Обобщение опыта «Развитие певческих умений детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» - Лабиринт Знаний
Обобщение опыта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Обобщение опыта «Развитие певческих умений детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Тушева Людмила Анатольевна – Музыкальный руководитель МДОУ детский сад комбинированного вида №46 г. Комсомольск-на-Амуре
Дата поступления работы на конкурс: 16.09.2018г.

«Развитие певческих умений детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Сообщение из опыта работы

1 слайд

            Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песен помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Само исполнение песни является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения.

Психологами установлено, что возраст с 2 до 5 лет самый благоприятный для интенсивного творческого развития. Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом способствует становлению творческой личности. И, наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно петь ту или иную песню, создают различные комплексы у детей.

2 слайд

Поэтому поставила перед собой задачу - научить детей любить песню и обеспечить развитие группы специальных певческих умений: звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования и навык ансамблевого пения.

            Среди всех певческих навыков особое внимание уделяю звукообразованию. Важным условием правильного звукообразования является умение детей петь без напряжения, выразительно, естественным голосом. Умение тянуть звук в процессе пения – важнейшее условие звуковедения. Для его развития использую песни в умеренном и медленном темпах такие как: «Пирожки», «Цыплята» А.Филиппенко; русские народные песенки «Ладушки», «Сорока-сорока», «Лиса по лесу ходила», «Скок-поскок», а также упражнения на протяжное пропевание гласных. Развитию напевности помогает пение на слоги «му», «мо», «лу», «ло». В процессе упражнений применяю прием сравнения, говорю детям: «споем как скрипочки, дудочки» или «споем как будто гладим пушистого котенка»; представьте, «как песчинки струятся с ладоней». С помощью показа исполнения, беседы о характере музыки активизирую музыкальное мышление детей – все это способствует формированию навыков звукообразования.

     Качество звукообразования во многом зависит от правильного дыхания в процессе пения. Развитие певческого дыхания позволяет преодолеть такие распространенные ошибки при пении, как взятие дыхания в середине слова или музыкальной фразы, пение «говорком», шумные вдохи перед каждой фразой, поднятие плеч при вдохе и др. Разъясняю и показываю детям, где и как надо брать дыхание, как его экономно расходовать, не нарушая целостность музыкальной фразы и мелодии песни.

3 слайд

Для выработки певческого дыхания предлагаю игровые упражнения:

  • «Цветочек» Сделать вдох и задержать дыхание (понюхай цветочек, вдохни аромат);
  • «Свеча» Сделать выдох (подуй на пламя свечи и посмотри, как долго оно будет отклоняться), (задуй свечу резким выдохом);
  • «Кто дольше» - сохранить дыхание и правильно его расходовать (чей паровозик дольше гудит, чья дудочка дольше поет) и т.д.

     Качество звука и певческого дыхания во многом зависит от певческой установки, т.е. правильного положения корпуса и головы во время пения. Сидеть во время пения нужно прямо, не напрягаясь, расправив плечи. Поэтому перед пением обращаю внимание детей на посадку.

4 слайд

     Большое значение в развитии певческих навыков у детей имеет работа над дикцией, так как именно дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Хорошая дикция подразумевает четкое и ясное произношение гласных и согласных звуков. Важнейшим условием хорошей дикции является понимание детьми смысла слов и характера музыкального образа. Для выработки навыка правильной дикции использую следующие приемы:

  • выразительное чтение педагогом текста песни;
  • коллективное выразительное и ясное произнесение текста нараспев, негромко, в умеренном темпе;
  • произнесение текста шепотом, с четкой артикуляцией в ритме песни, особенно при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе;
  • выразительное чтение текста одного куплета на высоком звучании;
  • разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение.

             Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти). Мягкое небо считается одним из главных голосоообразующих участков.

             Для развития его подвижности использую следующие упражнения:

5 слайд

  • «Лошадка». Несколько раз поцокать языком.
  • «Ворон». Беззвучно, с закрытым ртом несколько раз произнести «кар-кар», стараясь, как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок.
  • «Колечко». Скользить кончиком языка по верхнему небу с закрытым ртом.
  • арткуляционную гимнастику «путешествие язычка» из книги О.Кацер «Игровая методика обучения детей пению».
  • Обращаю внимание на произношение согласных в конце слова.

     При обучении детей пению большое внимание уделяю работе над интонационной речевой выразительностью. От выразительности произношения текста зависит не только доходчивость содержания песни, но и артистичность ее исполнения.

     С целью развития у детей выразительности речи предлагаю такие упражнения: с разными оттенками произнести определенные фразы; спеть песенку от лица разных героев; прочитать стихотворение то удивленно, то насмешливо, то недоумевая; пропеть песенку голосом заболевшего петушка; пропеть «до свидания» с сожалением, огорчением, весело и т.д.

6 слайд

     Самый сложный певческий навык – это чистота интонирования, так как он связан с развитием слуха, умением точно воспроизвести мелодию песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию песни можно только при правильном дыхании, звукообразовании, чистой дикции.

7 слайд

       Для развития чистоты интонации:

  • Предлагаю детям настроиться перед началом пения – играю первый звук песни, прошу детей воспроизвести его, постепенно выравнивая звучание;
  • Перед разучиванием песни исполняем знакомые попевки в различных тональностях:
  • Предлагаю пропеть трудные интервалы, встречающиеся в песне;
  • Учу петь без сопровождения и лишь в некоторых местах своим голосом поддерживаю мелодию или играю на инструменте.
  • Для расширения диапазона упражняемся в звукоподражании: «вой ветра, сирены», «лай собаки», «крик чайки» или пою различные слоги у самого уха ребенка.

     Работа над чистотой интонирования довольно трудоемкая. Дошкольники не всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Стремление детей к подражанию — вот та основа, на которой строится формирование певческих навыков в дошкольном возрасте. Учитывая эту особенность детей, использую такие приемы, как «Эхо», «Слушайте и повторите как я». Такой «зеркальный прием» способствует выработке не только чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению, выразительному исполнению.                                      

8 слайд

     При работе над интонацией использую яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнышка», «до стаи журавлиной», «до листочка на верхней веточке дерева», «голосок взлетает вверх как огоньки на елке»; «голос блестит как елочная игрушка»; «звенит как капель»; «тянется как ниточка из клубка» и т.д.

9 слайд

     Выработке навыков чистого пения способствует повторение ранее выученных песен. Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих вокальных мышц, а также способствует выразительности исполнения. Чтобы дети лучше слышали себя о время пения, предлагаю детям исполнить песню с солистом. Солисты поют запев, вся группа детей – припев. Польза этого приема в том, что дети, слушая друг друга, фиксируют качество исполнения, отмечают неточности, а элемент соревнования вызывает желание спеть лучше, выразительнее, точнее. Неточно интонирующих детей рассаживаю рядом с хорошими поющими.

       Так как детский голос требует осторожного, бережного отношения репертуар для пения отбираю в соответствии с певческим диапазоном и возрастом детей: чем младше ребенок, тем легче выбираю песни. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар помогает успешному решению задач.

     При развитии певческих навыков большое значение имеет навык ансамблевого пения. Он формируется постепенно, по мере накопления музыкального опыта ребенка. С младшей группы учу детей петь вместе в одном темпе. В средней и старшей группах – одновременно начинать песню и вместе ее заканчивать. В подготовительной группе учу детей согласованно петь в разном темпе, ускоряя и замедляя его, усиливая и ослабляя звучание.

       Для развития навыков ансамблевого пения помогают следующие приемы: концентрирую внимание детей перед началом пения (с этой целью играю или пою первый интервал песни или ее первый звук); кивком головы или жестом показываю начало и окончание пения; прошу пропеть начало песни на определенный слог или с закрытым ртом; предлагаю прохлопать и пропеть трудный ритмический рисунок; совместно проговариваем слова в ритме песни.

10 слайд

     Пение - это достаточно сложный процесс. Для того чтобы ребенок усвоил песню, мог точно запомнить и воспроизвести мелодию, осмыслить ее ритмический рисунок, необходимо развивать музыкально-сенсорные способности. С этой целью широко использую музыкально-дидактические игры и упражнения, которые обычно провожу перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности.

     Работу по развитию музыкально-сенсорных способностей начинаю с младшей группы. Так как у многих детей в этом возрасте звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения и очень хорошо подходят для этого небольшие песенки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной.

Задания по определению высоких и низких звуков сопровождаем выкладыванием на фланелеграфе большой и маленькой птицы или передвигаем по музыкальной лесенке маленькие игрушки, одновременно пропевая высокие и низкие звуки. Дети сравнивают музыкальные звуки по сходству и контрасту, воспроизводят их в певческих интонациях.

       В средней группе дети имеют определенный запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Дети воспроизводят не только высокие и низкие звуки, они знакомятся с менее контрастным (средним) звуком. Задания предлагаю в игровой форме, например, в гости к малышам приходят матрешки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Фиксирую внимание детей на звучании трех звуков – ми, соль диез, си; затем пропеваю имена матрёшек и ставлю на соответствующую ступеньку лесенки. Дети пропевают то же самое. Варьируя это упражнение можно показать различную высоту звука рукой. Таким образом, данное упражнение помогает в закреплении высоты звуков, а работа над гласными при пропевании имен матрешек способствует протяжности, напевности звука, формирует певческую артикуляцию. Пение на слог «зи» помогает достичь звонкости, а сочетание гласной с согласным «т» и «м» формирует правильное звучание.

       К старшей группе дети уже достаточно чисто интонируют контрастные звуки по высоте, различают громкую и тихую музыку, передают несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игре на металлофоне, узнают по тембру музыкальные инструменты. Развитию музыкального слуха и голоса у детей способствуют музыкально-дидактические игры «Лесенка», «Цирковые собачки», «Бубенчики», «Ритмические полоски», «Музыкальный домик» и другие. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре детей старшей группы. А это в дальнейшем облегчает усвоение детьми более сложных песен.

     В работе с детьми подготовительной группы большое внимание уделяю развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона. Для сопоставления трех звуков различных по высоте применяю игру «Бубенчики»; для развития гармонического слуха и чистоты интонации «Сколько нас поет?»; для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники «Ученый кузнечик». Эти игры помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делают их устойчивыми.

       Для формирования ладового слуха, умения быстро найти тонику использую задания на развитие песенного творчества, а также задания на формирование ответной формы. Например:    

                     «Гуси, гуси, где ваш дом?

                 Возле речки под мостом!»

               «Зайка, зайка, где бывал?

               На лужайке танцевал!»

             Работа по развитию певческих навыков у детей позволила добиться положительных результатов. Дети любят петь – они поют в детском саду, дома для родителей, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно.

11 слайд

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.