствовать навыки театрализации, воплощать свое видение характера героя в роли.

Воспитывать любовь и бережное отношение к матери.

Декабрь

 

1. Шуба, кафтан, да

    русский сарафан.

2. Волшебные кружева.

3. Новый год у ворот.

4. Елочка-красавица.

Продолжать знакомить детей с русским костюмом. Закрепить знания обереговых вышивок.

Совершенствовать навык вышивания крестом.

Развивать фантазию, воспитывать чувство прекрасного.

Пополнять знания детей новогодними колядочными песнями.

Создать благоприятный психологический климат в группе.

Проявлять инициативу при создании украшений для елки.

Январь

 

1. Ходила Коляда

    (развлечение для 

    малышей).

2. Варежковый театр (с мамами).

3. Русский валенок.

 

Передавать полученные знания о Рождестве, его традициях малышам.

Развивать интонационную выразительность речи при исполнении колядок.

Совершенствовать навыки кукловождения.

Продолжать совместно с мамами создавать разные виды театров (варежковый).

Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске (р.н. мелодия: Валенки).

Продолжать укреплять внутрисемейные связи, поддерживать интерес к совместной творческой деятельности.

Февраль

 

1. Как у нашего соседа весела была беседа.

2. Игры молодецкие.

3. Богатырская наша 

    сила (с папами).

4.  Масленица годовая 

     (фольклорный

     праздник).

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, создать условия для свободного общения со сверстниками и взрослыми.               Развивать у детей личностное качество-гостеприимство.

Закрепить полученные игровые качества в совместных играх.

Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса- былинными богатырями, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на их примерах.

Дать возможность детям испытать чувство гордости за пап и дедушек в ходе праздника.

Продолжать знакомить детей с традициями народа (поведение Масленичных гуляний).

Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, заклички, потешки.

Создать атмосферу радости и веселья на празднике.

Март

 

1. Марья- искусница-

    праздник для мам.

2. Волшебный лоскуток (совместная деятельность 

    с мамами).

3. Птицы летите, Весну несите.

 

Познакомить с героиней русских народных сказок- Марьей-искусницей. Развивать фантазию и воображение при создании ковра из лоскутков.

Поддерживать интерес к совместной работе с мамами.

Совершенствовать умения ведения хороводов.

Чередовать различные приемы игры на ложках.

Продолжать знакомить с весенними обрядами, закрепить знания закличек, потешек, народных игр.

Способствовать появлению интереса к изучению народных примет.

Апрель

 

1. Верба, вербочка.

2. Добрая сказка.

3. Светлая Пасха.

 

Познакомить детей с новыми обрядовыми играми, закрепить знания о праздниках Вербное воскресенье и Пасха.

Поддерживать интерес к театрализованной деятельности.

Обогатить знания детей о способах изготовления пряников, учить работать с тестом.

Воспитывать любовь к труду, уважение к окружающим.

Май

1. Как на нашем на лугу.

2. Подходи народ, здесь веселье ждёт (праздничный концерт).

Закрепить знания народных примет о весне, пополнять фольклорный материал.

Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, и д.р.

Воспитывать чувство взаимопомощи, уважения к окружающим.

Вызвать у детей эстетическое наслаждение, чувство гордости за свои успехи и успехи товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение: в Программе русская народная тематика преподносится детям в овременном контексте, т.к. дошкольникам старинные русские обряды, русский фольклор не совсем близки и понятны. В течение четырёх лет дети изучают и проживают одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал,количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Использование русского народного фольклора в работе с детьми позволяет активно применять на практике игровую и здоровьесберегающую технологии, а также технологию личностно-ориентированного подхода.

Условия реализации программы:

  • Материально- технические:

- Наличие игрового пространства.

- Наличие народных музыкальных инструментов.

- Наличие аудио- и видеотехники, аудио- и видеокассет.

- Наличие картотеки психологических и пластических этюдов, пальчиковых

  игр.

- Наличие русских народных костюмов, масок, реквизитов и др.

- Наличие разных видов театров.

- Наличие книг по фольклору.

  • Кадровые:

- Воспитатель: работа над выразительной и грамотной речью; работа над речевым дыханием и артикуляцией; разучивание текстов; помощь в распределении ролей; привлечение родителей к театрализованной деятельности, изготовлению атрибутов, приобретению материалов к занятиям кружка, разучивание игровых движений, танцевальных хороводов.

- Учитель - логопед: проведение диагностики речевого развития детей.

- Музыкальный руководитель: помощь в музыкальном сопровождении, постановке хороводов.

Литература:

1. Ажермачева З.Н., Панова Л.Н., Хомякова Н.В., Максименко Т.А. народный календарь. Методическое пособие к программе «С чего начинается Родина».  – Северск, 2000г.

2. Аполлон Коринфский. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. Москва «Белый город». 2007.

3. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». М.: АРКТИ, 2004г.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Просвещение, 2000г.

5. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. Москва, 1981г.

6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2006

7. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

8. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. Изд. Линка-пресс, 2000г.

9. Под редакцией Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка – театр. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1999г.

10. Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиций отечественной культуры. – М.: Обруч, 2011г.

11. Составители: Смирнова И.Ю., Малахова М.М. Праздники в детском саду и школе: из опыта работы школы «Развитие» г. Волгоград. Издательство «Учитель – Аст», 2000г.

12. Составитель Остапенко И. Потягушеньки, порастушеньки: пестушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей. Пермь: Пермская книга, 1993г.

13. Трифонова Е.В., Некрасова А.А., Кубышева М.А., Абдуллина Л.Э. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «Мир открытий». Издательский дом «Цветной мир». Москва, 2012.

 

 

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.