Методическая разработка урока «Изготовление традиционной народной куклы – помощницы во всех делах» - Лабиринт Знаний
Методическая разработка урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Методическая разработка урока «Изготовление традиционной народной куклы – помощницы во всех делах»

Найданова Оксана Сергеевна - Педагог дополнительного образования, первой категории МБУ ДО «Абазинский центр детского творчества»
Дата поступления работы на конкурс: 25.11.2016г.

Методическая разработка учебного занятия «Изготовление традиционной народной куклы – помощницы во всех делах» Для детей младшего и среднего школьного возраста

  «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков - Щедрин.

Пояснительная записка

На данном занятии изготавливаем народную куклу «Десятиручку» на традиционной основе.

 Занятие входит в блок занятий образовательной программы «Народные куклы» для первого года обучения. Рассчитано для детей младшего и среднего школьного возраста.

Формы и методы: рассказ, беседа с применением фольклорного материала, поисково-исследовательский, наглядно-иллюстративный, интегрированное занятие, практический.

   Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстрации с изображением готовых кукол, иллюстрации русских народных костюмов, образцы кукол, инструкционные карты для изготовления куклы, таблица гармонирующих цветов и оттенков, магнитофон.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

   Подготовительная работа к занятию: оформление выставки народных традиционных кукол.

Материалы и инструменты:

бумага, карандаши, лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, бисер, нитки мулине, ножницы, иглы, нитки х/б.

  Методические рекомендации: Для проведения данного занятия желательна предварительная работа: изучение специальной литературы, поиск интернет ресурсов.

Деятельность на занятии включает в себя теоретическую и практическую работу. Теоретический метод обучения:

 - Рассказ-информация по истории создания куклы, функции и предназначение, беседа с применением фольклорного материала

- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, презентации.

- Беседа и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание учащихся. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, выясняется степень знаний детей, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.

Практический метод обучения:

 - После прослушивания сказки (фольклорного материала), дети представляют, как может выглядеть кукла, и рисуют ее.

 -Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления куклы.

- Процесс изготовления куклы.

 - Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы,

- Декоративное оформление.

Цель занятия: научиться выполнять русскую тряпичную куклу «Десятиручка» на основе традиционной технологии.

Задачи:

Образовательные

-создавать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию;

– формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах;

- обучить техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол, получение подготовки, позволяющей продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства;

- познакомить с народными традициями, их местом в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества;

Развивающие

-развивать полноценную духовно богатую личность ребенка; развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность, инициативу, мелкую моторику.

Воспитательные

– социально адаптировать ребенка в коллективе и обществе в целом; воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, технологическую дисциплину, эстетический вкус;

- формировать мировоззрение, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся;

Социализирующие личность обучающегося

– преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня.

План урока.

1.Организационный этап: 2 мин.

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

в) Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся.

г) Психологический настрой.

2. Подготовительный этап: 2 мин.

а) Определение темы занятия.

б) Определение цели и задач урока.

в) Знакомство с планом урока.

3. Основной этап: 30 мин.

Выполнение практической работы.

а) Беседа об истории куклы, ее образах, символике. (Приобретение новых знаний).

б) Созерцание иллюстраций, панно. Наглядный, иллюстративный методы.

в) Повторение ТБ. Практическая работа.

г) Итоги:

4. Целевые обходы учителя:

а) Контроль над правильностью выполнения задания.

б) Оказание помощи слабым ученикам.

5. Итог урока: 6 мин

а) Обобщение и систематизация знаний учащихся, просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль.

б) Домашнее задание: сделать сообщения об истории русского народного костюма.

(Поисковый метод).

Ход урока.

  1. I.Организационный момент

Знакомство: метод «Познакомься с игрушкой»

Цели использования метода: Запоминание имён, создание игровой, веселой обстановки. Установление более открытых отношений между обучающимися.

Технология проведения:             Педагог (А) говорит: «А у нас есть еще один участник и сейчас мы ее увидим, ну ка покажись». Достается игрушка (В) (у нас кукла Василиса) и с ней ведется диалог

А: Ты почему не в кругу?

В: Я, боюсь.

А: Чего?

В: Вас тут много, я никого не знаю.

А: Ты как раз вовремя, мы сейчас будем знакомиться.

В: Вот здорово!

А: Ты мне как раз и поможешь, Василиса.

Сейчас Василиса будет знакомиться с каждым из вас. Когда она окажется у вас, вы ей представляетесь, и называете предыдущих участников. Кукла передается по кругу и возвращается к педагогу, который называет всех участников.

Продолжительность 10-15 минут

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Тема нашего урока: «Изготовление народной тряпичной куклы-оберега на традиционной основе», а какую куклу мы будем сегодня делать, вы узнаете позже.

III. Объяснение нового материала

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.

В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы.

Обрядовые куклы - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Есть такая присказка о Десятиручке:

 Данным давно жила в одной деревне трудолюбивая женщина. Вставала она раньше солнышка, ложилась спать с первыми звездами. Цельный день работает, не покладая рук. А работы все больше и больше. Села она вечером и заплакала: «Ой, горе мне горе, работаю, работаю, а дел все больше и больше, вот была б у меня еще пара рук точно бы справилась.» Пожалела женщину Макошь и сотворила ей еще две руки. Целый день женщина работала, а вечером опять в слезы. Макошь ее спрашивает: "Почему ты плачешь? Ведь я сотворила тебе еще одну пару рук!". А женщина отвечает: "Благодарствую тебе, Макошь, в два раза больше сделала, чем вчера, но на все ровно рук не хватает". "Хорошо, - сказала Макошь, - вот тебе еще пара рук". Весь день работала женщина, а вечером опять в слезы. Макошь спрашивает, чего она опять плачет, а женщина опять за свое - снова ей на все рук не хватает. Рассердилась Макошь убрала все лишние руки, а вместо них дала куколку с десятью руками и знания как ее изготовить. И сказала: "Смотри, хорошо к ней относись, тогда станет она для тебя помощницей во всех делах!". С той поры стали женщины сами себе помощниц делать, а великую Макошь еще больше прославлять.

Ребята представьте, как могла выглядеть кукла «Десятиручка» в то время или какую вы для себя хотели бы изготовить и нарисуйте. Подумайте, в каких делах кукла может вам помочь. Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь.

IV. Практическая работа:  

Ребята, давайте повторим технику безопасности. Нам ее расскажет кукла Василиса:

    Инструктаж по ТБ


Чтобы детки вам работать

Нужно правила вам знать

Я их с детства точно помню

Коротенько вам напомню.

Помни, иглы и булавки

Не валяются на лавке.

Поработал, не забудь

Их в игольницу воткнуть.

Я про ножницы скажу,

На примере покажу:

Как их надо подавать

Ни острыми конечками,

А круглыми колечками.

Нужно правила всем знать

Аккуратно соблюдать

И получим мы тогда

Наслажденье от труда!


 Приступаем к изготовлению куклы-помощницы “Десятиручки”.

Из длинной полоски ткани сворачиваем полоску для туловища, перегибаем ее. В выполнении такой «куватки» есть свои особенности: в месте перегиба основной детали ткань не перетягивали. Голову обозначают, перемотав это место ниткой (1).

Для изготовления рук скручиваем короткую полоску. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом (2). Выполняем 5 пар рук для куклы и раз­ворачиваем их веером (3). Вкладываем «руки» под головой между половинками туловища (4).

Далее крестообразно затягиваем и закрепляем «руки» в тельце куколки (5)

Мы закончили основу нашей куколки. Давайте немного отдохнем:

Физическая минутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

Крутим - вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед.

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке,

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?


 По желанию можно по-разному оформить куклу:

- добавить юбку и фартук;

- косынку или косы;

VI. Рефлексия

Название метода

«Веселый хоровод»

Цели использования метода

Выяснить впечатления участников от проведенного занятия

Количество участников

Группа (12 человек)

Технология проведения

Всем участникам раздаются нарисованные народные куколки, но без лица (народные куклы безликие). Ваша задача нарисовать такое личико, какие эмоции вы испытываете после нашего мероприятия. Ваша кукла может быть веселой и жизнерадостной, грустной или задумчивой. Вам решать!

После того как все выполнили задание куклы наклеиваются на лист ватмана в форме хоровода.

Продолжительность проведения

10 мин

Предварительная подготовка (если требуется)

Распечатка картинки или рисунок вашей куклы.                Вырезать ее по контуру.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Лист ватмана.

Автор метода

Найданова Оксана Сергеевна

 

Литература.

  1. 1.«Куклы в народных костюмах» коллекция журналов создана при участии ООО  «ЭТНОКОНСАЛТИНГ»
  2. 2.Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004
  3. 3.Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004;
  4. 4.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
  5. 5.Шайурова Н.В. « Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012

Источники интернет ресурсов:

http://www.rukukla.ru (о народной кукле)

http://www.livemaster.ru  (Ярмарка мастеров о куклах)

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.