Методическая разработка урока «Экспедиция в Москву 30-х гг. ХХ века» - Лабиринт Знаний
Методическая разработка урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Методическая разработка урока «Экспедиция в Москву 30-х гг. ХХ века»

Баркова Светлана Николаевна – учитель истории и обществознания,
Тарнавская Алла Серафимовна – учитель русского языка и литературы,
Демидова Валентина Георгиевна – учитель русского языка и литературы,
Кретова Мария Георгиевна – учитель русского языка и литературы
Асташкина Инна Сергеевна – учитель математики,
Кравченко Ирина Николаевна – учитель математики,
ГБОУ Школа №851 г. Москва
Дата поступления работы: 13.05.2019г.

Урок в Москве «Экспедиция в Москву 30-х гг. ХХ века»

Вариант сценария урока

Тема урока: «Экспедиция в Москву 30-х гг. ХХ века»

При проведении занятий в городе для сопровождения учащихся необходимо не менее трех работников образовательной организации. На уроке используется групповая форма работы (4 группы).

Цель: изучить время 30-х годов ХХ века в Москве, используя символы эпохи, памятники материальной и духовной культуры, сохранившиеся в облике города.

Форма: экспедиция в город

Модули урока

Деятельность обучающихся

1

Подготовительный этап

Учащиеся делятся на четыре группы, учитель знакомит их с целями и задачами, стоящими перед каждой группой.

2

Самостоятельная работа учащихся в образовательной организации

Учащиеся изучают необходимые материалы по заданным темам, выполняют задания рабочих листов

3

Самостоятельная работа учащихся в районе Чертаново, на ст. метро «Маяковская», «Площадь Революции», в мемориальных комнатах писателя Н. А. Островского (кабинет и гостиная), на Красной площади.

Учащиеся выполняют задания рабочих листов

4

Завершающий этап

(в образовательной организации)

Учащиеся завершают работу над проектами:

- разработка перспективного маршрута в интерактивной форме;

- наборные плакаты («Символ эпохи», «30-е годы- красные или черные краски?», «В какие цвета окрашено наше время?» (в интерактивной форме в МЭШ);

-работа в созданном блоге, размышления над кейсом и написание эссе.

5

Подведение итогов урока

Каждая группа предоставляет отчет о проделанной работе. Учащиеся представляют продукт урока. Подводят итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал для учеников

Звездчатый пятиугольник (звезда).

Интересной, но очень мало затронутой темой является символика звезды.

«Звезда – это превосходство, постоянство, предводительство, защита, бдительность, устремленность».

Древние верили, что звезды управляют человеческими судьбами, считали их божествами или помощниками божеств, что сказалось на общем символизме звезд.

Звезды считались небесными окнами или входом на небеса. Их называли глазами Митры, персидского бога света. В Ветхом Завете «Звезда Иакова» – символ Мессии; в Новом Завете ее упоминает Иисус Христос, называя «яркой и светлой утренней звездой».

С пятью лучами обычно изображается Вифлеемская звезда. Звезда связана с числом 5. Число 5 – «символ человека и поэтому оно графически изображается фигурой человека, чья голова, разведенные в стороны руки и широко расставленные ноги образуют пятиконечную звезду или пентаграмму».

Пентаграмма является одним из важнейших магических символов. Само это слово происходит от греческих слов "pente", что означает пять, и "gramma" – черта, линия.

Пентаграмма - фигура с пятью вершинами, образованная двумя восходящими пересекающимися лучами, которые отходят от каждой стороны пентагона (правильного пятиугольника), таким образом, получается звезда.

Первые изображения пентаграммы

Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н. э.,

Римский император Константин I включил пентаграмму в свою печать и свой амулет, потому что посчитал, что благодаря ей, он нашёл истинную веру и принял христианство. Английский воин, сэр Гавейн, племянник Короля Артура, в качестве личного символа использовал пентаграмму и поместил её на своём щите в золоте на красном фоне. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств — «благородство, вежливость, целомудрие, отвага и благочестие».

Итак, пентаграмма - правильный невыпуклый пятиугольник, она же правильный звездчатый пятиугольник или правильная пятиугольная звезда.

Звезда – это одна из важных фигур сакральной геометрии.

Сакральная геометрия - это учение о формах Пространства и закономерностях развития Вселенной

Пятиконечной звезде — около 3000 лет.

Пентаграмму можно начертить 10 различными способами

Символ пентаграммы известен большинству народов Земли. Ранним христианам пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа (от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах), которые он получил, страдая за человечество, также она символизировала Троицу и Двойную природу Христа (Божественную и человеческую).

У немецкого поэта Гёте в трагедии "Фауст" (1808 г), описывается случай, когда дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, потому что пентаграмма на его доме была плохо начерчена, и промежуток в уголке остался. Фигура должна быть совершенно замкнутой и не обнаруживать никаких разрывов.

Пентаграмма в живописи

Примером использования Пентаграммы в живописи является Портрет Моны Лизы (Джоконды). Обнаружено, что композиция рисунка основана на «золотых треугольниках», являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.

Пентаграмма глазами математиков.

Пентагра́мма (пентальфа, пентагерон; греч. πεντάγραμμον от πέντε — «пять» и γράμμα — «черта, линия») — правильный пятиугольник, на каждой стороне которого построены равнобедренные треугольники, равные по высоте, иначе ее называют звездой.

Пентаграмма — правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией.

Из Древней Вавилонии в Средиземноморье, как полагают, звездчатый пятиугольник перевез Пифагор. Он первым стал изучать пентаграмму как геометрическую фигуру. Пифагор считал ее символом совершенства и сделал тайным знаком своей философско - математической школы, с помощью которого пифагорейцы отличали своих от чужих.

Звезда — определённый вид плоских невыпуклых многоугольников, не имеющий, однако, однозначного математического определения

Звезда — плоская геометрическая фигура, составленная из треугольных лучей, исходящих из общего центра, сливающихся в точке схождения.

Построение пентаграммы

Пентаграмма — простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу же, не пройдя дважды по одной и той же линии. Пентаграмму можно начертить 10 различными способами.

Один из способов построения разработал немецкий живописец и график Альбрехт Дюре.

Для построения пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник, затем из каждой вершины провести отрезок, соединяющий не соседние вершины.

«Золотое сечение» - гармоническая пропорция. Пентаграмма и золотое сечение

Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора, а другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое можно сравнить с мерой золота, второе же больше напоминает драгоценный камень.

Золотое сечение – это закон пропорциональной связи целого и составляющих это целое частей, когда целое так относится к большей части, как большая часть - к меньшей.

Простейший пример золотого сечения – это деление отрезка в среднем и крайнем отношениях.

При золотом сечении отношение длины всего отрезка к длине большей части равно отношению большей части к меньшей:

Геометрические свойства пентаграммы.

Замечательный пример «золотого сечения» представляет пентаграмма. В чем привлекательность звезды (пентаграммы)?

Пентаграмма обладает интересными геометрическими свойствами:

I свойство. Поворотная симметрия пятого порядка. Звезда имеет пять осей симметрии, которые совмещаются при каждом повороте на 72º.

Поворотная симметрия пятого порядка встречается в животном мире, например, у морской звезды и панциря морского ежа, а также у цветков незабудки, гвоздики, колокольчика, шиповника, лапчатки гусиной, вишни, груши, яблони, малины, рябины и т. д.

II свойство. Постоянство отношений составляющих её отрезков.

Пентаграмма представляет собой вместилище золотых пропорций!


На рисунке

AD: AC = AC: CD = AB: BC = AD: AE = AE: EC

Пользуясь симметрией звезды, этот ряд равенств можно продолжить. Все эти отношения равны числу Ф (1,618...).

III свойство. Углы при вершинах пятиконечного звездчатого многоугольника равны по 360.


Диагонали правильного n - угольника делят его углы на равные части.

В пятиугольнике ABCDE <1 = < 2 = < 3 = 108°: 3 = 36°, (как вписанные углы, опирающиеся на равные дуги). Все углы в пентаграмме кратны 36.

IV свойство. Наличие у пентаграммы возвышенных треугольников.

Лучи пентаграммы, выходящие из одной точки, образуют возвышенный треугольник.

Возвышенный треугольник – это равнобедренный треугольник, у которого углы при основании (72°) вдвое больше угла при вершине (36°), который обладает уникальным свойством: биссектриса угла при основании делит противоположную сторону в золотом сечении.

V свойство. Отрезки пентаграммы связаны между собой всеми видами средних.

   

VI свойство. Сумма углов пятиконечной звезды равна 180º.

Золотое сечение используется также для построения правильных выпуклых звёздчатых многогранников.

Существует всего четыре правильных звездчатых многогранника. Первые два были открыты И. Кеплером (1571 – 1630), а два других были построены французским математиком и механиком Луи Пуансо (1777 – 1859). Поэтому правильные звездчатые многогранники получили названия тел Кеплера – Пуансо. Развертки этих тел составлены из «золотых» треугольников. («Золотыми» называются равнобедренные треугольники с углами 36, 72, 72 и 108, 36, 36 градусов, где отношения боковой стороны и основания равно или приближается к числу Ф).

VII. Тела Кеплера – Пуансо

   

Малый звездчатый додекаэдр. Большой додекаэдр. Большой звездчатый додекаэдр. Большой икосаэдр.

 

Материалы для учителя истории

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

1) В 30-е годы на смену альтернативам 20-х гг. приходит тоталитарный режим  (власть одной партии перерастает в диктатуру вождя; на смену нэпу-командная экономика)

2) Три типа политических режимов. Характеристика тоталитарного режима, его признаки, отличия от демократии (культ личности, одна идеология, монополия государства на СМИ и вооруженные силы, централизованная система управления экономикой, система полицейского контроля и террора).

3) Звезда-символ Коминтерна. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

 Пять континентов. Идея мировой революции.

4) Звезды на башнях Кремля. Политическая символика станций метро. Театр Российской Армии.

5) Название романа «Как закалялась сталь» напрямую связано с именем Сталина.

6) Политическая символика в музее Н.А. Островского (экспонаты со звездой   и другими коммунистическими символами: патефон, посуда, пионерские галстуки, пилотки, карта «Гражданская война в Испании», «Календарь революционных праздников», картина «Выездное заседание Союза писателей»

2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 

 

1) Модели социальной структуры 30-х годов.

2) Название романа «Как закалялась сталь» стало символом твердости духа нового советского человека. Жизненный пример Островского. Островский в социальной нише.

3) Герои экспозиции «Преодоление».

4) Скульптуры Манизера на станции «Площадь Революции». Люди эпохи 30-х гг.

Своды и плафоны станции метро «Маяковская».

  

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Москва советская. Новый облик столицы. Новый транспорт. Первые станции метро-дворцы для народа.

Снос храмов и зданий старой Москвы. Храм Дмитрия Солунского (вид из окна квартиры Н.А. Островского). Елисеевский магазин.

Проект Дворца Советов. Высота 420м.

1930г. Здание театра Российской Армии. Сталинский ампир.

 

4. ДУХОВНАЯ СФЕРА

Соцреализм-единственно верный   художественный метод. Пропаганда идеалов социализма. Главные темы новой эпохи.

Черты художественного творчества:

- идеологическая направленность;

- оптимистическая тональность;

- простота формы;

- народность по содержанию.

Новая школьная программа.

Идеал молодежи - Павел Корчагин, герой романа Островского «Как закалялась сталь» - герой новой литературы (1932). Роман переиздан 41 раз! Его роль в воспитании поколения, которому выпало на долю защищать Родину в годы Великой Отечественной войны.

Пафос социального оптимизма в искусстве. Энтузиазм. Вера в светлое будущее.

Плакатное искусство: пропаганда и просветительские задачи.

Кино: мажорное, победное звучание, образ нового советского человека.

Стремление молодежи овладеть героическими профессиями и стать летчиками, полярниками, танкистами.

Рассказ о светлом пути граждан победившего социализма. Культмассовая работа. Клубы, дома пионеров, стадионы, планетарии, парки культуры и отдыха. Переоборудование дореволюционных зданий. Радиовещание. Репродукторы.

Новые праздники:

- Годовщина Октябрьской революции

- 1 Мая

- День Конституции

- Международный женский день 8 Марта

- профессиональные праздники.

Искоренение религиозных праздников, антирелигиозная пропаганда. Закрытие храмов, запрет колокольного звона.

1937 - год возвращения Нового года: первая советская елка в Колонном зале. Новая традиция празднования.

«Массовки» - совместное проведение досуга в клубах и парках-местах «всеобщей радости», мечта о светлом будущем.

Парады физкультурников.

«Девушка с веслом» (И. Шадр). Гипсовые копии нового символа красоты разошлись по всей стране.

 
ВСХВ-витрина достижений социализма (ВДНХ - ВВЦ)

Монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница» (1937г) Высота-25м.

 

Образование в 30-е годы: в сельских районах - обязательное 4-х летнее образование.

В городах - 7-ми летнее с фабрично-заводским уклоном. В 4 раза выросло число людей с высшим образованием. Урочная система. 5-балльная система оценок. Экзамены. Аттестаты. Идеологизация образования. Октябрята - пионеры - комсомольцы. Символика молодежных организаций.

 

Материалы для учителя литературы

В 30-е годыXX века ведущим в искусстве Советского Союза стал художественный метод социалистического реализма (соцреализм).

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе Союза Писателей СССР, принятом на Первом съезде СП:

«Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма».

Максим Горький - основоположник соцреализма в литературе - считал, что главной задачей этого направления является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Произведения разных видов искусств соцреализма (фото):

М. Горький, роман «Мать»

Картина Б. Иогансона «Выступление Ленина на III съезде комсомола»

А. Гладков, роман «Цемент»

1. Тест

1. В чем значение личности М. Горького для культуры страны?

А) дал определение методу социалистического реализма

Б) возглавил первый съезд Союза советских писателей

В) был мэром Москвы

Г) организовал строительство парка

2. Соотнесите имена писателей с книгами, созданными ими в 30-е годы:

1) Фурманов Д.А.           А) «Разгром»

2) Островский Н.А.       Б) «Мать»

3) Фадеев А.А.               В) «Железный поток»

4) Горький М.                 Г) «Чапаев»

5) Серафимович А.С.     Д) «Рожденные бурей»

2. Работа с видеофрагментами:

1. Прослушайте песню «Москва Майская», ответьте на вопросы:

1. Каков пафос (настроение) песни?

2. Какие символы времени нашли отражение в кинофрагменте?

3. Как в тексте песни и в музыке объясняются эпитеты «кипучая, могучая, никем непобедимая»?

2. Прослушайте «Марш энтузиастов», ответьте на вопросы:

1. Кто такие энтузиасты?

2. Смогли ли авторы текста (Д. Актиль) и музыки И. Дунаевский передать пафос эпохи?

3.Какие строки звучат рефреном?

4. Что значил труд для советских людей 30х г.г. 20 века?

3. Прослушайте песню «Широка страна моя родная», ответьте на вопросы:

1. Каков жанр песни (лирическая, гимн, марш)? Докажите.

2. Какое чувство рождает песня у слушателей? Объясните примерами из текста.

3. Продолжите фразу «Молодым везде у нас дорога…»

 

Материалы для учителя русского языка

Аббревиату́ра - слово, образованное сокращением слова и читаемое по названию первых букв слов, входящих в него. Также слово может быть составлено из сокращённых начальных элементов словосочетания.

Сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались. Основная причина появления в русском языке таких слов - это экономия времени и места. После революции наименования и официальные звания/названия/должности упразднили как ужасное наследие царизма. Новые придумали слишком длинными и из множества слов, пафос строительства нового мира здесь тоже сыграл свою роль. В итоге всё это стало отнимать слишком много места и времени как на бумаге, так и в бытовых разговорах. Начались сокращения для удобства использования, которые потом и вошли в язык неологизмами.

Особенно много появилось аббревиатур в начальные годы Советской власти. Составлялись они без особых раздумий, путем простейших действий со словами. Например, «шкраб» — не очень благозвучное слово, но означало оно «школьный работник». Помните «Двенадцать стульев»? Остап Бендер, устраиваясь на пароход «Скрябин» художником, заявил, что он заканчивал ВХУТЕМАС…Высшие ХУдожественно – ТЕатральные МАСтерские.

В СССР сокращались не только слова и словосочетания, но и имена. Родители давали своим детям имена в честь вождей, революционных событий и даже географических мест. Детей называли производными сокращениями от лозунгов или ФИО известных личностей. А как вам нравится нежное девичье имя: Даздраперма? (ДА ЗДРАвствует ПЕРвое МАя!)

Дазвсемир - от сокращения лозунга «Да здравствует всемирная революция!»

Далис — от сокращения лозунга «Да здравствуют Ленин и Сталин!»

Лес — Ленин, Сталин

Лестак — Ленин, Сталин, коммунизм

Лист — Ленин и Сталин

Стален — Сталин, Ленин

Маяковский, например, рассказывал, будто молодые москвички, назначая рандеву своим поклонникам, произносят два слова: «Твербуль, Пампуш». И те будто хорошо понимают, что так называется популярное место любовных свиданий – Тверской бульвар, памятник Пушкину.

Эта, казалось бы, совсем невинная игра в сокращения со временем переросла в настоящую эпидемию аббревиатур, заполонивших все сферы жизни. У Алексея Толстого есть строки: «Катя боялась некоторых слов, например, совдеп казался ей свирепым словом, ревком - страшным, как рев быка». Сокращения встречались настолько часто, что в связи с этим случались и курьезные ситуации. Актер Василий Иванович Качалов как-то признался, что, увидев на двери какой-то конторы обычную надпись «ВХОД», он долго думал, как же она расшифровывается. В итоге актер решил, что это «Высший Художественный Отдел Дипкурьеров». Британский писатель Дж. Оруэлл, автор антиутопии «1984» считал, что склонность к упрощению языка и сокращениям – неизбежная особенность тоталитарного государства. Анализируя прошлое страны, название которой тоже было аббревиатурой, и, помня о любви к сокращениям сегодня, есть, над чем задуматься.

Расшифровка аббреиеатур:

Ликбез - ликвидация безграмотности

Колхоз - коллективное хозяйство

МТС - машинно-тракторная станция. С к.1920-х до 1958 - организация, обеспечивающая колхозников техникой

РККА - Рабоче-Крестьянская Красная Армия — сухопутные и военно-воздушные вооруженные силы Советского Союза.

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

Комсомол - коммунистический союз молодежи

ГТО оборонно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне"

ГУЛаг - Главное управление исправительно-трудовых лагерей. С 1930 ведомство, ведавшее лагерями и заключенными.

Задание: Самая длинная аббревиатура в русском языке состоит из 55 букв! Она вошла в книгу рекордов Гиннеса. Расшифровывается так: «Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР».

Составьте самостоятельно аббревиатуру и произнесите ее.

Ответ: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ

Выполните задания:

1/ Расшифруйте аббревиатуры, сделайте словообразовательный разбор:

1. РККА

2. ВПО им. В.И. Ленина

3. ВКП (б)

4. ЦПКиО им. Горького

5. Колхоз

6. МТС

7. ВСХВ

8. Комсомол

9. ФЗУ

2/ Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Прозаседавшиеся», выпишите аббревиатуры, которые являются авторскими неологизмами в тексте. С каким чувством использованы они автором?


Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»


Урок развития речи (составить 5-10 предложений):

1. Докажите фактами биографии Николая Островского справедливость его собственного высказывания, взятого из романа «Как закалялась сталь»:

«Жизнь даётся всего один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое прошлое».

2. Докажите фактами биографии Николая Островского справедливость его собственного высказывания, взятого из романа «Как закалялась сталь»: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».

3. Докажите фактами биографии Николая Островского справедливость его собственного высказывания, взятого из романа «Как закалялась сталь»: «Всё же у меня остаётся несравненно больше, чем я только что потерял».

4. Изучив материалы центра «Преодоление», докажите, что подвиг Н. Островского стал примером для людей последующих поколений.

 

Материалы для учителя математики

1. Один из крупнейших театров СССР, построенный в 30-е годы — Центральный театр Советской Армии в Москве.

а) Днем рождения театра принято считать 6 февраля 1930 года. Сколько лет театру, когда будем отмечать его ближайший юбилей?

Решение. 2019-1930=89 лет, в 2020 году 90-летие

Ответ: 89 лет, в 2020 г. – 90 лет.

б) Ширина сцены достигает почти 40 метров, а глубина, считая от портала, равна 30 метрам. Позади нее расположена обширная задняя сцена, которая тоже может быть использована для театрального действия. Если к этому добавить еще и переднюю часть сцены, выходящую за границы портала, тo общая глубина всей сцены составит 62 метра. На ней можно развернуть массовое действие с участием более тысячи человек. Здесь можно показать в грандиозных масштабах взятие Зимнего дворца, штурм Перекопа. На такой сцене может «действовать» батальон пехоты, кавалерия, танки. В театре имеется специальный танковый въезд, по которому эти грозные боевые машины будут попадать на сцену.
Сцена Ла Скала почти квадратная в плане вместе с пространствами, находящимися за колоннами и имеет ширину 36 м. Найдите ее площадь и сравните с площадью сцены театра Советской Армии.

Решение. 1) 36*36=1296 м2- площадь сцены Ла Скала

               2) 62*40=2480 м2 – площадь сцены театра Советской Армии

               3) 2480 : 1296 ≈1,913

Ответ: площадь сцены театра Советской Армии превосходит площадь сцены Ла Скала примерно в 2 раза.

2. Скульптура русского советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (1887-1941) «Девушка с веслом» была установлена в ЦПКиО. Голову лепил три месяца, столько же времени автор работал над фигурой. Переведите время его работы в секунды, если считать, что в месяце 30 дней.

Решение. 6*30*24*60*60=15552000 секунд

Ответ. 15552000 секунд

3. В 1935 году В.И. Мухина начинает работать над созданием архитектурного оформления советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года.

Это была гигантская группа «Рабочий и колхозница», постаментом которой был советский павильон на Всемирной выставке. Высота – 24 м, готовая скульптура весила 75 тонн. По возращению в Москву в 1939 году, вопреки мнению авторов, монумент водрузили на неказистый постамент высотой 10м. Мухина называла его «пеньком». Вера Игнатьевна тщетно боролась с этим «пеньком» до самой смерти.

После восстановления скульптуры в 2009 году высота павильона-постамента для легендарной скульптуры вновь составила 34,5 метра – в точном соответствии с первоначальным замыслом Веры Игнатьевны Мухиной.

а) какова общая высота монумента сегодня?

Решение. 34,5+24=58,5м

Ответ:58,5м

         б) Сравните высоту постамента с 9 этажным домом, если высота одного этажа 3 м.

Решение. 9*3 =27 м

Ответ: выше 9 этажного дома почти в 2 раза

4. В 1931 был объявлен конкурс проектов Дворца Советов, которому суждено было стать очень масштабным и, к тому же, интернациональным: в соревновании приняло участие более 284 коллектива: 160 работ представили на конкурс архитекторы-профессионалы, более 100 проектов поступило от обычных граждан, 24 разработки прислали на конкурс граждане других государств. Найдите процентное соотношение работ различных коллективов.

Решение.

1) 160/284*100= 56% профессионалы

2) 100/284*100=35% обычные граждане

3) 100-(56+35)=9% иностранцы

Ответ: 56%, 35%,9%

5. Всего на станции метро «Маяковская» 36 пар столбов. Если Вы посчитаете, сколько пространств между ними, то узнаете, сколько рисунков Душкин заказал Александру Дейнеке?

Решение. 36 пар, значит, 35 промежутков.

Ответ: 35 промежутков.

6. В метро Москвы стоит около 300 взрывозащитных контейнеров. Стоимость одного 1 200 000 рублей. Срок службы не менее 7 лет с момента ввода в эксплуатацию.

В Москве сегодня живут 7 млн работающих человек. Посчитайте, сколько рублей платит через налог каждый в год на закупку этих контейнеров.

Решение. 1,2*300/7/7=7,3 рубля

Ответ:7,3 рубля

7. Для станции метро «Площадь Революции» скульптором Манизером и его коллективом была выполнена серия эскизов скульптур, из которых были утверждены и реализованы 20 тем для фигур. На станции при открытии имелось 40 арок, значит, следовало в них установить 80 скульптур, по две в каждой арке. Сколько раз повторили каждую тему?

Решение. 80/20=4 раза

Ответ: 4 раза.

8. Урожайность крыжовника сегодня 400 кг ягод с сотки. В колхозе «Верный путь» в Чертанове, где ныне расположена ст. метро «Варшавская», достигал 4 тонн с гектара. Сравните урожайность, какая выше и на сколько?

Решение. 1га=100ар

400 кг*100=40000 кг=40 т с га сегодня в 10 раз больше

Ответ: 40 т с га сегодня в 10 раз больше

9. Денег колхозники почти не видели (доход распределялся преимущественно в натуральной форме), что не мешало властям собирать на пожарный инвентарь (по 10 руб. со двора). Количество дворов к 1936 году возросло до 118. Сколько денег собрали?

Решение.118*10=1180руб

Ответ:118*10=1180руб

10. На территории нынешнего района Чертаново Центральное, в районе современных улиц Чертановской, Красного Маяка, Днепропетровской когда-то располагалось сельцо Красное. Впоследствии здесь был образован совхоз «Красный маяк». За счёт национализации имения количество земли, находившейся в их собственности, выросло примерно на 1/3, или 35,25 га. Какова площадь совхозных земель?

Решение. 35,25*4=141 га

Ответ:141 га.

11. а) Спасская башня имеет высоту 67,3 метра до основания звезды, а со звездой 75м. Какой процент высоты составляет звезда? Ответ округлите до сотых.

Решение.

  1. 1)75-67,3=7,7м
  2. 2)7,7/75*100≈10,27%

Ответ: ≈10,27%

б) Высота звезды на Водовзводной башне на 15 см меньше, чем на Спасской. Чему она равна? Ответ выразите в метрах.

Решение. 7,7+0,15=7,85 м

Ответ:7,85 м

12. Изначально звезды изготовили из красной листовой меди (плотность‎ меди 8,92 г/см³), которую закрепили на металлическом каркасе. Каждая звезда весила приблизительно одну тонну. Найдите объем такой звезды. Ответ округлите до целых и выразите в кубических дм.

Решение: 1000000000/8,92/1000=12108 дм3

Ответ:12108 дм3

13. Кремлевские звезды горят круглосуточно. До 2014 года мощность электроламп в звездах на Спасской, Троицкой, Никольской башнях составляла по 5 кВт, на Водовзводной и Боровицкой – по 3,7 кВт. В 2014 году начали замену ламп на галогеновые энергосберегающие, у нее появилась новая система освещения с несколькими металлогалогенными лампами общей мощностью 1000 Вт. Рассчитайте, сколько сэкономили денег за сутки, если 1кВт стоит 5 рублей.

Решение. 1) 5*3+3,7*2=15,4кВт было

               1000Вт = 1кВт

               2) 3*1+2*1= 5 кВт стало

               3) 10,4*5=52 руб. разница в час

              4) 52*24 = 1248 руб.экономия в сутки

Ответ:1248 руб.

14. Определите время подъема на эскалаторе со ст. метро «Площадь Революции» (западный вестибюль), если скорость движения 0,75 м/c, высота подъема эскалатора 27,6 м, а угол его наклона 30 градусов.

Решение. По свойству прямоугольного треугольника с углом в 30 градусов получаем: 1) 27,6*2 = 55,2 (м)-длина эскалатора

       2) 55,2:0,75 = 73,6 (с) – время подъема

Ответ: 73,6 с.

15. Человек сбежал вниз по движущемуся вниз эскалатору и насчитал 45 ступенек. Затем он пробежал вверх по тому же эскалатору с той же скоростью относительно эскалатора и насчитал 105 ступенек. Сколько ступенек насчитал бы человек, спустившись по неподвижному эскалатору?

Решение.

1/х+у=45

1/х-у=105

решив систему х=1/63, значит 63 ступеньки

Ответ: 63

16. Высота подъема эскалатора Северного вестибюля станции «Маяковская» 37,2м, а станции «Площадь Революции» (Западный вестибюль) 27,6м. Угол наклона всех эскалаторов в Москве 30 градусов. Сравните длину эскалаторов.

Решение. 37,2*2=74,4 (м) – длина эскалатора станции «Маяковская».

               27,6*2=55,2 (м) - длина эскалатора станции «Площадь Революции».

(по свойству прямоугольного треугольника с углом 30 градусов)

               74,4>55,2

Ответ:74,4>55,2

 

Экспедиция в Москву 30-х гг. ХХ в.

Возрастной диапазон урока:

9 класс

Изучаемые элементы содержания образования по предмету «Обществознание»: тоталитарный политический режим, социальная структура, основные классы, личности в истории, лидеры, масса.

Изучаемые элементы содержания образования по предмету «История»: СССР в 1930-е гг. Культ личности И.В. Сталина, коренные изменения в духовной жизни общества, утверждение одной идеологии в обществе, индустриализация, коллективизация, новый советский человек.

Изучаемые элементы содержания образования по предмету «МХК»: сталинский неоклассицизм, сталинский ампир, скульптуры 30-х гг., архитектура 30 – х гг., изобразительное искусство (плакаты, мозаичное панно), сюжетная картина, портреты.

Изучаемые элементы содержания образования по предмету «Литература»: роман Н. Островского «Как закалялась сталь», марши, гимны, песни, частушки как отражение пафоса эпохи.

Изучаемые элементы содержания образования по предметам «Русский язык»: сокращения и аббревиатуры СССР. Крылатые выражения из романа Островского как отражение основных принципов и убеждений советского человека эпохи.

Изучаемые элементы содержания образования по предметам «Математика»: геометрические фигуры и их свойства, единицы измерения, текстовые задачи на движение.

Для проведения урока необходимы: планшеты или мобильные телефоны с выходом в интернет, фотоаппарат или мобильный телефон для фотофиксации, распечатанные листы с заданиями, ручки, карандаши, папки с зажимом, листы А4.

Место проведения урока: район Чертаново, станции метро «Маяковская», «Площадь Революции», мемориальные комнаты писателя Н. А. Островского (кабинет и гостиная), Красная площадь.

Форма проведения урока:

Урок с элементами поисково-исследовательской и творческой деятельности.

Свободное описание урока:

На уроке школьники смогут погрузиться в атмосферу СССР 30-х годов XX века. Урок проводится в районе Чертаново, на станциях метро «Маяковская», «Площадь Революции» с посещением Красной площади, а также в мемориальных комнатах писателя Н. А. Островского (кабинет и гостиная) с максимальным привлечением подлинных экспонатов. Основная задача урока − погружение детей в эпоху 30-х гг. через музейные предметы (предметы быта, книги, документы), историко-культурные объекты Москвы. Обучающиеся познакомятся с символами и аббревиатурами 30-х.гг.

 

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.