Методическая разработка программы «Вокальный ансамбль» - Лабиринт Знаний
Методическая разработка программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Методическая разработка программы «Вокальный ансамбль»

Брагина Наталья Олеговна – Преподаватель эстрадного вокала МБУДО ДШИ №15 г. Воронеж
Дата поступления работы на конкурс: 29.06.2017г.

Методическая разработка программы для обучения эстрадному пению для детей от 7 до 18 лет посредством объединения их в один коллектив – «Вокальный ансамбль».

Содержание программы:

1. Пояснительная записка.

2. Особенности методики обучения и ее результаты.

3. Цели и задачи программы.

4. Организационно-материальное обеспечение программы.

5. Задачи руководителя вокального ансамбля.

6. Воспитательная работа (помесячный план работы).

7. Контроль учащихся.

8. Экзаменационные требования.

9. Работа с родителями.

10. Подбор репертуара.

11. Пример песенного репертуара.

12. Список литературы.

Пояснительная записка.

В настоящее время предмет «Вокальный ансамбль» находится в состоянии упадка. Подобный род деятельности ведут в основном детские центры развития, и только их система дополнительного образования способна предоставить некоторые возможности повышения общего культурного уровня личности и ее творческого развития в рамках этого жанра. Вокальный ансамбль организуется для детей от 7-18 лет. Вокальное пение является основой музыкального воспитания, оно дает детям возможность находить свое отношение к исполняемому произведению; объединять поющих в один большой дружный коллектив.

Вокальное воспитание в ансамбле – важнейшая часть всей работы в коллективе. Вокальная работа в детском ансамбле имеет свою специфику, потому как детский организм находится в постоянном развитии. Пение в детском возрасте очень полезно: оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильное пение укрепляет здоровье детей. Как дополнение, для развития у детей музыкального слуха, ритма и мышления, при работе в ансамбле можно использовать простые инструменты (бубен, маракас, треугольник, ксилофон.) Эти инструменты вызывают огромный интерес в любом возрасте, а стремление учащихся играть на них, еще больше помогает развитию их музыкальных способностей, воспитывает в них творческие навыки. 

 Данная разработка является образовательной развивающей программой, которая рассчитана на многолетнее обучение. Она не предназначена для одаренных детей, в ее реализации участвуют дети от 7 до 18 лет, отличающихся от остальных лишь трудолюбием и влюбленностью в искусство, а, как известно и то, и другое можно воспитать в любом хорошем коллективе. Программа рассчитана на 6 лет и включает в себя 3 этапа: начальный, основной и заключительный.

Начальный этап длится один год, это учащиеся в возрасте от 6 до 8 лет. К концу этого периода, у учащихся формируются некоторые вокально-хоровые навыки, а также умение свободно двигаться по сцене.

Основной этап длится3 года, это учащиеся в возрасте от 9 до 12 лет. За этот период у учащихся повышается уровень исполнительского мастерства, культура выразительного исполнения эстрадных песен, ведется обучение основам хореографии. 

Заключительный этап длится 2 года, это учащиеся от 13 до 18 лет. На данном этапе развития совершенствуются все навыки, приобретенные в процессе обучения, повышается уровень исполнительского, актерского мастерства, сценического движения.

Предлагаемая программа соответствует требованиям, предъявляемым к музыкальному образованию не только сегодня, но и в перспективе завтрашнего дня, так как рассчитана на многолетний курс обучения. Программа имеет конкретные цели и задачи, ее можно контролировать, корректировать, вносить изменения, если в процессе ее реализации наблюдаются отклонения от учебного плана. Программа составлена с учетом возраста, а также физических и интеллектуальных возможностей детей. Предлагаемая программа может быть, как основным, так и элективный документом, отображающим образовательный процесс в любом детском творческом коллективе.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Так как программа предполагает обучение учащихся разных возрастов, то сам по себе процесс обучения строится на занятиях разного вида: игровые, творческие, комбинированные. В связи с этим в обучении широко используются различные формы индивидуальной, индивидуально - групповой и практической деятельности. При выборе форм и методов учитывается многие факторы, однако, определяющая роль принадлежит содержанию изучаемого материала.

РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончанию обучения, учащиеся должны научиться основам сценического движения, ансамблевого и сольного пения, основам ритмики, вокальным навыкам и правилам дыхания. Получить возможность раскрыть свои способности через общение и концертную деятельность; получить навыки коллективной деятельности, культуры поведения, возможности правильной организации досуга; научится лучше понимать, любить и чувствовать музыкальное искусство; приобрести чувство собственного достоинства, и умение творчески подходить ко всему в мире.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

- развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей учащихся;

-воспитание духовности и уважения к традициям отечественной и мировой культуры средствами музыкального образования.

Задачи программы:

1. Обучающие.

- обучить основам вокального мастерства;

- приобщить к лучшим образцам классической, народной и современной музыки;

- обучить уверенности на сцене, свободно донося свое умение зрителю.

2. Развивающие.

- развить способности к самостоятельной работе;

- развить чувство ритма и слуха;

- развить художественный вкус;

- развить память, способность мыслить в данном направлении;

3. Воспитательные.

- воспитать чувство патриотизма;

- воспитать чувство ответственности за порученное дело;

- воспитать чувство потребности к саморазвитию;

- воспитать и сформировать гуманную личность на основе позиций общечеловеческих ценностей.

Каждого поступающего в ансамбль нужно прослушивать индивидуально. При приеме в ансамбль, кроме желания, нужно учитывать    голос и слух, но не стоит отказывать учащимся без особых данных, посещать ансамбль, потому как, возможно, именно занятия в нем помогут им раскрыться.

Главные усилия руководителя вначале направлены на устранение недостатков пения: крикливости, грубости звучания, фальши, неправильности певческой установки; руководитель должен добиваться единой манеры звучания, чистого однородного звука. В ходе занятий вырабатывается устойчивое внимание к качеству пения, развивается память и слух. При работе над песней, следует строго требовать исполнения правил пения, способствующих выразительности исполнения, оберегающих певческий голос, развивая и укрепляя его. 

Правила для учащихся при пении в ансамбле:

1. Во время пения стоять или сидеть прямо;

2. Дыхание брать спокойно, не поднимая плеч, распределяя его до конца фразы;

3. Гласные в пении произносить протяжно, а согласные коротко и отчетливо;

4. Петь выразительно;

5. Слушать голоса всех участников, стараясь не выделяться из общего ансамбля;

6. Во всем слушаться руководителя.   

ОРГАНИЗАЦИОННО - МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для работы по программе педагогу необходимо иметь методический материал:

- взаимодействие дикции и ритма у детей;

- развитие ритма у детей;

- воспитание музыкой;

- развитие музыкальных способностей у детей;

- подбор репертуара;

- беседы по темам «Музыка в нашей жизни», «Вокальный ансамбль»;

Для занятий необходимо:

- ксилофон;

- простые ударные инструменты: треугольник, бубен, маракас;

- компьютер;

- фортепиано или синтезатор;

- аппаратура: музыкальный центр, микрофоны.

На выполнение программы также благотворно скажутся все мероприятия, проводимые в рамках школы и за ее пределами.

Сотрудничество с другими отделениями, для проведения совместных праздников и концертов.  

ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

- привить любовь детям к вокальному пению;

- научить навыкам вокального ансамблевого пения: дыханию, ансамблю, строю, дикции, единой манеры исполнения; и на протяжении всех лет обучения следить за их формированием, постепенно усложняя их;

- выработать потребность в систематическом посещении вокального ансамбля;

- развить музыкальную память;

- научить детей естественно чувствовать себя на сцене, быть одним единым коллективом.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Воспитательная работа в вокальном ансамбле - это постоянная забота друг о друге, о своем коллективе. Учащихся, родителей и педагогов сплачивает общее дело: стремление преодолеть любые трудности, уверенность в своих силах, укрепляет здоровый дух, поддерживая положительный настрой в ансамбле. Основным в работе ансамбля являются выступления на концертах, конкурсах. Так же очень важным в любом творческом коллективе является совместное проведение различных мероприятий: посещение других концертов, выставок, экскурсий и организация праздников в кругу своего ансамбля.

Параллельно с основным планом работы вокального ансамбля, предусмотренным программой школы, ансамбль ведет свою концертную деятельность, запланированную руководителем: выступления на конкурсах, классных, шефских концертах и концертах для родителей, участие в мастер-классах педагогов других школ и любых других мероприятиях.  

План воспитательной работы:

- Сентябрь концерт ко дню города;

- Октябрь концерт ко дню учителя;

- Ноябрь классный концерт;

- Декабрь концерт к новому году;

- Январь концерт ко дню освобождения г. Воронежа;

- Февраль концерт ко дню Защитника Отечества;

- Март праздник, посвященный 8 марта;

- Апрель тематический вечер (концерт для родителей или классный конкурс, или др.);

- Май концерт, посвященный дню Победы.

- Июнь концерт ко дню защиты детей и ко дню независимости России.

Контроль учащихся.

Контроль успеваемости учащихся осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. По результатам оценки в четверти и года выставляется итоговая оценка.

Работа учащихся в ансамбле оценивается по полугодиям: в декабре-отчетный классный концерт и в мае – экзамен-концерт.

Текущий контроль осуществляется руководителем регулярно в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценивания. Результаты такого контроля учитываются при выставлении четвертных, годовых и итоговых оценок.  Они не требуют публичных выступлений и концертной готовности. Так же можно проводить контрольные уроки по окончание четверти, с целью повышения мотивации учащихся к учебному процессу. Они проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный план.    

Экзамены проводятся в конце учебного года, на заключительных занятиях, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  Предполагают публичное исполнение программы в присутствии комиссии. Экзамены дифференцированные, с обязательным обсуждением, носящим рекомендательный характер.

      Экзаменационные требования.

Контрольный урок:

исполнение одной или двух разноплановых песен (они могут быть разными по стилю, темпу, характеру, языку);

Экзамен:

исполнение наизусть на сцене двух разноплановых песен.

По завершению обучения по данной программе в полном объеме, выставляется итоговая оценка по предмету «Вокальный ансамбль». 

      Примерная программа контрольного урока: 

Муз. О. Газманова «Нарисовать мечту»;

Муз. А. Ермолова «Прадедушка».

Или

Муз. А. Ермолов «Бедный ежик»;

Муз. А. Иголкин «Танцует лето».

Программа выступления ансамбля на итоговых выступлениях (экзамен) подразумевает исполнение всех выученных песен за полугодие на усмотрение руководителя.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители являются основным звеном в триаде (ученик - родитель-педагог) для создания максимально комфортной среды обучения и формирования личности ребенка. Потому как найти подход к ученику порой бывает очень сложно и именно для этого нужно педагогу нужно создать такую доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу, внимательное отношение к проблемам родителей, к их переживаниям, проблемам ребенка, с возможностью оказания психологической поддержки. Обязательно нужно проводить работу с родителями.

Основные направления работы с родителями:

- проводить родительские собрания;

- создать родительский комитет;

- проводить беседы конкретно с каждым родителем по вопросам образования и воспитания, успехам его ребенка;

- делать занятия учащихся открытыми для родителей;

- привлекать родителей для организации мероприятий;

- устраивать концерты для родителей;

- помощь родителей в пошиве костюмов.

ПОДБОР РЕПЕРТУАРА.

Подбирая репертуар для ансамбля, очень важно учитывать следующее: произведения должны быть доступны по содержанию, возможны для исполнения, песни должны соответствовать возрасту учащихся, а также их вокально-техническим возможностям. Предложенный репертуар должен не только нравиться ученикам, что немало важно, но и должен обучать, развивать детей. Количество песен, которое могут освоить учащиеся может доходить до 20 песен в год.  В репертуар нужно обязательно включать песни про животных, песни про родителей, песни патриотического характера, песни разных жанров (народную, джазовую, классическую). Необязательно все песни исполняются на концертах, некоторые из них берутся в репертуар для отработки какого-либо навыка, тем самым являются ознакомительными, обучающими. Так же нужно включать в репертуар песни современных авторов

ПРИМЕРНЫЙ ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР

1 муз. Фрадкина песня «У деревни Крюкого»

2 муз. С. Пожлакова песня «Топ-топ»

3 муз. А.Морозова песня «Кот мурлыка»

4 муз. А. Пугачевой песня «Этот мир»

5 муз. Э. Димитров песня «Арлекино»

6 р.н. песня «А я по лугу» в обработке

7 р.н. песня «Посею лебеду на берегу» в обработке

8 муз. Р. Паулс песня «Кашалотик»

9 муз. Ж. Колмагоровой песня «Кенгуру.ру»

10 муз. А. Варламов песня «Веснушки»

11 муз. Т. Любаша песня «Дружба»

12 муз. Е. Зарицкой песня «Росиночка-Россия»

13 муз. А. Ермолов песня «Бедный ежик»

14 муз. А. Ермолов песня «Прадедушка»

15 муз. О. Газманов песня «Нарисовать мечту»

16 муз. З. Роот песня «Ах, какая осень»

17 муз. А. Иголкин песня «Танцует лето»

18 муз. Е. Зарицкая песня «Раз ладошка, два ладошка»

19 муз. О. Хромушин песня «Что такое лужа?»

20 муз. А. Бауэр песня «Какого цвета лето»

21 муз. Л. Терещенко песня «Улыбайся»

22 муз. Ю. Прялкин песня «Незнайка»

23 муз. Б.Савельев песня «Колючки»

24 муз. А.Ермолов «Веселая песенка»

25 муз. Г. Струве «У моей России длинные косички».

 

Список литературы

1. Т. Вендрова «Воспитание музыкой»

2. В. Владимиров «Музыкальная литература», 1986г.

3. Е. Смолина «Современный урок музыки», 2006г. 

4. А. Карягина «Современный вокал» методические рекомендации,2012г.

5. Примерные программы к базисному учебному плану для ДШИ Санкт-Петербург, раздел «Индивидуальная певческая практика», 2012г.

6. С. Бикеева «Учите детей петь»

7. Г. Струве «Школьный хор».

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.