Открытый урок «Моделирование из пластилина пожарной машины» - Лабиринт Знаний
Открытый урок

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Открытый урок «Моделирование из пластилина пожарной машины»

Герман Надежда Николаевна – Педагог дополнительного образования МБУДО СДТТ Промышленного района г. Оренбург
Дата поступления работы: 03.03.2018г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Моделирование из пластилина пожарной машины»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

II. Конспект занятия

III. Список литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автомобили стали неотъемлемой частью технического прогресса общества, они интересуют многих людей, как с познавательной, так и с чисто практической целью. Занятия моделированием автомобилей - это, прежде всего, политехническое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и практической деятельности. Автомоделизм – первая ступень воспитания будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. Моделируя автомобили, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся познают самые современные, передовые технические решения.

Содержание темы занятия соответствует положениям нормативно – правовых документов:

- Закон РФ (от 29.12.2012 г. № 273);

-Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р);

- Постановление Главного государственного врача РФ от 4июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

II. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Автомобили на ладони» в разделе «Моделирование технических объектов из пластилина» по теме «Моделирование из пластилина пожарной машины». Это 14-е занятие в данном разделе, на котором мы продолжаем изучать моделирование автомобилей из пластилина. Предлагаемый материал могут использовать в своей работе специалисты системы дополнительного образования, также возможно использование в школах на уроках трудового обучения, при организации досуга в группе продленного дня, в детских оздоровительных лагерях.

Занятие предполагает воспитание активной личности, умеющей планировать и организовывать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, применять полученные знания, умения, навыки и информацию в другой технологической деятельности, воспитывает трудолюбие и интерес к занятиям техническим творчеством.

Использование мультимедиа дает возможность педагогу сделать занятие разнообразным, организовать качественный и одинаково доступный процесс демонстрации приемов работы. Материал позволяет продемонстрировать этапы, приемы работы с комментариями, что делает процесс обучения интересным, более интенсивным, повышающим мотивацию учащихся, позволяющим подать материал в более доступной форме и сократить время на объяснение (если необходимо легко повторить ход работы). На занятии развиваются общие и специальные умения и навыки по моделированию из пластилина. Учебный материал подается на посильном и доступном уровне научности для учащихся 7-10 лет. Информация имеет опору на личный опыт ученика, связана с жизнью и актуальна по теме занятия. На занятии чередуются и меняются разнообразные виды деятельности. Для лучшего усвоения материала эффективно и целесообразно используется наглядность в виде образцов изделия и работ предыдущих учащихся, материалов и гиперссылок в презентации. В заключительной части учащиеся анализируют свою работу, рассказывая о допущенных ими ошибках и способах их устранения, обсуждают выполненные задания, учатся делать выводы. Подводится итог нашей работе - рефлексия, она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку. Обратная связь с обучающимися присутствует на всех этапах усвоения материала в полном объёме.

Тема: «Моделирование из пластилина пожарной машины»

Цели для учащихся:

Должны знать:

Должны уметь:

1.Технику безопасности и организацию рабочего места

1.Организовать рабочее место

2.Технику моделирования из пластилина

2.Выполнить модель пожарной машины из пластилина

3.Материалы и оборудование, применяемые при выполнении модели пожарной машины из пластилина

3.Самостоятельно использовать современное оборудование, ручные приёмы для выполнения работ

Задачи:

Воспитательные:

- формировать основы трудовой культуры;

- развивать интерес к изучению основ технического моделирования;

- развивать потребность в творческой технической деятельности.

Развивающие:

- развивать навыки целеполагания;

- формировать умение планировать практическую техническую деятельность;

- развивать теоретическое мышление: умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать навыки практической деятельности по алгоритму;

- развивать навыки оценки и коррекции результатов и контроля практической деятельности.

Образовательные:

- формировать навыки работы с пластилином и инструментами для лепки;

- формировать знания по правилам техники безопасности на занятиях по моделированию;

- формировать знания технического устройства пожарной машины;

- формировать знания алгоритма создания модели пожарной машины из пластилина по заданному образцу и самостоятельно.

Возраст обучающихся: младший школьный возраст (7-9 лет).

Цель занятия: Формирование навыков моделирования из пластилина на примере изготовления пожарной машины.

Форма учебного занятия: Тематическое занятие в учебном кабинете.

Педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, образцы изделия.

Материалы для проведения занятия: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка.

1. Вводная часть

1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Вступительное слово педагога.

Загадка

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Беседа о профессии пожарный

Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные. Бывает призвание у людей - спасать и защищать других. Такие и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза. При возникновении пожара сигнал поступает в диспетчерскую службу, оператор определяет, какая пожарная часть ближе к месту происшествия, к какой категории сложности относится пожар. В зависимости от этого планируются дальнейшие действия. Если горит мусорный контейнер, то к месту происшествия будет направлена лишь одна машина-автоцистерна, но если происшествие более серьезное, воспламенилось жилое или производственное помещение - то, как минимум, две, и желательно с разных направлений (на случай, если одна вдруг застрянет где-то в пути, например, в автомобильной пробке). На крупные же происшествия пожарные съезжаются со всей округи. Когда поступает сигнал тревоги, дежурные бойцы должны за 20 секунд надеть специальную одежду, после чего немедленно сесть в машину и выехать. От того, как быстро прибудет машина на место происшествия, часто зависят жизни многих людей. Необходимо за полторы-две минуты развернуть пожарные рукава и подключить их к местному источнику воды, если таковой имеется, либо к цистерне. Тушение огня может длиться от нескольких минут до нескольких суток. Работают пожарные посменно, между вызовами проводят тренировки. На нашей Станции два педагога – мастера пожарно-прикладного спорта. Давайте с ними познакомимся.

1.2. Мотивация деятельности учащихся

Педагог демонстрирует видеофильм «Герои спорта». Учащиеся задают вопросы.

Педагог демонстрирует образец пожарной машины. Учащиеся рассматривают образец, осмысливают.

1.3. Целеполагание

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Какой автомобиль вы представляете, когда мы говорим о пожаре?

- Какие функции выполняет пожарная машина?

- Что понадобится для создания модели пожарной машины?

- Чем мы сегодня будем заниматься на занятии? Сформулируйте цель нашего занятия.

2. Основная часть:

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний

Педагог проводит фронтальный опрос «Свойства пластилина и приемы лепки". Проводится дидактическая игра на классификацию специальных автомобилей.

Педагог: «Вы уже моделировали грузовик, бульдозер, экскаватор, машину скорой помощи. Перечислите признаки, по которым пожарная машина отличается от других специальных автомобилей».

2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Педагог показывает образец изделия и приемы моделирования из пластилина.

Просмотр видеофильма с последовательным показом операций по изготовлению пожарной машины из пластилина «ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА. Как слепить пожарную машину из пластилина».

Педагог составляет совместно с учащимися план работы по моделированию пожарной машины (алгоритм работы). Учащиеся проектируют будущую работу (самостоятельно или с помощью педагога), по очереди проговаривая алгоритм предстоящей практической деятельности моделирование пожарной машины из пластилина:

1. Подбираем пластилин необходимого цвета.

2. Разминаем пластилин.

3. Начинаем лепить с кабины: из красного пластилина скатаем шарик и вылепим брусок; один из углов прижмем и сделаем покатый край; из красного пластилина вырежем прямоугольник – крышу для кабины.

4. Лепим кузов: из красного пластилина вылепим прямоугольный брусок; стекой вырежем отверстия (арки) для колес.

5. Из шарика черного пластилина делаем колеса; сбоку к колесам прикрепляем красные «блинчики» - диски колес, и ставим колеса на место.

6. Лепим пожарную лестницу: скатываем длинный жгутик серого цвета, разрезаем его на две части и слегка сплющиваем, делаем ступеньки - маленькие жгутики, которые сплющиваем.

7. Лепим 4 черных пожарных шланга; ставим их по бокам кузова.

8. Лепим мелкие детали: стекла, бамперы, наконечник пожарного шланга, фонари на крышу, фары, зеркала заднего вида.

2.3. Применение и закрепление учащимися нового знания

Фронт опрос на знание алгоритма действий при моделировании автомобилей из пластилина. Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

Педагог организует работу по изготовлению автомобиля с использованием пошагового алгоритма.

Используя алгоритм, учащиеся выполняют работу - лепят модель пожарной машины.

3. Заключительная часть

3.1. Рефлексия деятельности учащихся

Вопросы учащимся:

1. Какой автомобиль был нами смоделирован на занятии?

2. Какое практическое значение имеет этот вид транспорта?

3. Закончи предложения:

Сегодня я узнал...

Я смог...

Меня удивило

Учащиеся планируют будущую работу – сюжетно-тематическую композицию с моделью пожарной машины.

Технологическая карта занятия

 

Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1

Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Автомобили на ладони»

 

2

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Техническая

 

Методическая информация

1

Тема занятия

Моделирование пожарной машины из пластилина

 

2

Основное содержание темы, термины и понятия

Моделирование, модель, автомобиль,

пожарный, спасатель, специальные автомобили

 

3

Методы и приемы реализации содержания занятия. Образовательные технологии

 

Беседа, рассказ, разъяснение, пример - методы формирования сознания

Беседа: «История развития пожарной техники в России».

Методы:

словесный, наглядный и практический методы;

методы стимулирования и мотивации учения;

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством педагога);

метод организации деятельности, общения, опыта поведения - коммуникативная деятельность;

методы формирования интереса через игру.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ ситуаций, рефлексия.

Технологии: технологии эвристического, репродуктивного, развивающего, проблемного, рефлексивного обучения; ИКТ и технология дидактической игры.

 

4

Возраст учащихся

Младший школьный возраст (7-10 лет)

 

5

Цель

 

Формирование навыков моделирования из пластилина на примере изготовления пожарной машины

 

6

Задачи

Воспитательные:

- формировать основы трудовой культуры;

- развивать интерес к изучению основ технического моделирования;

- развивать потребность в творческой технической деятельности.

Развивающие:

- развивать навыки целеполагания;

- формировать умение планировать практическую техническую деятельность;

- развивать теоретическое мышление: умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать навыки практической деятельности по алгоритму;

- развивать навыки оценки и коррекции результатов и контроля практической деятельности.

Образовательные:

- формировать навыки работы с пластилином и инструментами для лепки;

- формировать знания по правилам техники безопасности на занятиях по моделированию;

- формировать знания технического устройства пожарной машины;

- формировать знания алгоритма создания модели пожарной машины из пластилина по заданному образцу и самостоятельно.

 

7. Планируемые результаты

7.1

Личностный результат

Личностные УУД

- интерес к изучению основ технического моделирования;

- потребность в творческой технической деятельности.

- уважение к труду, творчеству.

 

 

7.2

Метапредметный результат

УУД:

Регулятивные УУД:

- навыки целеполагания;

- умение планировать практическую техническую деятельность;

- теоретическое мышление: умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи;

- навыки практической деятельности по алгоритму;

- развивать навыки оценки и коррекции результатов и контроля практической деятельности.

Познавательные

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты)

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли; слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

 

 

7.3

Предметный результат

- навыки работы с пластилином и инструментами для лепки;

- знания по правилам техники безопасности на занятиях по моделированию;

- знания технического устройства пожарной машины;

- знания алгоритма создания модели пожарной машины из пластилина по заданному образцу и самостоятельно.

 

 

8

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка. Плакаты, иллюстрации, образцы изделий, видеофильм.

 

 

9

Форма учебного занятия

Тематическое занятие в учебном кабинете

 

 

Конспект занятия

 

 

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые технологии, методические приемы

I.

Вводная часть

1.1

 

 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Вступительное слово педагога.

Загадывание загадки:

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный).

Беседа о профессии пожарный.

Прослушивают педагога. Отгадывают загадку.

 

 

 

 

Личностные УУД.

Действия смыслообразования.

 

 

 

 

Метод демонстрации

Словесный метод

Наглядный метод

Эвристический метод обучения.

1.2

Мотивация деятельности учащихся

Демонстрирует видеофильм «Герои Спорта».

Демонстрирует образец пожарной машины.

Просматривают видео фильм «Герои Спорта». Рассматривают образец, осмысливают,

задают вопросы.

 

Регулятивные УУД. Учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий).

Планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Личностные УУД.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся (формирование патриотизма - служение Отечеству).

Словесный.

Метод наглядно-иллюстрированный

Технология развивающего обучения

 

1.3

Целеполагание

Задает вопросы:

Какой автомобиль вы представляете, когда мы говорим о пожаре?

- Какие функции выполняет пожарная машина?

- Что понадобится для создания модели пожарной машины?

- Чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

 

 

 

 

 

Формулируют детскую цель (осмысление «значения для меня»).

Отвечают на вопросы. Анализируют из каких геометрических фигур состоит модель пожарной машины. Проектируют будущую работу.

Личностные УУД

Смыслообразование, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные УУД. Навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками. Умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД.

Постановка и решение проблемы.

Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия.

Технология эвристического обучения

Технология развивающего обучения

Словесный метод

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Фронтальный опрос «Свойства пластилина и приемы лепки». Проводит дидактическую игру на классификацию специальных автомобилей.

Отвечают на вопросы. Показывают, что уже знают по теме и что нужно продолжить на основе этого делать.

Просматривают презентацию. Принимают участие в игре на классификацию специальных автомобилей.

Познавательные УУД

Умение формулировать проблему и подбирать способы решения

Коммуникативные УУД. Навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками.

 

 

Фронтальный опрос.

Технология дидактической игры.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 

 

 

Показывает образец изделия и приемы моделирования из пластилина.

Совместно с обучающимися составляет план работы по моделированию автомобиля из пластилина.

 

Слушают и осмысливают; задают вопросы.

Анализируют модель пожарной машины - сопоставляют формы автомобиля с геометрическими фигурами.

Совместно с педагогом обсуждают алгоритм работы, отбирают необходимые материалы.

Познавательные УУД.

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Умение сравнивать, классифицировать, сопоставлять.

Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия.

Регулятивные УУД.

Планирование

Прогнозирование

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; вступать в беседу и обсуждение.

Репродуктивное обучение

 

Технология проблемного обучения.

2.3

Применение и закрепление обучающимися нового знания

 

 

Фронтальный опрос «Перечислите этапы моделирования пожарной машины».

Организует работу по моделированию автомобиля из пластилина с использованием пошагового алгоритма.

Отвечают на вопросы.

Планируют будущую работу – сюжетно-тематическую композицию с моделью пожарной машины.

Используя алгоритм, выполняют работу.

Создание модели пожарной машины.

 

 

Регулятивные УУД.

Планирование.

Прогнозирование.

Умение самостоятельно выполнять действия по заданному алгоритму.

Контроль.

Коррекция.

Познавательные УУД.

Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия.

Коммуникативные УУД

 

Планирование учебного сотрудничества.

Умение выражать свои мысли.

Слушать и понимать речь других.

Личностные УУД.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся (формирование ценностного отношения к труду и творчеству)

Фронтальный опрос

Практическая работа

III.

Заключительная часть

3.1

Рефлексия деятельности обучающихся

 

 

Выставка полученных работ, обсуждение моделей.

Задает вопросы:

1. Какой автомобиль был нами смоделирован на занятии?

2. Какое практическое значение имеет этот вид транспорта для людей?

3.Закончи предложения:

Сегодня я узнал...

Я смог...

Меня удивило

 

 

Обсуждают выставленные модели.

Отвечают на вопросы.

 

Коммуникативные УУД.

Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Познавательные УУД.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Анализ; синтез.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Технология рефлексивного обучения

IV. Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся

4.1

Коллективная сюжетно-тематическая композиция «Автопарк».

Опыт будет востребован на занятиях по проектированию коллективной работы «Автопарк».

4.2

Выставка НТМ

Опыт будет востребован при создании моделей автомобилей для выставки.

4.3

Выставка НТТМ

Опыт будет востребован при создании моделей автомобилей для выставки.

4.4

Конкурс проектно-исследовательских работ «Мои первые открытия»

Обучающиеся защищают свои проекты.

4.5

Презентация группового проекта «Автопарк»

Обучающиеся защищают свой проект «Автопарк».

4.6

Всероссийский конкурс «Чудеса из пластилина»

Участие в конкурсе.

4.7

Городской Слет юных техников

Коллективная работа «Автодром».

4.8

Выставка детских творческих работ на родительских собраниях

Выставка моделей автомобилей из пластилина «Автомобили на ладони».

   

III. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.1. Литература для педагогов

1. Андрианов, П.Н. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя [Текст]/ П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.

2. Акимова, Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник для вузов [Текст] /Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343 с.

3. Заворотов, В.А. От идеи до модели [Текст]/ В.А.Заворотов. - М.: Просвещение, 2008. – 127 с.

4. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]/ В.П. Копцев. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

3.2 Литература для учащихся

1. Зигуненко, С.Н. Энциклопедия. Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание [Текст]/ С.Н. Зигуненко. - М.: «Олимп», 2004. – 341 с.

2. Владимиров, В.В. Открытия и изобретения, которые изменили мир [Текст]/ В.В. Владимиров. – М.: КАПИТАЛ, 2016. – 48с.: цв. ил. – (Что? Когда и Почему?).

3. Евстигнеев, А.А. Как передвигаются и на чем? [Текст]/ А.А. Евстигнеев. – М.: КАПИТАЛ, 2016. – 48с.: цв. ил. – (Что? Когда и Почему?).

4. Техника / cост. И. Меркина. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. – 128с.: ил.

3.3. Интернет-ресурсы.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.