Методическая разработка программы «Растём вместе» - Лабиринт Знаний
Методическая разработка программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Методическая разработка программы «Растём вместе»

Соловьёва Марина Владимировна – Педагог - психолог МДОУ «Детский сад №23 «Ромашка» г. Тутаев, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 07.07.2017г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«РАСТЕМ ВМЕСТЕ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………

1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………...

1.3. Предполагаемый результат……………………………………………………

II. Содержательный раздел

2.1. Планирование работы с родителями ………………………………………….

2.1.1. Тематическое планирование занятий с родителями ……………………….

2.1.2. Тематическое планирование консультаций для родителей ……………….

III. Организационный раздел

3.1. Организация работы с родителями…...……………………………….…..…..

3.2. Принципы и методы работы с родителями, используемые в программе ….

3.2.1. Принципы …………………………………………………………………….

3.2.2. Методы ………………………………………………………………………..

3.3. Кадровое обеспечение ……...……………………………………………..…...

IV. Материально-техническое оснащение программы

4.1. Условия реализации программы ……………………………………………...

4.2. Техническое оснащение ……………………………………………………….

4.3. Кадровое обеспечение …………………………………………………………

V. Критерии оценки эффективности выполнения программы

Литература

Приложение 1 Анкета для родителей ……………………………………………..

Приложение 2 Уровни адаптации детей к ДОУ…………………………………...

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей, что возможно осуществить через построение системной, грамотной работы с родителями воспитанников, которая должна быть направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей путем их активного просвещения и включения в образовательную деятельность, улучшение семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в семье.

Во все времена процесс воспитания детей ставил перед обществом, перед родителями множество сложных проблем, которые всегда зависели от конкретных социально-экономических условий и духовной жизни общества. В наше время мы сталкиваемся с усилением ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание ребенка в семье, происходит некоторая переориентация ценностей, искажающих характер взаимоотношений родителей и детей.

Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности малыша.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первое внесемейное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их психолого–педагогическое просвещение и именно от качества работы педагогического коллектива и специалистов ДОУ зависит уровень психолого-педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Проанализировав тематику обращений родителей за консультативной помощью к специалистам ДОУ, социальный статус семей воспитанников, посещающих ДОУ, мы пришли к выводу, что родители нуждаются в психолого-педагогических знаниях. Многие родители в воспитании своего ребенка традиционно опираются на свой жизненный опыт, опыт своих родителей или знакомых. Но зачастую возникают проблемы, которых не было в родительской семье, а своего опыта не хватает, выбранная форма поведения и общения с малышом порой вызывает неоднозначные ответные реакции с его стороны. Тогда возникает потребность обращения за помощью к специалисту. Очень важно, чтобы на этом этапе изначально установились партнерские, доверительные диалоговые взаимоотношения.

Начинать работу с семьями воспитанников целесообразнее всего еще до поступления ребенка в детский сад. Важная роль здесь принадлежит педагогу – психологу и воспитателю группы, задачей которых является знакомство родителей с основными факторами и условиями благоприятного психологического развития ребенка на данном возрастном этапе. Следует уделять внимание развитию навыков осознанного отношения родителей к возникающим проблемам общения с сыном (дочерью), выработке адекватных способов родительского поведения, проблемам организации жизнедеятельности малыша в условиях семейного воспитания. Важно через различные формы привлечь внимание родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам воспитания ребенка раннего возраста, способствовать пониманию собственного ребенка.

С этой целью в МДОУ №23 «Ромашка» г.Тутаев разработана программа психологического сопровождения родителей детей раннего дошкольного возраста «Растем вместе». Данная программа является частью основной общеобразовательной программы ДОУ.

 

1.2. Цель и задачи программы

Тип программы: профилактическая.

Диапазон программы: родители воспитанников раннего дошкольного возраста.

Цель программы: способствовать повышению психологической грамотности родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Задачи программы:

1. Познакомить родителей с понятием психологическая готовность ребенка к поступлению в ДОУ;

2. Содействовать проявлению заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям д/с и их готовности поддержать малыша в этот период;

3. Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей раннего дошкольного возраста;

4. Способствовать адекватному, позитивному, конструктивному взаимодействию родителей с детьми в различных ситуациях.

 

1.3. Предполагаемый результат

1. Отсутствие тяжелой степени адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.

2. Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

 

II. CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Планирование работы с родителями

2.1.1. Тематическое планирование занятий с родителями

Таблица 1

СРОКИ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

 

1.

 

Май - июнь

 

 

Ребенок на пороге детского сада.

  • Познакомить родителей с понятием психологической готовности ребенка к ДОУ;
  • Дать конкретные рекомендации по подготовке ребенка к поступлению в детский сад.

 

2.

 

Октябрь - ноябрь

 

 

Адаптация – это серьезно!

  • Содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период;
  • Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ.

 

3.

 

Декабрь

 

 

Играют дети - играем вместе.

  • Показать родителям значение совместных игр с малышом для его развития;
  • Рассмотреть правила организации игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста;
  • Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

 

4.

 

Январь - февраль

 

 

Маленькие молчуны.

  • Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста, с причинами задержки речевого развития;
  • Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

 

5.

 

Март - апрель

 

 

«Не хочу! Не буду! Не надо!»: кризис трех лет или «Нам подменили ребенка».

  • Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей 2-3 лет;
  • Способствовать адекватному, позитивному и конструктивному взаимодействию с детьми в различных ситуациях;
  • Способствовать развитию рефлексии, децентрации своей родительской позиции, оптимизации детско-родительских отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2. Тематическое планирование консультаций для родителей

Таблица 2

№ п/п

Месяц

Тема консультации

1.

Август

Здравствуй, малыш!

В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса.

2.

Сентябрь

Этот удивительный ранний возраст.

Как привыкнуть к детскому саду.

3.

Октябрь

Одежда для прогулок.

Секреты любви и взаимопонимания.

4.

Ноябрь

Создание домашнего игрового уголка.

Игры и задания для развития мелкой моторики

5.

Декабрь

Играйте вместе с детьми.

Игрушка – надежный помощник в воспитании малыша.

6.

Январь

Ребенок от 1.6 до 3 лет должен знать…

Речь детей раннего возраста.

7.

Февраль

Как помочь ребенку повзрослеть.

У ребенка истерика.

8.

Март

Если ребенок слишком много капризничает и плачет.

Кризис 3 лет.

9.

Апрель

Если ребенок часто устраивает истерики.

Ты мне – я тебе.

10.

Май

Будь здоров, малыш!

Как провести с ребенком лето.

11.

Июнь

Ребенок на даче.

На пляж с ребенком.

12.

Июль

Детские игры при плоскостопии.

10 заповедей здоровья.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация работы с родителями

Программа включает 5 тематических встреч с родителями детей раннего дошкольного возраста. Первая встреча с родителями проходит в рамках общего родительского собрания при поступлении детей в ДОУ.

В течение учебного года 1 раз в квартал организуются занятия с родителями по тематическому плану (таб. 1).

Продолжительность занятий 1 - 1,5 часа.

В зависимости от пожеланий и запроса родителей возможна организация дополнительных встреч, индивидуального консультирования. Кроме этого 2 раза в месяц обновляется материал в уголке для родителей в разделе «Психолог советует», включающий разнообразный материал по тематике воспитания и развития детей раннего возраста (таб. 2).

3.2. Принципы и методы работы с родителями, используемые в программе

3.2.1. Принципы:

  • Принцип построения общения на основе взаимоуважения, эмпатии, толерантности, партнерства;
  • Принцип комплексности;
  • Принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
  • Принцип развития и сотрудничества (включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов).

3.2.2. Методы:

Ориентируясь на достижениях современной психологии, в частности на исследовании Р.В. Овчаровой, в работе с родителями используются:

  • Мини-лекция по заданной тематике;
  • Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания;
  • Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнения других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества;
  • Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка;
  • Видеокоррекция - просмотр видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, анализ увиденного и поиск решения;
  • Коммуникативные игры применяются для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях;
  • Анкетирование родителей - форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкеты служат исходным эмпирическим материалом для обобщений;
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций направлено на формирование у родителей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов;
  • Телесно-ориентированные игры и упражнения - “Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Игры и упражнения позволяют сбрасывать накопленное телесное напряжение, а также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях;
  • Арттерапевтические упражнения – используются как один из способов самопознания и самовыражения для достижения гармоничного состояния личности.

 

IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Условия реализации программы

Для проведения занятий с родителями необходим просторный кабинет для организации работы с группой от 12 до 20 чел. Пространство рабочей зоны должно быть оборудовано столами и стульями для каждого участника. Также потребуются набор цветных карандашей и бумаги, простой карандаш, бумага для записей.

С целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется музыкальное сопровождение (коллекция звуков моря, леса и т.п.).

На каждом занятии родитель получает информационный раздаточный материал по теме (буклеты, памятки и т.п.).

 

4.2. Техническое оснащение

  • Магнитофон;
  • Мультимедийная установка;
  • Подборка видеозаписей.

 

4.3. Кадровое обеспечение

Занятия проводятся педагогом – психологом ДОУ c воспитателем, имеющим соответствующую подготовку.

 

V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Для оценки эффективности выполнения данной программы используется:

1. Сравнительный анализ опроса родителей на начало и конец учебного года, позволяющий оценить уровень родительской компетенции в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста (Приложение 1).

2. Оценка уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ (Приложение 2).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2001. – 188 с.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/ Ватутина Н.Д. - М.: Просвещение, 2003. - № 3. – 104 с., ил.

4. Взаимодействие ДОУ и семьи. /Сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 12 с.

5. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.

6. Минкевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 64 с.

7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011-256с.

8. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2010. – 80 с.

9. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста. – М., «Скрипторий», 2003. – 48с.

 

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы согласны.

1. Знаете ли Вы возрастные особенности своего ребенка?

а) Знаю, и могу поделиться этим опытом.

б) Имею представление, но недостаточно.

в) Не знаю, нуждаюсь в данной информации.

2. Знакомы ли Вы с понятием «психологическая готовность» к поступлению ребенка в детском саду?

а) Знаком(а) и могу поделиться опытом.

б) Имею представление, но недостаточно.

в) Нет.

3. Знакомы ли Вы с правилами пребывания ребенка в детском саду?

а) Да.

б) Имею представление, но недостаточно.

в) Нет.

4. Готовы ли Вы самостоятельно оказать поддержку малышу в адаптационный период?

а) Да, и могу поделиться опытом.

б) Имею частичное представление.

в) Нет, нуждаюсь в консультации и помощи специалистов.

5. Как Вы думаете, нужна ли подготовка ребенка к поступлению в детский сад?

а) Да, как психологическая, так и формирование навыков самообслуживания.

б) Частично.

в) Нет, в садике всему научат.

6. К кому бы Вы отнесли себя с точки зрения компетентности в вопросах развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста?

а) Новичок.

б) Ученик.

в) Выпускник.

г) Бывалый.

д) Мудрец.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка результатов:

Вопросы 1 – 5:

  • Первый вариант ответа - Высокий уровень;
  • Второй вариант ответа – Средний уровень;
  • Третий вариант ответа – Низкий уровень.

Общий показатель по каждому уровню высчитывается путем нахождения среднего арифметического: складываются проценты каждого уровня (отдельно высокого, среднего, низкого) по всем вопросам и делятся на 5 (по числу вопросов).

Вопрос 6:

Подсчитывается количество ответов по каждому из предложенных вариантов

(новичок, ученик и т.д.) без процентов (например, до реализации программы новичков было 19, после – 6).

Все данные оформляются в таблицу:

Уровень родительской компетентности

в вопросах воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста

(201__ – 201__ уч. год)

Уровень родительской компетентности

Первичное анкетирование

(октябрь)

Контрольное анкетирование

(апрель)

Низкий

 

 

Средний

 

 

Высокий

 

 

 

Приложение 2

Уровни адаптации детей к ДОУ

Уровень адаптации

Симптоматика адаптации

Легкая

Поведение - нормализуется в течение 1 недели.

Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.

Сон - восстанавливается в течение 2 недель.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Адаптация проходит в течение 1 месяца.

Средняя

Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков.

Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

Усложненная

Ребенок часто болеет (респираторные заболевания 3 и более раз длительностью более 10 дней).

Пассивный. Отказывается от участия в деятельности. Нет контакта с педагогами и детьми.

Аппетит снижен. Ест долго, неохотно, капризничает.

Сон короткий, прерывистый, просыпается со слезами.

Отсутствие близких вызывает тревогу и плач. Постоянное ожидание родных.

Адаптационный период длится от 2 до 3 месяцев.

Тяжелая

Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.

Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке.

Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.

 

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.