Обобщение опыта «Роль музыкальных занятий в развитии связной речи детей дошкольного возраста» - Лабиринт Знаний
Обобщение опыта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Обобщение опыта «Роль музыкальных занятий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Тушева Людмила Анатольевна – Музыкальный руководитель МДОУ детский сад комбинированного вида №46 г. Комсомольск-на-Амуре
Дата поступления работы: 16.09.2018г.

«Роль музыкальных занятий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы

           Развитие ребёнка невозможно без формирования навыков речевого общения, способности логично отвечать на вопросы и рассуждать на предложенные темы.

           Речь ребёнка тесно связана с общим и музыкальным кругозором, с его знаниями об окружающем, с жизненными представлениями, с запасом впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, праздников, развлечений. Поэтому на музыкальных занятиях важны беседы, во время которых мы учим ребят высказывать своё мнение о прослушанной музыке, а коллективное обсуждение даёт возможность высказаться даже малоактивным детям.

           Во время беседы ребята учатся не только давать характеристику музыкальному произведению, но и самостоятельно разбираться в выразительных средствах музыки. Чаще оценка детьми прослушанной музыки бывает краткой: скучная, весёлая, громкая, тихая, медленная, быстрая. Обычно они правильно определяют характер произведения, если же ответы далеки от подлинного содержания или характера музыки поясняю и поправляю их. Так после прослушивания пьесы «Смелый наездник» Р.Шумана на вопрос – какой характер этой музыки, дети ответили: весёлая, решительная, бодрая, спокойная; а мальчик сказал, что это грустная музыка. Для сравнения сыграла знакомую пьесу «Котик заболел» А.Гречанинова и уточнили, какая музыка бодрая и какая грустная.

           Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. В младшей группе дети отвечают односложно. В старших группах подводим к тому, чтобы дети отвечали фразами, но без так называемого «полного ответа», в котором частично повторяется вопрос; учим детей составлять развёрнутый рассказ о музыке.

           Прослушав пьесу А.Гречанинова «Зайки по лесу бегут» ребята подметили, что музыка сначала «весёлая, прыгучая», а потом «обиженная». Даже придумали короткие рассказы. Вот один из них: «Маленький зайчишка скачет по тропинке весело, потому что музыка звонкая, на высоких звуках. Но вот зайка наколол лапку – больно ему, и музыка звучит тихо, жалобно. Потёр зайка лапку, и она совсем перестала болеть. Радостно, весело зайчик поскакал по тропинке, музыка снова зазвучала радостно, шутливо». Для усиления впечатлений использовала стихи:

     «Скачет зайка по лужайке –

Скок, скок, скок,

Наколол зайчишка лапку на сучок.

Больно зайке, ой-ой-ой!

Не успеть теперь домой!»

           Многие дошкольники не могут ни глубоко понять, ни рассказать о музыке, если его этому не научить, если не ввести в его активный словарь слова-определения, если перед слушанием пьесы ему не рассказать о предмете или явлении, которое изображено в пьесе. Поэтому необходимо накапливать музыкальные впечатления, расширять словарный запас.

           Так, прослушав «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского дети проявили речевую активность в определении характера, настроения музыки, нашли яркие образные определения: «Музыка была весёлая, радостная, бодрая, чёткая, лёгкая, смелая, решительная, строгая и маршевая. Это игрушечный марш, под него шагает целое войско деревянных солдатиков, они очень лёгкие, поэтому их марш звучит тихо, прозрачно. Музыка звучала отчётливо, в ней слышны ударения: солдатики хоть и деревянные, но очень смелые, решительные, отважные».

           Развитию речи детей способствует самый близкий и доступный им вид музыкального исполнительства – пение. Во время пения слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков, слогов.

           В каждое музыкальное занятие включаю небольшие песенки, попевки, прибаутки, как композиторские, так и народные, они являются прекрасным материалом не только при обучении детей пению, но и обогащают речь детей, способствуют улучшению дикции и артикуляции, благотворно влияют на выразительность речи, способствуют преодолению речевых трудностей. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор, доступный короткий текст вызывают желание петь даже у самых застенчивых детей.

           Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым, поэтому разучивая песню, слежу за тем, чтобы дети чётко и внятно произносили слова песни. И мы – взрослые своим чётким пропеванием текста способствуем правильному детскому произношению.

           На музыкальных занятиях дети учатся активно открывать рот во время пения, не зажимать нижнюю челюсть. Тексты некоторых песен произносим коллективно, шёпотом, в ритме песни, так, чтобы все слова звучали ясно, чётко – это способствует выразительности пения. А коллективная читка особенно нужна для песен, исполняемых в быстром темпе, дети учатся слушать себя и друг друга, проговаривать слова в одном темпе. Работая над выразительностью исполнения песен учим детей отчётливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов, передавать характер песни.

           Порой, не понимая смысл песни, дети приблизительно передают её содержание. Например, в тексте украинской народной песни «Зайчик» в предложении «У лесной опушки сидит зайчик» слово «опушка» некоторые ребята понимают, как «пушки» или «ушки» и соответственно неверно поют. Каждый ребёнок должен осмысленно произносить текст, хорошо артикулируя. Поэтому если текст песни сложный, выразительно читаю его, объясняю непонятные, новые для детей слова, выражения, проговариваю их вместе с ребятами.

           Речь детей на музыкальном занятии развивается и тогда, когда они дают оценку своему исполнению или пению других ребят. Использую такой приём: одна группа детей поёт, а другая слушает и следит за тем, правильно ли исполняется песня, кто спел неправильно, при этом ребята не только смотрят и слушают, но и думают, то есть сравнивают, оценивают исполнение своих друзей.

           Приведу пример оценки исполнения детьми песни «Паровоз» Г. Эрнесакса. Данил сказал: «Мне понравилось, как пел Максим, он хорошо проговаривал слова, слушал других детей и не отставал от музыки, пел весело, улыбался».

           Дети старшего дошкольного возраста свободно высказывают свои суждения по содержанию песен. Так на вопрос о чём поётся в песне «Тяв-тяв» В. Герчик Максим рассказал: «В песне «Тяв-тяв» поётся о том, как ребята нашли во дворе за бочкой щеночка. А когда щенок увидел в окошке тёти Настину кошку, стал бросаться на стену. Ребята, не спросив у мамы, принесли щеночка к себе домой, посадили его под лавку и строго-настрого наказали ему: «Ты сиди не тявкай!». А щенок не вытерпел и тявкнул. Мама сразу поняла, что в доме появился щенок».

         Алексей составил рассказ о содержании знакомой песни «Антошка» В. Шаинского: «В песне говорится о мальчике, которого звали Антошка. Он был такой ленивый, что не хотел с братцами копать картошку, играть им на гармошке и всё время говорил: дили-дили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали. А когда Антошку позвали к обеду, он быстрее всех приготовил свою большую ложку и сказал: дили-дили, трали-вали, это братцы мне по силе, откажусь теперь едва ли, парам-пам-пам!»

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.