Обобщение опыта «Развитие творческих способностей в процессе детского экспериментирования с различными материалами» - Лабиринт Знаний
Обобщение опыта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей в процессе детского экспериментирования с различными материалами»

Горчакова Ирина Владимировна – Воспитатель МОУ Детский сад №282 г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 07.10.2018г.

«Развитие творческих способностей в процессе детского экспериментирования с различными материалами»

Пояснительная записка

         «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

         «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.  

           Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с бумагой, древесиной и тканью, с их свойствами в условиях дошкольного образовательного учреждения

          Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

            Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. По мнению М.А. Нахаловой, С.Д. Якушевой «в этой связи требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – все, что в совокупности и составляет творческие способности».

         Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет результат эксперимента. В то же время, чем глубже будет изучен ребенком объект, тем точнее он передает его детали во время изобразительной деятельности.
Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, поэтому при формировании творческих способностей
  дошкольников очень важно осуществлять  целенаправленное  руководство  взрослыми,  которые  перед ребенком ставят определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, через самостоятельный творческий поиск.

            Детей старшего дошкольного возраста отличают большие психические и физические  возможности. Их  отношения  с окружающим миром со  взрослыми и сверстниками более сложными и содержательными. Умственные  способности  детей совершенствуются,  формируется способность обобщать и анализировать. Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи,  прогнозировании результата и т. д.

           В плане подготовке детей к школе работа с разными материалами (бумагой, тканью, древесиной) ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

- умение слушать воспитателя

- принимать умственную задачу и находить способ ее решения

-переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

-развитие самоконтроля и самооценки

- осознание собственных познавательных процессов.

         Педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности, одним из которых является детское экспериментирование. Федеральный  государственный   образовательный стандарт дошкольного образования   одной из основных  задач  образовательной  области «Познавательное развитие»  обозначает  развитие познавательно-исследовательской  деятельности,  тем  самым,  подчеркивая значимость этой деятельности для дошкольников.

Цель:

Познакомить детей с материалами: бумага, древесина, ткань. Дать представления о свойствах этих материалов и их разнообразии, развивать сенсомоторные умения детей на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при  работе с ними, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Задачи:

Расширять поисково-исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные , моделирующие и преобразующие действия.

Развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления поделок; обучение различным приемам работы с бумагой, древесиной , тканью.

Развитие мелкой моторики рук, уверенности в своих силах и способностях. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, критичность, самостоятельность.   Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Развитие внимания, активизация мыслительных процессов. Развивать воображение у детей.

Принципы реализации программы.

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному)

чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у

детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремится к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Оформление выставок детских работ.
  • Участие в конкурсах разного уровня.

Ожидаемые результаты:

Формирование общей культуры, развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Дети знают свойства материалов: бумаги, древесины, ткани, знакомы с их разнообразием.

К концу года дети могут:

- самостоятельно изготовить аппликации из бумаги, используя разные техники работы.

- самостоятельно изготавливать поделки из картона и коробок.

- владеют элементарными навыками шитья.

- изготавливают поделки из спичек, веток по образцу.

- добиваться конечного результата.

- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

Способы проверки: мониторинг продуктивной деятельности (детских работ).

Материалы и оборудование

1. Бумага: цветная из набора, картон цветной, салфетки, газета.

2. Фольга, фантики от конфет.

3. Картонные коробки.

4. Спички, ветки деревьев, карандашная стружка.

5. Кусочки ткани, нитки, иголки, пуговицы. Нитки для вышивания.

6. Ножницы, клей, емкости для воды, рабочая клеенка, кисти, тканевые салфетки для аппликации.

Тематический план. (Старшая группа)

СЕНТЯБРЬ

1. БУМАГА. Свойства, разновидность.

ЦЕЛЬ: научить   - выделять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

- узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, картон), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

1. Оригами «ВЕСЕЛЫЕ МОРДАШКИ».

ЦЕЛЬ:

Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на основе базовой формы «Треугольник». Развивать умение соблюдать пропорцию и продолжать развивать коммуникативные способности. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

 

2. Бабочки (из фантиков).

ЦЕЛЬ: развивать умение складывать «гармошкой» различные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал); соединять отдельные детали в единое целое. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

 

ОКТЯБРЬ.

1. Аппликация из мятой бумаги.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с техникой наклеивания мятой бумаги. Научить скатывать ровные комочки из салфеток, развивать творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

 

2. Аппликация из газетных комков.

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с техникой наклеивания мятой бумаги. Закрепить умение скатывать ровные комочки из газеты. Развивать   творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

3-4. Аппликация из фольги (работа с ножницами).

ЦЕЛЬ: познакомить с материалом фольгой, закрепить умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом. Составлять изображение предмета из отдельных частей. Развивать творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

НОЯБРЬ.

1-2. Мозаика из порванной бумаги.

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с обрывной техникой. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого листа, аккуратно приклеивать на картон. Развивать чувство цвета. Развивать творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

3-4. Поделки из картона.

ЦЕЛЬ: Закрепить умение работать с картоном и ножницами. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость. Развивать творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

ДЕКАБРЬ.

1-2. Поделки из коробок

ЦЕЛЬ: Развивать умение объемного моделирования и конструирования из готовых геометрических форм (коробок). Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.   Развивать творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

2. ДРЕВЕСИНА. СВОЙСТВА.

ЦЕЛЬ: Научить выделять качества древесины (твердость, структура поверхности –гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит древесина, не бьется, не тонет в воде).

ЯНВАРЬ

1. Придумай картину (из спичек).

ЦЕЛЬ: Активно проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи, самостоятельно придумывать и осуществлять свои замыслы.

2. «Плот» из веток.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умения работы с природным материалом (ветки), используя необходимые инструменты; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат.

ФЕВРАЛЬ.

1-2. Аппликация (карандашная стружка).

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами (карандашная стружка), творчески подходить к решению поставленной задачи, придавать работе законченный характер.

 

3. ТКАНЬ. Свойства, разновидность.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с тканью, ее качествами (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойствами (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Познакомить детей с разновидностью ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

1. Аппликация из ткани.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение работать с тканью, составлять изображение предмета из отдельных частей, творчески подходить к поставленной задачи, придавать работе законченный характер.

МАРТ.

1. Учимся шить (шов).

ЦЕЛЬ: Научить детей элементарным навыкам шитья (шов «вперед иголку»).      Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

2. Учимся шить (ткань в два слоя)

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение работать с иглой и нитками, научить сшивать два слоя ткани швом «вперед иголку».   Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

3. Пришиваем пуговицу.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с техникой пришивания пуговицы. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

АПРЕЛЬ.

1-4. Вышивка.

ЦЕЛЬ: Создание рисунка-вышивки на салфетке. Продолжать тренировать в работе с иголкой и ниткой, соблюдать правила безопасности при работе.

МАЙ.

1-4. Коллективная работа из бумаги, ткани, древесины.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами (бумагой, древесиной, тканью). Творчески подходить к поставленной задачи, придавать работе законченный характер. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

Занятие.   БУМАГА. Свойства, разновидность.

ЦЕЛЬ:

- научить  выделять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

- научить узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, картон), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала, ножницы. Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, картон).

ХОД:

Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая.

Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы.

Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал не прочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички.

Дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.

Дети рассматривают разные виды бумаги. Называют общие качества и свойства, актуализируя предыдущий опыт (горит, намокает, мнется, режется, рвется).

Чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги?

Дети высказывают свои предположения.

Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги – разорвать пополам – разрезать на две части – опустить в емкость с водой.

Дети выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой медленнее.

ЗАНЯТИЕ. ДРЕВЕСИА, ЕЕ СВОЙСТВА.

ЦЕЛЬ:

Научить выделять качества древесины (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

ХОД:

Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, из чего они сделаны. Предлагает определить качество материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается, значит прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

ЗАНЯТИЕ. ТКАНЬ - Свойства, разновидность.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с тканью, ее качествами (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойствами (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Познакомить детей с разновидностью ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Образцы разных видов ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

ХОД:

Взрослый предлагает детям определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет на два противоположных края (тянется), разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает ткань в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага).

Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении.

Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

Дети рассматривают разные виды ткани, отмечают наиболее яркие их отличия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости - разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами – попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия - опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги.

Дети делают вывод о сходстве и различиях видов ткани. Взрослый обращает внимание на зависимость использования материала от его свойств и качеств.

Тематический план (подготовительная группа)

Сентябрь

Бумага.

1. Объемная аппликация «Портреты»

Цель: закрепить навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

2. Объемная аппликация «Лебединое озеро»

Цель: закрепить навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать трудовые навыки, усидчивость. Развивать творческие способности, вызывать положительные эмоции.

Октябрь.

1. Оригами «Птичка»

Цель: закрепить навыки складывания бумаги, на основе базовой формы – квадрат. Развивать умение соблюдать пропорцию. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

2. Аппликация из скрученной бумаги «Кошка»

Цель: Познакомить детей с новым видом аппликации. Развивать навык скручивания бумаги и приклеивания ее к основе. Развивать творческие способности, вызывать положительные эмоции.

3. Аппликация из мятой бумаги «Золотая осень».

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой наклеивания мятой бумаги. Закрепить умение скатывать ровные комочки из газеты. Развивать   творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

   

4. Аппликация из фантиков: «Рыбки»

Цель: Закрепить умение складывать «гармошкой» различные геометрические фигуры ( квадрат, прямоугольник, круг, овал); соединять отдельные детали в единое целое. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

 

Ноябрь

1-2. Обрывная аппликация «Чудо дерево»

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с обрывной техникой. Закрепить умение у детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого листа, аккуратно приклеивать на картон. Развивать чувство цвета. Развивать творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

3-4. поделки из картона «Птичка в клетке».

ЦЕЛЬ: Закрепить умение работать с картоном и ножницами. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.   Развивать творческие способности детей, вызывать положительные эмоции.

Декабрь.

1. Конструирование из бумаги «Игрушки из бумажных полосок»

Цель: закрепить умение работать с ножницами; закрепить навыки объемного моделирования и конструирования из бумаги. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

2-3. объемного моделирования «Забавные животные»

Цель: закрепить умение работать с ножницами; закрепить навыки объемного моделирования и конструирования из бумаги. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

Январь

Древесина.

1. Елка из веток

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умения работы с природным материалом (ветки), используя необходимые инструменты; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат.

2. Придумай картину (из спичек).

ЦЕЛЬ: Активно проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи, самостоятельно придумывать и осуществлять свои замыслы.

Февраль.

1.Паук на паутине

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умения работы с природным материалом (ветки), используя необходимые инструменты; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат.

2-3. Аппликация (карандашная стружка).

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами (карандашная стружка), творчески подходить к решению поставленной задачи, придавать работе законченный характер.

 

Ткань.

4. Аппликация из ткани.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение работать с тканью, составлять изображение предмета из отдельных частей, творчески подходить к поставленной задачи, придавать работе законченный характер.

 

Март.

1. Учимся шить (шов).

ЦЕЛЬ: Научить детей элементарным навыкам шитья (шов « вперед иголку»). Сшивание двух кусочков ткани в одно целое. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

2. Пришиваем пуговицу на ножке.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с техникой пришивания пуговицы на ножке. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

3. Вышивка.

ЦЕЛЬ: Создание рисунка-вышивки на салфетке. Продолжать тренировать в работе с иголкой и ниткой, соблюдать правила безопасности при работе.

 

Апрель.

1-4. Вышивка.

ЦЕЛЬ: Создание рисунка-вышивки на салфетке. Продолжать тренировать в работе с иголкой и ниткой, соблюдать правила безопасности при работе.

Май.

1-4. Коллективная работа из бумаги, ткани, древесины.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами (бумагой, древесиной, тканью). Творчески подходить к поставленной задачи, придавать работе законченный характер. Воспитывать трудовые навыки, усидчивость.

 

Мониторинг уровня развития детей, результаты работы кружка «Материалы и свойства» (подготовительная к школе группа).

Критерии:

  • Знание свойств и разнообразия материалов (бумаги, древесины, ткани).
  • Умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца по образцу и слушая устные пояснения.
  • Точность и аккуратность выполнения работы.  
  • Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы.

  

Таким образом, подводя итог работы, я могу утверждать, что у детей сформировались такие качества как:

  • Формирование общей культуры, развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
  • ловкость движений пальцев,
  • аккуратность, внимательность, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы в дальнейшем для успешного обучения письму.

 

Литература:

«Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.

«Уроки творчества» Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.