Обобщение опыта «Система работы по развитию и активизации речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности» - Лабиринт Знаний
Обобщение опыта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Обобщение опыта «Система работы по развитию и активизации речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности»

Плакидкина Галина Вячеславовна – Воспитатель МДОУ «Детский сад №355 Дзержинского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 20.07.2018г.

ОПЫТ РАБОТЫ

Система работы по развитию и активизации речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности

 

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. ТЕМА ОПЫТА: Система работы по развитию и активизации речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности

2. АВТОР ОПЫТА: Плакидкина Галина Вячеславовна

3. МЕСТО ОПЫТА: МОУ №355, г. Волгоград-81, ул. М. Рыбалко 6а, тел. 36-17-02

4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОПЫТА: Опыт наблюдается с 2002 г.

5. ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ: Проблемно-поисковый.

ОПЫТ ПРЕДОСТАВЛЕН НАСТОЯЩИМ ОПИСАНИЕМ И СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ.

1. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ОПЫТЕ

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ

3. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

4. Результативность

5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (на 2 года обучения)

6. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «ЦВЕТНЫЕ ДОЖДИ», «ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕМ»

7. ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «УРОЖАЙ СОБИРАЙ»

8. СХЕМА-ЗАМЕНА ГЕРОЕВ СКАЗКИ «КОЛОБОК» СИМВОЛАМИ (триз)

9. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ КООРДИНАЦИИ (сочетание речи с движениями)

10. УПРАЖНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР (репка)

11. ФОТОГРАФИИ

12. БИБЛИОГРАФИЯ

13. ДИАГНОСТИКА

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ОПЫТЕ

В процессе игр драматизации вести углубленную работу по коррекции речи.

1. Активизировать словарь ребёнка в процессе работы над ролью.

2. Автоматизация звуков, поставленных логопедом и введение их в речь при помощи заучивания ролей в стихотворной и прозаической форме.

3. Развивать способность ребёнка ясно, чётко, понятно изъясняться.

4. Формировать диалогическую речь, грамматический строй речи, развивать умения отвечать на вопросы.

5. Развивать интонационные и выразительные стороны речи.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ

В своей работе я использовала следующие педагогические средства:

1. Чтение художественной литературы: проза, поэзия, русское народное творчество.

2. Задействую в спектакле детей независимо от их речевых трудностей.

3. Знакомлю детей с устройством театра (сцена, занавес, костюмерная, гримёрная и т.д.), знакомство детей с театральными жанрами.

4. Использование дидактических игр в процессе подготовки к спектаклю.

5. Использование аудио, видео записей в исполнении профессиональных актёров.

6. Использование песен, разученных на музыкальных занятиях.

7. Использование элементов логоритмики, инсценирование песен.

8. Использование элементов ТРИЗ: модернизация и видоизменение известных сказок.

9. Закрепление в драматизациях лексического материала по логопедическим темам. (овощи, одежда, посуда)

10. Проговаривание текста с дифференцированным выделением заданного звука, пальчиковая гимнастика.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Игровая деятельность в дошкольный период является основным видом деятельности ребёнка и оказывает большое влияние на его психологическое развитие. Понятием игра объединены самые разнообразные проявления активности ребёнка – игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные, и другие.

Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности оказывает существенное влияние на ход развития личности ребёнка. Не смотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается. Она не требует обязательного присутствуя зрителя, участия профессиональных актёров и профессиональной игры. В игре достаточно внешнего подражания.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связанно и развитие речи. В группах с ОНР дети значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников. Отклонения проявляются на занятиях, в игровой, бытовой деятельности.

Так на занятиях одни из них быстро утомляются, начинают отвлекаться, другие совсем не отвечают или отвечают невпопад. Некоторые дети не воспринимают задания, не могут повторить ответы товарища. Дети не проявляют интереса не только к занятиям, но и к играм, чтению книг.

У детей с ОНР недостаточно сформированы процессы, тесно связанные с речевой деятельностью, а именно нарушены: внимание, память, словесно-логическое мышление, недостаточная скоординированность движений.

В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

А где как не в театрализованной деятельности можно решать все эти проблемы вместе.

1 ЭТАП РАБОТЫ

На первом этапе работы начинаем с чтения художественной литературы. Многим детям с трудом удаётся умение слушать и понимать литературные произведение. Поэтому начинаем с русского народного творчества: с небольших стихотворных произведений. Очень важно, чтобы чтение произведения сопровождалось иллюстрированными картинками. Во время повторного чтения нужно побуждать детей проговариванию отдельных стихотворных фраз, затем переходить к чтению с показом (сочетание речи и движений). Для этой цели можно использовать различные элементы пальчиковой гимнастики (приложение №_).

Только имея уверенность в том, что дети начали понимать и воспринимать стихотворные произведения русского фольклора, чувствовать ритм и мелодичность родного языка можно переходить к небольшим прозаическим произведениям.

Произведения должны быть небольшими с ярким динамическим сюжетом, например: К. Д. Ушинский «Утренние лучи», К. Чуковский «Цыплёнок», В. Г. Сутеева «Под грибком».

Данные произведения помогают вести активную работу по развитию речи. В работе по театрализованной деятельности можно использовать не только чтение художественных произведений. Наступает момент, когда детям необходимо давать образцы грамотной, правильной, профессионально-сценической речи. Для этого я использую аудиозаписи таких сказок: «Как мыши с котом воевали» Н. Заболоцкий; «Рассказы и сказки про животных» в исполнении Л. Косаткиной, М. Глузского, В. Золотухина, В. Невинного и К. Румяновой; русская народная сказка «Морозко», с музыкальным сопровождением.

Дети учатся чистоте и культуре родного языка. У них возникает желание лучше работать над характером того или иного персонажа. Бороться в речи со словами паразитами.

При разыгрывании различных сценок, постановке игр драматизаций, неоценимую помощь в развитии и коррекции речи детей может оказать песенный репертуар музыкальных занятий. Детям с ОНР на первом году обучения на много легче произносить слова нараспев, чем выговаривать их. И здесь я активно использую инсценировку песен, разученных на музыкальных занятиях. Текст припевается – идёт работа над речевым дыханием, интонационной тембровой стороной речи. В процессе инсценирования песен можно включать элементы логоритмики. Всё это позволяет задействовать в инсценировке всех детей не зависимо от их речевых дефектов (приложение №_).

Работа по развитию речи является главным видом деятельности для групп с общим недоразвитием речи.

Дошкольники с ОНР испытывают затруднения в понимании значения слов и смысла литературного произведения с элементами игровой ситуации, описанной словесно.

В результате несформированность языковых средств затрудняет речевые высказывания.

Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Понимая всю необходимость данной работы, я выбрала для себя моменты, которые хочу охватить по средствам театрализованной деятельности.

Поскольку уровень развития детей 5 и 6, 6 и 7 лет значительно отличается, мне пришлось разделить материал на два этапа обучения.

  1. 1этап (первый год обучения возраст с 5 до 6 лет)

1. Чтение художественной литературы.

2. Использование аудио и видео записей в исполнении профессиональных актёров.

3. Использование и инсценировка песен, разученных на муз. занятиях.

4. Использование дидактических игр в процессе подготовки к спектаклю.

5. Пальчиковая гимнастика.

2 этап (второй год обучения возраст с 6 до 7 лет)

Добавляются следующие средства:

1. Закрепление в драматизациях лексического материала по логопедическим темам (овощи, посуда, одежда).

2. Проговаривание текста с дифференцированным выделением заданного звука.

3. Использование элементов ТРИЗ.

4. Знакомство детей с устройством театра и театральными жанрами.

5. Задействую в спектакле детей независимо от их речевых трудностей.

6. Использую элементы логоритмики.

Дети логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровые, следовательно, потребность в игре у них такая же, как и у их сверстников. И работа по коррекции речи не мыслима без игр.

Дидактические игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребёнка к правильному артикуляционному укладу, развитию слухового внимания, фонематического слуха, формированию правильного произношения.

В процессе подготовки игр драматизаций я широко использую дидактические игры и этюды, которые помогают детям раскрепоститься, лучше понять роль и характер данного персонажа.

Большое внимание уделяю играм, которые способствуют работе по использованию предлогов, окончаний, образованию множественного числа существительных.

Пример: Игры на развитие слухового внимания:

«Продавец и покупатель»,

«Солнце или дождь».

 

Игры на развитие фонематического слуха:

«Где звук»,

«Красный-белый».

 

Игры на развитие артикуляционной моторики:

«Лошадка»,

«Эхо».

 

Игры на развитие дыхания:

«Чья птичка улетит дальше»,

«Весёлый футбол».

Заботясь о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие точных движений пальцев рук. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.

Таким образом, все основания рассматривать кисть руки как орган речи. Чем больше развиваем руку, тем больше развиваем речь. Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр не что иное, как развитие речи. В подготовку инсценировок и спектаклей я обязательно включаю пальчиковую гимнастику, как отдельный элемент разминки, так и как часть инсценировки (приложение №_).

2 ЭТАП РАБОТЫ

На втором этапе работы добавляются следующие средства:

Большое внимание уделяется обогащению и активизации словаря детей. Для этого лексический материал в логопедических группах представлен по темам – обобщением (овощи, одежда, посуда и т. д.).

Работа по закреплению лексического материала может проходить и в театрализованной деятельности.

Например, для обогащения словаря по теме «Осень» я использовала инсценировку стихотворения «Художница осень».

По лексической теме «Посуда» подготовила спектакль по сказке К. Чуковского «Федорино горе».

На втором году обучения в логопедической группе у многих детей звуки уже поставлены логопедом. И очень важно помочь ребёнку автоматизировать их и ввести в речь. Для этого осуществляется постоянный контроль речи детей в повседневной речи и на занятиях. Не является исключением и работа по театрализованной деятельности.

Во время подготовки инсценировок и спектаклей можно использовать приём проговаривания текста с дифференцированным выделением заданного звука.

Пример: Даю детям задание произнести текст звонко и выделяя тот или иной звук.

Инсценировка сказки «Федорино горе»:

А за ними блюдца, блюдца

Дзынь-ля-ля!

Чашки да ложки скачут

По дорожке!

«Я Федорошку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Инсценировка сказки К. Чуковского «Телефон»:

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

С середины седьмого года жизни (подготовительная группа) используется такой вид работы как художественное творчество детей, что включает в себя продолжение детьми рассказов по заданному началу, придумывание начала рассказа или сказки, зная её конец. Кроме этого, пытаясь использовать элементы ТРИЗ: модернизирование известных сказок (придумай новых финал к сказке «Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь»).

Разыгрывание сказок с заменой действующих героев символами (приложение №_)

Чтобы избежать эстетической глухоты у детей. Нужно как можно раньше приобщать детей к театру. Поэтому очень важно знакомить детей с различными видами театра: пальчиковый, теневой, бибабо, марионеток, настольный.

А также уделять большое внимание работе с родителями.

Я рекомендую для семейного посещения театр кукол, театр музыкальной комедии. Очень важно знакомить детей с правилами поведения в театре, с устройством самого театра.

На занятиях по театрализованной деятельности я знакомлю детей с устройством театра: занавес, кулисы, сцена, актёры, зрители, с различными театральными жанрами: комедия, оперетта, музыкальная сказка и др.

Тем самым обогащается словарь ребёнка, он учится использовать в речи и понимать данные слова (перечисленные выше).

В совокупности с этим идёт работа по культуре поведения. Воспитывается умение вести себя в обществе людей, не проявляя негативных черт характера.

Руководствуясь требованиями, предъявленными воспитателю государственным стандартом по разделу «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», я включаю в работу всех детей, не смотря на их речевые дефекты.

В группе есть заикающиеся дети, дети дизартрики. Но это не является препятствием для активного участия в инсценировках и спектаклях.

Творческая деятельность ребёнка затруднена из-за особой сложности выразительных средств, характерных для театрального искусства, поэтому подготовку к спектаклю начинаю с изготовления деталей костюма, маски или куклы (если ребёнок участник кукольного спектакля).

Работа над выразительностью речи также провожу по подгруппам. Выбор интонации зависит от характера и образа героя. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то говорить надо громко, глядя прямо в глаза собеседнику и т. п.

Также я предлагала детям придумать и показать руками, как распускается цветок, льёт дождь, качаются деревья. Сама продемонстрировала руками собаку, зайца, лису, деда и т. д.

Затем мы стали выполнять упражнения с «живой рукой» и куклами бибабо перед зеркалом; я показывала, как передавать движение куклы. Обучая детей действовать с куклами, я обращала их внимание на важное правило: кукла должна быть повёрнута к зрителю лицом, лишь иногда – боком.

В процессе работы в упражнение приходилось вносить коррективы в соответствии с индивидуальными способностями каждого ребёнка.

Куклы помогли развить качество, которое я считаю необходимым условием творческой работы, - внимание. С этой целью я использовала этюды с «живой рукой», способствующие концентрации на определённых предметах и действиях в течение длительного времени.

Использовала упражнения и на развитие воображения: оживи предмет, представь себя чайной чашкой, книгой. Предлагала домашние задания, которые требовали совместного творчества детей и родителей: разыграть дома игру, придумать загадку без слов.

Так постепенно мы подошли к исполнению небольших сценок, инсценировок с помощью «живой руки» и кукол бибабо. Дети исполняли сценки с интересом и желанием.

Упражнения на напряжение мышц:

1. «Рубить» дрова;

2. Волочить «тяжёлый» ящик;

3. Нести очень «тяжёлый» чемодан;

4. Дотянуться до высоко весящего яблока, сорвать его и быстро спрятаться и т. п.

Упражнения на расслабление мышц:

1. «Заснуть» на стуле;

2. Сидя на стуле, «смахнуть» с кистей рук калю воды;

3. Сидя на стуле медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо – свободно. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.

Упражнения на развитие воображения:

1. Передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

2. Передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

3. Передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» оттуда что-нибудь воображаемое и обыгрывать это.

Второе направление. Работа строится следующим образом:

1) Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?

2) Знакомство с героями инсценировки:

-         составление словесного портрета героя;

-         фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

-         сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

-         анализ придуманных поступков;

-         работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке; мимики, интонации;

-         подготовка театрального костюма;

-         использование грима для создания образа.

В работе с детьми 6-7 лет рекомендую использовать:

1) Инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

2) Спектакли на основе содержания, придуманного детьми («Колобок», «Весну встречаем»);

3) Инсценировки с использованием кукол-марионеток.

Особое внимание уделяется воздействие ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлено по двум направлениям: для педагогов и родителей. В процессе своей работы я давала рекомендации родителям консультировала их по различным вопросам и устраивала родительские собрания.

В ходе работы дети постепенно овладевали средствами выразительности, которые помогали им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Результативность

Проведённая мною работа подтвердила целесообразность выбранного мною направления:

1) Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движение);

2) Речь детей стала более связанной, выразительной, расширился их словарный запас;

3) Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

4) Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

5) У детей появился интерес к театру.

Консультация логопеда

Для данного вида деятельности рекомендованы следующие направления в работе:

На основании данных обследования, с учётом общего плана обучения были составлены планы индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также фронтально подгрупповые, куда входила системная работа по развитию и активизации речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности. При постановке спектаклей необходимо учитывать фонетические особенности каждого ребёнка. Так как у детей: Насти Б., Данила Х., Димы В., Тани А., Максима Ш. нарушение звукопроизношение явно выражено, а при постановке спектаклей в репликах героев встречается много звуков, какие нарушены у данной группы детей, следовательно, учитывая все затруднения ребёнка, касающиеся произношения слов сложного звукового состояния, многосложных слов, а также слов с дефектными звуками, для данных детей рекомендованы роли, в которых делается акцент не на речь, а на мимику, жесты, движения, координацию, мелкой моторики. А с другой группой детей: Валерой С., Машей С., Полиной Г., Женей Ч., Настей Б., Стасей К., Гришей Д., т. к. у этих детей большинство дефектных звуков уже исправлены, то с этими детьми возможна работа по развитию и активизации речи посредством театрализованной деятельности. С данной подгруппой рекомендовано разучивание текстов, стихов, диалогов. Но особое внимание необходимо уделить Полине Г., Жене Ч., Насте Б., т. к. у этих детей слабая память, необходим особый контроль и внимание педагога к этому психическому процессу, поэтому я и не давала детям главные роли, чтобы не закреплять дефект.

Инсценировка песни «Урожай собирай»

Слова Т. Волгиной

Музыка А. Филиппенко

Программное содержание: Обогащать словарь детей по теме «Овощи». Работать над речевым дыханием и силой голоса. Развивать общую моторику, учить ритмично двигаться, закреплять материал, разученный на музыкальном занятии.

Материал: Шапочки с изображением овощей: кабачок, горох, фасоль, огурцы.

Ход: Дети выстраиваются полукругом. В середине (грядки). Дети в шапочках (овощи) сидят на корточках на грядках.

Поют все вместе:

Мы корзиночки несём,

Хором песенку поём,

Урожай собирай,

Да на зиму запасай.

На эти слова дети с корзинками подбегают к овощам.

Ты пузатый кабачок,

Отлежал себе бочёк,

Не ленись, не зевай,

А в корзинку полезай.

На эти слова дети с корзиночками дотрагиваются до кабачка (ребёнок в шапочке) кабачок встает.

Мы ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох,

Урожай у нас не плох.

На эти слова поднимаются остальные овощи и выстраиваются друг за другом. Впереди ребёнок (шофёр) в руках у него руль.

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Дети идут друг за другом по кругу чётко припевая заключительный куплет песни. Все дети становятся шофёрами, двигаются шагом по кругу, держа в руках руль.

По окончании музыки «уезжают» на свои места.

Инсценировка песни «весну встречаем»

Участвуют: взрослые – ведущий, Кощей Бесцветный, Кикимора; дети – Весна (девочка подготовительной группы).

Костюмы: русский сарафан и кокошник для Весны; чёрное трико, серая накидка и тёмная корона для Кощея; серо-зелёный балахон и лохматый парик для Кикиморы. Атрибуты: свиток – указ Кощея.

Ведущий: Хорошо в лесу гулять,

Песни петь и отдыхать,

Во зелёном во лесу

Будем мы встречать весну.

Дети исполняют хоровод «Как под наши ворота», русская народная песня, обработка М. Иорданского.

Неожиданно появляются Кощей Бесцветный и Кикимора. Дети убегают на стульчики.

Кощей: Что за шум в моём лесу?

Кто здесь веселится?

Я же посадил Весну

В мрачную темницу.

Никому и никогда

С ней не повстречаться,

И теперь лишь мне всегда

Надо поклоняться.

В грамзаписи звучит пьеса Э. Грита «В пещере у горного короля», Кощей поёт свою песню, на проигрыш танцует.

Кощей: Кикимора, объяви мой указ.

Кикимора (читает). «В лесу, как и во всём царстве великого Кощея Бесцветного, запрещается петь песни, смеяться и веселиться. Травам и листьям не расти, цветам не цвести. Нарушившие указ будут навеки превращены в пеньки и коряги. Его Величество Кощей Бесцветный».

Кощей важно поворачивается и уходит, Кикимор немного отстаёт. Тихонько, чтобы Кощей не слышал, обращается к детям.

Кикимора. Вы уж, детушки не ослушайтесь указа. Он ведь и правда всех в пеньки превратит. С ним не справиться. Вон, посадил Весну в темницу – и всё. А вы-то совсем маленькие да пригоженькие, жалко мне вас.

Кикимора убегает следом за Кощеем.

Все дети встают и громко поют песню на мелодию из к/ф «Брильянтовая рука»:

А нам всё равно,

А нам всё равно,

Не знает Кощей,

Маленьких детей.

А нам всё равно,

А нам всё равно,

Будем мы играть,

Петь и танцевать.

Дети становятся в круг и инсценируют «Песенку про кузнечика», музыка В. Шаинского, слова Н. Носова. Вновь появляется Кощей, дети убегают на места.

Кощей. Что я слышу! Песни, веселье, смех? Я же строго-настрого запретил всякую радость.

Кикимора (входит). Да нет, Ваше Бесцветное Величество. Это, наверное, ветер шумит в нашем лесу. Разве кто осмелится ослушаться вашего указа.

Кощей. Ну хорошо. Но если ещё раз послышится такой ветер, вам несдобровать.

Кощей и кикимора уходят. Кикимора на цыпочках возвращается.

Кикимора. Ребятки, дорогие, что же вы не слушаетесь? Совсем Кощея не боитесь? Ведь заколдует вас всех. Он, Кощей, хоть и хороший, да жалко мне вас. И зачем вам эта Весна нужна?

Дети читают стихи о весне.

Ведущий. А вот ещё послушай песенку.

Дети исполняют хоровод «Веснянка», украинская народная песня, «Ой, бежит ручьём вода», русский текст Н. Френкель.

Кикимора. Ой, и правда песни о весне красивые. Наверное, и Весна такая же красивая?

Ведущий. А ты не бойся, покажи нам дорогу к замку Кощея, а мы Весне поможем выбраться из плена.

Кикимора. Хорошо, дорогу я вам покажу и ещё скажу главный секрет: Кощей наш больше всего боится радости и веселья. Против этого он бессилен. А теперь все за мной.

Дети исполняют хоровод под русскую народную мелодию «Ах вы, сени».

Кикимора. А теперь надо пройти через плетень.

Проводится игра «Плетень», русская народная мелодия, обработка Н. Кишко, русская плясовая, обработка А. Быканова.

Кикимора. Вот и пришли мы в царство Кощея.

Ведущий. Теперь повеселимся от души.

Дети играют в игру «Кострома», русская народная мелодия, обработка М. Иорданского.

Кикимора. Боюсь, сейчас Кощей появится!

Ведущий. А мы весёлую пляску заведём.

Дети свободно пляшут под любую русскую плясовую (в грамзаписи). Появляется Кощей.

Кощей. Что-о-о! В моём царстве радость? Сейчас же прекратите!

Дети окружают его и продолжают плясать. Кощей приседает в центре круга, а с окончанием танца вскрикивает и убегает. Кикимора убегает следом.

Под мелодию украинской народной песни «Ау! Весна!» входит девочка подготовительной группы в костюме Весны.

Весна. Здравствуйте, дорогие ребята!

Вы Кощея победили,

Вы меня освободили.

Я вернулась из темницы,

Чтоб вокруг запели птицы,

Солнце в небе засияло,

Всё цветами заиграло.

Пусть в природе всё растёт,

Жизнь и радость нам несёт.

Дети берутся за руки и исполняют хоровод «Ау! Весна!» украинская народная песня.

Весна. А теперь пора мне уходить,

За цветами, травами следить,

Чтоб они росли и распускались,

Всеми соками земными наливались.

До свиданья, друзья,

Через год вернусь к вам я.

Под музыку Весна прощается с детьми и уходит.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (игры с пальчиками)

СКАЧЕТ ЗАЙЧИК …

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

 

Этот пальчик мой

Танцует.

Этот вот

Кружок рисует.

Этот пальчик

Ловко скачет,

Будто лёгкий,

Лёгкий мячик.

А мизинчик мой,

Малышка,

Ноготком скребёт,

Как мышка.

 

Идут четыре братца навстречу старшему.

-         Здравствуй, большак!

-         Здорово, Васька-Указка, Мишка-Серёдка, Гришка-Сиротка да Крошка-Тимошка!

Произнося текст поочерёдно соединять с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.

Проговаривание текста в сочетании с игрой проводится несколько раз.

- Тик-так, тик-так,

Вставай, толстяк.

Не спи, вставай,

Играй давай!

(Ладонь на столе, каждый палец поочерёдно дважды стучит по столу, большой палец лежит без движения).

ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ «ХУДОЖНИЦА ОСЕНЬ»

Программное содержание: Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса. Обогащать словарь по теме «Осень». Развивать пантомимические навыки, воображение.

Ход инсценировки: - Ребята, сегодня мы с вами пойдём в лес гулять, на лужайку поиграть, становитесь длинной змейкой, пойдём по узенькой тропинке, чтобы травку не помять, цветочки не сломать, ящерку не спугнуть …

Дети идут под музыку змейкой по воображаемой тропинке.

По извилистой тропинке мы пришли сегодня в лес.

Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!

Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!

Мы попали в край чудес!

(С. Погорельский)

Детям предлагается повторить реплику: «Здравствуй, осень!» - с приветственной интонацией, меняя силу голоса.

Игра с движениями

«Художница Осень»

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья –

Красный, жёлтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

Держа в руках кисточки, дети «красят листья» движениями вверх-вниз.

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Дети делают глубокий вдох, надувают щёки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.

Красный, жёлтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно,

Листьев нет – лишь ветки видно.

Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону приседая и опуская руки.

- А по листьям ползун ползёт, иголки на себе везёт. Кто это?

Проигрывание мини-сценки «Ёж-чистюля».

Ребёнок: Ёж пыхтит и морщится.

Ёжик: Что я вам, уборщица?

Лес никак не уберу!

Соблюдайте чистоту!

Дети разбиваются на пары и проигрывают эту мини-сценку используя шапочки-маски.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НА ДВА ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Чтение русского народного фольклора. (Рассматривание иллюстраций, сочетание речи с движением).

Помочь почувствовать мелодичность русского языка, побуждать к речевой эмоциональности. Работать над речевым дыханием.

Октябрь

Игровая викторина по стихам А. Барто «Игрушки».

Этюды: «Летящие листья», «Идём по лесу».

Игра с пальчиками «Ёжик».

Инсценировка песни «Урожай собирай».

 

Развивать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений, побуждать к повторению отдельных стихотворных фраз.

Закреплять лексический материал по теме «Осень», работать над дыханием. Помочь детям раскрепоститься, активно участвовать в общем действии.

Ноябрь

Обыгрывание сюжета сказки «Колобок» при помощи элементов ТРИЗ.

Разыгрывание сказки «Колобок» (элементы ТРИЗ).

При помощи схематичных изображений персонажей.

Инсценировка стихотворения «Художница Осень».

Напомнить содержание данной сказки. Показать иллюстрированные и схематичные персонажи к сказке. Помочь детям произносить текст чётко, не переставляя местами слова в предложении. Работать над выразительностью речи.

Обогащать словарь по теме «Осень».

Декабрь

Разыгрывание по ролям стихотворения Жукова «Киска». Дидактические упражнения «Расскажи стихи руками». Сказка «Цветные дожди».

 

Развивать интонационную выразительность речи детей. Побуждать их к импровизации. Способствовать развитию сценической жестикуляции. Развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность. Работать над предлогами: -под, -за, -над. Развивать пантомимические навыки.

Январь

Чтение и обыгрывание сказки Маршака «Сказка о глупом мышонке». Постановка сказки Маршака «Сказка о глупом мышонке». (Театральная студия).

 

Развивать связную монологическую речь, умение отвечать на вопросы. Следить за силой голоса и речевым дыханием. Познакомить детей с профессиями: гримёр, костюмер. Ввести в речь и помочь понять данные слова. Работать над звуковой культурой речи.

Февраль

Чтение сказки «Кошкин дом». Игра «Продолжи фразу». Обыгрывание отрывка сказки «Кошкин дом». (Театр бибабо).

 

Развивать артикуляционный аппарат, учить сочетать речь с движениями. Развивать артистические способности. Развивать логику, творческие способности, умение чётко изъясняться, сочетать речь с движениями.

Март

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи». Этюд «Ночь». Разыгрывание сказки К. Д. Ушинского «Утренние лучи».

 

Познакомить с рассказом «Утренние лучи», учить имитировать движения животных, воспитывать слуховое внимание, развивать речевую и двигательную активность. Работать над чётким произношением звуков, реплик, над дыханием и интонацией.

Апрель

 

Чтение сказки В. Г. Сутеева «Под грибком». Этюды «Под дождиком», «Капель». Дидактическая игра «Чей силуэт».

Постановка сказки В. Г. Сутеева «Под грибком». (Настольный театр).

 

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать умение отвечать на вопросы. Учить работать с прозаическим произведением.

Учить работать с партнёром, развивать умение чётко проговаривать слова, соотносить свою речь с действиями партнёра.

Май

 

Чтение сказки «Солнышко и мама». Дидактическая игра «Какое время года».

Инсценировка сказки «Солнышко и мама». (Театральная студия).

 

Познакомить детей со сказкой «Солнышко и мама».

Закрепить лексический материал по теме «Весна-лето», следить за звуками и чистотой речи. Учить правильно строит предложения.

Формировать умения с помощью мимики выражать эмоциональное состояние. Развивать пространственную ориентировку. Формировать представления о признаках весны и лета. Продолжать работу над интонационной стороной речи.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Подготовка к инсценировке песни А. Филиппенко «Урожай собирай».

Инсценировка песни А. Филиппенко «Урожай собирай».

 

Закрепить с детьми уже знакомую песню. Работать над интонацией и силой голоса «Споём тише, громче».

Учить произносить фразы с определённой силой голоса, обогащать словарь по теме «Овощи».

Работать над речевым дыханием, учить ритмично двигаться, закреплять материал, разученный на музыкальном занятии.

Октябрь

 

 

 

 

Обыгрывание стихотворения «Художница осень».

Инсценировка стихотворения «Художница осень».

Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса.

Обогащать словарь по теме «Осень».

Развивать пантомимические навыки, воображение.

Ноябрь

Подготовка к инсценировке сказки «Лиса, заяц и петух».

Инсценировка сказки «Лиса, заяц и петух». (Настольный театр).

Познакомить детей с данной сказкой (прослушивание аудиозаписи). Разучить слова отдельных персонажей. Закрепить словарь по теме «Животные». Следить за звуковой и интонационной стороной речи.

Развивать интонационную сторону речи и правильное речевое дыхание. Вести работу над правильным произношение предлогов и окончаний.

Декабрь

 

Подготовка к инсценировке сюжетов сказки К. И. Чуковского «Телефон».

Этюд «Телефон».

Инсценировка сюжетов сказки К. И. Чуковского «Телефон». (Театральная студия).

 

Расширять словарь по теме «Животные». Развивать эмоциональность и выразительность речи и движений.

Учить детей чувствовать стихотворный ритм.

Работать по теме «Предлоги». Закрепить образование единственного и множественного числа имён существительных. Чётко проговаривать текст с дифференцированным выделением заданного звука.

Январь

Подготовка к инсценировке сказки «Федорино горе».

Инсценировка сказки «Федорино горе». (Театральная студия).

Чтение и разучивание отрывков из стихотворения «Федорино горе». Передача в образах ситуаций, соответствующих тексту.

Февраль

 

 

Знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыплёнок». Этюд «Дорога к солнцу».

Инсценировка (Настольный театр).

 

Познакомить с содержанием сказки «Цыплёнок». Расширять представления о жизни животных. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, правильно строить предложения. Работать над выразительностью речи.

Март

 

Чтение детям С. Я. Маршака «Тихая сказка». Этюды: «Радость и грусть», «Кто как ходит».

Инсценировка сказки С. Я. Маршака «Тихая сказка». (Настольный театр).

 

 

Познакомить детей с данной сказкой. Работать над силой голоса и речевым дыханием.

Объяснить значение слов: брюхо, съёжиться, восвояси. Работать над координацией движений и моторикой рук.

Закрепить знания об устройстве кукольного театра. Учить выполнять имитационные движения характерные для ежа. Работать над выразительностью речи, автоматизацией звуков.

Апрель

 

 

 

Сказка Л. Лебедевой «Мишутка». (Адаптированный вариант). Этюд «Тишина».

Разыгрывание сказки «Мишутка». (Театральная студия).

 

Познакомить детей со сказкой «Мишутка».

Сформировать умение с помощью мимики выражать эмоциональное состояние персонажа.

Развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом. Формировать речевые и не речевые средства общения.

Продолжать знакомить детей с устройством театра. Закреплять умение работать вместе.

Май

 

 

Чтение сказки Э. Машковской «Вежливые слова». (Приготовление декораций и атрибутов).

Постановка сказки «Вежливые слова». (Театральная студия).

 

 

Развивать диалогическую и монологическую речь. Обогащать словарь новыми словами: художник-декоратор, осветитель, режиссёр. Воспитывать коммуникабельность.

Вести работу по контролю за звуковой стороной речи. Работать над предлогами. Закреплять вежливые слова, обогащать словарь.

ДИАГНОСТИКА

Оценка результативности игровой деятельности детей

I. Этюдный тренаж (мастерство актёра)

1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

2. Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).

3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).

4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

II. Игры-драматизации

1. Желание участвовать в играх драматизациях.

2. Умение общаться с партнёром.

3. Способность импровизировать при создании образа.

III. Этюды с куклами.

1. Желание играть с куклой.

2. Умение управлять ею.

3. Способность импровизировать с куклой.

IV. Кукольные спектакли.

1. Желание участвовать.

2. Умение общаться с партнёром, использую куклы настольного театра.

3. Способность создавать образ с помощью кукол настольного театра.

Оценка знаний, умений и навыков детей

Отлично – «*»

Хорошо – «+»

Удовлетворительно – «V»

Неудовлетворительно – «–»

Группа 6

Ф. И.

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

 

 

Настя Б.

1 2   3 4

1 2 3

1 2 3

1 2 3

 

 

+ + V +

 

+ + *

 

* * +

 

+ + +

 

+

Таня А.

V + V +

+ V V

+ V +

V + V

V

Анастасия Б.

*   * + *

*   + *

 

+   * +

 

+   + +

 

+

 

Дима В.

V + + *

*   + +

+   + +

V + +

+

Валера С.

 

*   * * *

 

*   + *

 

*   * *

 

+   * *

 

*

 

Полина Г.

*   + * +

*   + *

 

*   + +

 

+   + *

 

+

 

Данил Х.

*   + + +

+   * +

V + +

*   + +

+

Стася К.

V + + +

*   + *

*   + +

*   + +

+

Гриша Д.

+   * * +

*   + *

*   + +

*   + +

+

Максим Ш.

+   + * *

*   + *

*   + *

+   + +

+

Женя Ч.

*   * + +

*   * *

*   * +

*   + +

*

Маша С.

*   * * +

+   * +

*   * +

*   * +

*

ДИАГНОСТИКА

ИТОГ РАБОТЫ НА ФЕВРАЛЬ МЕСЯЦ

Группа 6

Ф. И.

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

 

 

Настя Б.

1 2   3 4

1 2 3

1 2 3

1 2 3

 

 

* +   + +

 

+ + *

 

* * +

 

+ + +

 

+

Таня А.

*   + V +

+ V +

+ V +

*   + V

+

Анастасия Б.

*   * + *

*   + *

 

+   * +

 

*   * +

 

*

 

Дима В.

+   + + *

*   + +

+   + +

+   + +

+

Валера С.

 

*   * * *

 

*   * *

 

*   * *

 

+   * *

 

*

 

Полина Г.

*   * * +

*   + *

 

*   + +

 

*   + *

 

*

 

Данил Х.

*   + + +

+   * +

*   + +

*   + +

+

Стася К.

+   * * +

*   + *

*   + +

*   + *

*

Гриша Д.

+   * * +

*   + *

*   * *

*   + +

*

Максим Ш.

*   * * *

*   + *

*   + *

*   * +

*

Женя Ч.

*   * * +

*   * *

*   * +

*   + *

*

Маша С.

*   * * *

*   * +

*   * +

*   * +

*

БИБЛИОГРАФИЯ

Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвящение, 1991. 3-17.

Богат В. ТРИЗ в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2001, №2.- С. 63.

Боголюбская М. К., Табенкина А. Л. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1975.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С.-П., 1997

Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 1983.

Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1979.

Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Дошкольное воспитание. 2001, №2.- С. 56.

Елизарова Е., Кузьмина Т., Шестова А., Федоткина Г. Путешествие в стану этикета. // Дошкольное воспитание. 1999, №11.- С. 11.

Зварыгина Е. В., Комарова Н. Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989.

Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. Издательство: Феникс 2002.

Играем в кукольный театр: Прогр. Театр-творчество-дети (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. руководителей дет. садов: 3-е изд., испр. и доп. -М.: 1991.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984.

Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1982. 3-6, 66.

Карамзина У. А. Театр кукол в детском саду. – Якутск: издательство ЯГУ, 1978.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1977.

Киркос Р. Ю., Постоева И. А. Сказка приходит на праздник: Театрализ. Праздники в дет. саду: Кн. для муз. рук. и воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1996. 18-19, 138-140, 183-188.

Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей. //Составитель Л. Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.

Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. 1999, №11.- С. 6.

Метенова Н. Родительское собрание в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2001, №2.- С. 65.

Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.

Михайлова А. Кукольный театр в рисунках детей. //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7.

Рошаль Г. Л. Театр в жизни. Сб. "Эстетическое воспитание в семье". – М.: Искусство, 1963.

Сергеева Т. Логопедические сказки-помощницы. // Дошкольное воспитание. 1999, №4.- С. 59.

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Составители М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Сорокина Н. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей. // Дошкольное воспитание. 1994, №3.- С. 82.

Сорокина Н. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей. // Дошкольное воспитание. 2002, №12.- С. 86.

Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2002, №8.- С. 97.

Степанова Е. Путешествие в страну сказок. // Дошкольное воспитание. 1999, №4.- С. 38.

Стрельцова Л., Тамарченко Н. Мастерская слова. // Дошкольное воспитание. 1997, №2.- С. 20.

Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997. 3-20.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. /Составитель З. Я. Рез и др. – М.: Просвещение, 1990.

Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. – 1991, - № 7.

Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999, №9.- С. 10.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.