Открытый урок «Воздушный океан и его корабли» - Лабиринт Знаний
Открытый урок

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Открытый урок «Воздушный океан и его корабли»

Герман Надежда Николаевна – Педагог дополнительного образования МБУДО СДТТ Промышленного района г. Оренбург
Дата поступления работы: 12.03.2018г.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН И ЕГО КОРАБЛИ»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

II. Конспект занятия

III. Список литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самолеты стали неотъемлемой частью технического прогресса общества. Занятия моделированием – это политехническое образование, которое способствует формированию у обучающихся универсальных методов познавательной, ценностно-ориентированной и практической деятельности. Авиамоделизм – первая ступень воспитания будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. Знакомясь с историей создания самолетов, конструкцией и технологиями их изготовления, обучающиеся познают самые современные, передовые технические решения.

Содержание темы занятия соответствует положениям нормативно – правовых документов:

- Закон РФ (от 29.12.2012 г. № 273);

-Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р);

- Постановление Главного государственного врача РФ от 4июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

II. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Автомобили на ладони» в разделе «Моделирование технических объектов из пластилина» по теме «Воздушный океан и его корабли». Это 23-е занятие в данном разделе, на котором мы продолжаем изучать моделирование из пластилина. 

Занятие предполагает воспитание активной личности, умеющей планировать и организовывать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, воспитывает трудолюбие и интерес к занятиям техническим творчеством.

На занятии обучающиеся изучают конструктивные особенности самолета, классификацию авиатранспорта; выполняют модель самолета из пластилина по алгоритму.

Использование мультимедиа дает возможность педагогу сделать занятие разнообразным, организовать качественный и одинаково доступный процесс демонстрации приемов работы. Материал позволяет продемонстрировать этапы, приемы работы с комментариями, что делает процесс обучения интересным, более интенсивным, повышающим мотивацию учащихся, позволяющим подать материал в более доступной форме и сократить время на объяснение (если необходимо легко повторить ход работы). На занятии развиваются общие и специальные умения и навыки по моделированию из пластилина. Учебный материал подается на посильном и доступном уровне научности для обучающихся 7-9 лет. Информация имеет опору на личный опыт ученика, связана с жизнью и актуальна по теме занятия. На занятии чередуются и меняются разнообразные виды деятельности. Для лучшего усвоения материала эффективно и целесообразно используется наглядность в виде образцов изделия и работ предыдущих обучающихся, материалов и гиперссылок в презентации. В заключительной части учащиеся анализируют свою работу, рассказывая о допущенных ими ошибках и способах их устранения, обсуждают выполненные задания, учатся делать выводы. Подводится итог нашей работе – рефлексия, она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку. Обратная связь с обучающимися присутствует на всех этапах усвоения материала в полном объёме.

Тема: «Воздушный океан и его корабли»

Цели для обучающихся:

Должны знать:

Должны уметь:

1.Технику безопасности и организацию рабочего места

1.Организовать рабочее место

2.Технику моделирования из пластилина

2.Выполнить модель самолета из пластилина

3.Материалы и оборудование, применяемые при выполнении модели самолета из пластилина

3.Самостоятельно использовать современное оборудование, ручные приёмы для выполнения работ

Задачи:

Образовательная:

  • Повторить свойства воздуха и виды летательных аппаратов.
  • Научить изготовлению модели самолета.
  • Обучить приемам моделирования из пластилина.

Воспитательная:

  • Прививать интерес к технической культуре
  • Воспитывать интерес к ручному труду, взаимопомощи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, навыков качественного изготовления изделий; пробуждение желания самостоятельного творчества.
  • Развивать интерес к поисковой деятельности при работе с различными информационными источниками.
  • Формировать навыки анализа и синтеза.

Возраст учащихся: младший школьный возраст (7-9 лет).

Цель занятия: формирование первичной мотивации обучающихся к техническому творчеству на примере моделирования самолета из пластилина.

Форма учебного занятия: Тематическое занятие в учебном кабинете, комбинированное.

Тип занятия: занятие систематизации знаний.

Педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, образцы изделия, столы, инструкционные карты; карточки с новыми понятиями: фюзеляж, киль, стабилизатор, угол атаки, центровка.

Материалы для проведения занятия: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка.

1. Вводная часть

1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы займемся очень увлекательным делом! Во всяком случае, мне это занятие очень по душе. А понравится ли оно вам, вы скажете в конце занятия.

Загадка.

Отгадайте загадку. Что это за вещество: без вкуса, без запаха, без цвета, и по нему могут передвигаться корабли? (Варианты ответа: вода). Это правильный ответ, но я загадала другое вещество. Оно похоже по свойствам на воду, но это не вода, и корабли, которые по нему плавают, называются по-особому. Догадались? Подсказываю: по чему утки плавают? И по чему утки летают?  Конечно же, по воздуху.

1.2. Мотивация деятельности учащихся

По невидимым волнам,

Приближаясь быстро к нам,

Вдалеке плывет кораблик

С огоньками по бортам.

Наш поселок очень горд,

Здесь стоит особый порт

Вы, конечно, догадались:

Этот порт – (ответ хором) аэропорт.

А корабль, что к нам плывет?

Это точно – (ответ хором) самолет!

1.3. Целеполагание

- Если загадки у нас о воздухе и воздушных кораблях, то, предложите, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия? (обсуждение вариантов правильный ответ: «Воздушный океан и его корабли»).

3. Основная часть:

3.1. Актуализация ранее приобретенных знаний

Презентация «Самолеты» (демонстрация видов самолетов).  Обучающиеся задают вопросы. Педагог демонстрирует образец модели самолета. Обучающиеся рассматривают образец, осмысливают.

Физкультминутка

Люди всегда хотели летать и поэтому, завидовали не только птицам, а даже бабочкам, мухам и комарам. Смотрели на них и учились у них. В итоге – появились современные самолеты. Но нам с вами сейчас не нужен самолет, чтобы полететь. Я – волшебница, и дарю вам крылья!

Расправили свои крылья, вдохнули полной грудью, еще раз расправили крылья. Размяли лапки. Покрутили головой: посмотрели, где ваши зернышки, букашки, мышки.  А теперь полетели: вы бабочки. Как бабочки летают?  Воробышки?  Как парят орлы?

3.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Беседа: «Классификация самолетов»

- У каждого самолета своя задача. Например, пассажирский самолет перевозит (людей, пассажиров…), топливозаправщик – (заправляет самолеты в воздухе).

- А какие вы знаете самолеты? (варианты ответов детей: военные: ракетоносцы, разведчики, топливозаправщики, штурмовики; гражданские: спортивные, транспортные, учебно-тренировочные, почтовые, сельскохозяйственные, экспериментальные, пожарные…).

- А какие самолеты прилетают в Оренбургский аэропорт имени Ю.А. Гагарина?  (пассажирские: Ан 24, Ту 134, Ту 154, ЯК 42, Боинг 737; специального назначения: ледовые разведчики - пограничники АН 72; Грузовые: АН 26, ИЛ 76)

- А вы видели парашютистов в нашем небе? Кто знает, с какого самолета они прыгают, как он называется? (АН 2)

- А еще у нас в городе есть оренбургское производственное объединение «Стрела».  Как вы думаете, чем оно занимается? (варианты ответов детей: производит вертолеты КА-335, которые испытываются в Оренбургском аэропорту имени Ю.А. Гагарина?)

Педагог составляет совместно с обучающимися план работы по моделированию самолета (алгоритм работы). Обучающиеся проектируют будущую работу (самостоятельно или с помощью педагога), по очереди проговаривая алгоритм предстоящей практической деятельности.

3.3. Применение и закрепление учащимися нового знания

 Опыт с использованием подъемной силы воздуха на примере листа бумаги.

Мы должны понять, почему же летает самолет, например, планер.  Проведем с вами вот такой опыт: возьмем лист бумаги. Как вы думаете, если я буду дуть на него снизу, что будет? А сверху? Изогнутая часть листа поднимается высоко вверх, хотя вы дуете прямо на неё! Почему? Подув, вы снизили давление на верхнюю часть листа. Давление снизу оказалось больше, и лист поднялся. Когда вы дуете, скорость воздушного потока увеличивается, воздух как бы разряжается, следовательно, давление – снижается. Попробуйте легко послать планер вперед и вверх. Воздух давит снизу-вверх на крылья, поэтому планер летит. Если планёр падает резко носом – это значит пикирует, летит неустойчиво: то вверх, то вниз – кабрирует.

Фронт опрос на знание алгоритма действий при моделировании самолета из пластилина. Обучающиеся отвечают на вопросы педагога.

Вопросы педагога: из каких основных частей состоит самолет? Корпус самолета называется фюзеляжем (новое понятия); в передней части фюзеляжа расположена кабина экипажа, а сзади находится хвостовое оперенье, состоящее из киля (новое понятие), на котором находится руль поворота и двух стабилизаторов (новое понятие), на которых находятся рули высоты, а еще крыло, шасси, двигатель (и)– лепим на доске самолет.

Педагог организует работу обучающихся по изготовлению модели самолета с использованием пошагового алгоритма.

Выполняем работу по алгоритму в следующем порядке (инструкционная карта):

1. Лепим корпус самолета.

2. Лепим детали хвоста: киль и стабилизатор.

3. Делаем разрезы на киле и стабилизаторе по линиям видимого контура.

4. Отгибаем клапаны на киле в разные стороны.

5. На стабилизатор ровно по центру прикрепляем киль.

6. Лепим крыло.

7. Закрепляем крыло по середине фюзеляжа, соблюдая направления стрелок (обратить внимание: угол атаки (новое понятие), центр детали).

8. Закрепляем хвостовую часть на конце фюзеляжа, соблюдая направления стрелок.

9. Обозначить инициалами свой самолет, номер изготовленного самолета.

Фронтальный опрос на знание новых понятий:

  • Где находятся рули высоты и поворота (еще они называются элероны или закрылки) -  правильный ответ: на стабилизаторах и киле.
  • Как сделать так, чтобы наш простой планёр летел не только прямо, а поворачивал при полете налево или направо?
  • Правильный ответ: воздух давит на закрылки и заставляет планёр поворачивать.
  • Как полетит планёр, если загнуть закрылок на руле стабилизатора вверх? Что произойдет, если мы загнем закрылок вниз? Правильный ответ: воздух давит на закрылки и заставляет планёр подниматься или наклоняться.

4. Заключительная часть

4.1. Рефлексия деятельности учащихся

Вопросы учащимся:

  • Какую цель занятия мы сформулировали в начале занятия?
  • Понравилось ли вам занятие?
  • Что нового узнали?
  • Какие новые слова мы использовали? Что они обозначают?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Что у нас не получилось? Почему?
  • Где мы можем использовать модель самолета?

Учащиеся планируют будущую работу – участие с моделями самолетов в коллективном проекте ТО Станции «Оренбургского аэропорта им. Ю.А. Гагарина».

Педагог загадывает загадку: Что быстрее всего на свете и есть у каждого человека? (мысль)

Педагог: Умных вам мыслей!

 

Технологическая карта занятия

 

I. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1.

Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Автомобили на ладони»

 

1.2.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Техническая

 

II. Методическая информация

 

1.

Тема занятия

Моделирование самолета из пластилина

 

2.

Основное содержание темы, термины и понятия

Воздушный океан, самолет, крыло, шасси, двигатель, фюзеляж, киль, стабилизаторы.

 

3.

Методы и приемы реализации содержания занятия. Образовательные технологии

 

Методы:

словесный, наглядный и практический методы;

методы стимулирования и мотивации учения;

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством педагога);

метод организации деятельности, общения, опыта поведения - коммуникативная деятельность;

методы формирования интереса через игру.

Приемы: физкультминутка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ ситуаций, рефлексия.

Технологии: игровые, репродуктивные (традиционное обучение), коллективное групповое взаимодействие.

 

 

 

 

4.

Возраст учащихся

Младший школьный возраст (7-9 лет)


 

5.

Цель и задачи

Цель занятия: формирование первичной мотивации обучающихся к техническому творчеству на примере моделирования самолета из пластилина.

Образовательная:

  • Повторить свойства воздуха и виды летательных аппаратов.
  • Научить изготовлению модели самолета.
  • Обучить приемам моделирования из пластилина.

Воспитательная:

  • Прививать интерес к технической культуре
  • Воспитывать интерес к ручному труду, взаимопомощи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, навыков качественного изготовления изделий; пробуждение желания самостоятельного творчества.
  • Развивать интерес к поисковой деятельности при работе с различными информационными источниками.
  • Формировать навыки анализа и синтеза.

 

 

6.

Планируемые результаты

7.1.

Личностный результат

Личностные УУД

ценностно-смысловая ориентация обучающихся (формирование патриотизма - служение Отечеству; формирование ценностного отношения к труду и творчество — уважение к труду, творчеству, целеустремлённость и настойчивость)


 

7.2.

Метапредметный результат

УУД:

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

- учиться планировать практическую деятельность на занятии;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные

- умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты)

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни


 

7.3.

Предметный результат

- знание классификации авиатранспорта;
- знание конструктивных особенностей самолета;

- умение выполнить модель самолета из пластилина по алгоритму.


 

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка. Плакаты, иллюстрации, образцы изделий, видеофильм.


 

9.

Форма учебного занятия

Тематическое занятие в учебном кабинете, комбинированное


 

Конспект занятия


 

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые технологии, методические приемы

I.

Вводная часть

1.1.


 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Вступительное слово педагога.

Отгадайте загадку: Что это за вещество: без вкуса, без запаха, без цвета, и по нему могут передвигаться корабли? (Варианты ответа: вода). Это правильный ответ, но я загадала другое вещество. Оно похоже по свойствам на воду, но это не вода, и корабли, которые по нему плавают, называются по-особому. Догадались? Подсказываю: по чему утки плавают? И по чему утки летают? Конечно же, по воздуху.

 

 

Прослушивают педагога. Отгадывают загадку.


 


 

Личностные УУД.

Действия смыслообразования.


 


 

Словесный метод
.


 


 

1.2.

Мотивация деятельности учащихся

По невидимым волнам,

Приближаясь быстро к нам,

Вдалеке плывет кораблик

С огоньками по бортам.

Наш поселок очень горд,

Здесь стоит особый порт

Вы, конечно, догадались:

Этот порт – (ответ хором) аэропорт.

А корабль, что к нам плывет?

Это точно – (ответ хором) самолет!

Просматривают презентацию «Самолеты», осмысливают.


 Обучающиеся задают вопросы.

Обучающиеся рассматривают образец, осмысливают.

 

Регулятивные УУД. Выявление и формулирование учебной проблемы совместно с педагогом.

Коммуникативные УУД. Умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Метод наглядно-иллюстрированный

Технология развивающего обучения

Словесный.

 

1.3.

Целеполагание

Если загадки у нас о воздухе и воздушных кораблях, то, предложите, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия? (обсуждение вариантов

 


Формулируют цель (осмысление «значения для меня»).

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД. Выявление и формулирование учебной проблемы совместно с педагогом.

Коммуникативные УУД. Умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Личностные УУД.

Действия смыслообразования.

Технология развивающего обучения

Словесный метод

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Презентация «Самолеты» (демонстрация видов самолетов)

Физкультминутка

 

Педагог демонстрирует образец модели самолета.

 

Отвечают на вопросы. Показывают, что уже знают по теме и что нужно продолжить на основе этого делать.
 Просматривают презентацию.

Коммуникативные УУД. Формирование навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Наглядный метод.

Технология игрового

обучения.

 

 

2.2.

Добывание (сообщение и приятие) нового знания


 

Проводит беседу: «Воздушный океан и его корабли».

Задает вопросы:

- А какие вы знаете самолеты?

- Какие самолеты прилетают в Оренбургский аэропорт имени Ю.А. Гагарина?  (

- А вы видели парашютистов в нашем небе? Кто знает, с какого самолета они прыгают, как он называется? (АН 2)

- А еще у нас в городе есть оренбургское производственное объединение «Стрела».  Как вы думаете, чем оно занимается?

Педагог составляет совместно с обучающимися план работы по моделированию самолета (алгоритм работы).

Показывает образец изделия и приемы моделирования из пластилина.

 

Слушают, отвечают, осмысливают; задают вопросы.

Обучающиеся проектируют будущую работу (самостоятельно или с помощью педагога), по очереди проговаривая алгоритм предстоящей практической деятельности.

Познавательные УУД

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Личностные УУД

Положительное отношение к обучению.

Учебно-познавательный интерес к новому предметному материалу и способам решения частной задачи.

Интерес к результатам своей деятельности. Регулятивные УУД.

Планирование

Прогнозирование

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли.

Слушать и понимать речь других; вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

 

 


Технология проблемного обучения.

2.3.

Применение и закрепление обучающимися нового знания


 

Проводит опыт с использованием подъемной силы воздуха на примере листа бумаги.

Фронтальный опрос на знание новых понятий:

Из каких основных частей состоит самолет?

Где находятся рули высоты и поворота

Организует работу обучающихся по изготовлению модели самолета с использованием пошагового алгоритма.

 

Отвечают на вопросы.

Планируют будущую работу – сюжетно-тематическую композицию с моделью пожарной машины.

Выполняют работу по алгоритму – по инструкционной карте.

Обозначают инициалами свой самолет, номер изготовленного самолета.


 

Регулятивные УУД.

Планирование.

Прогнозирование.

Умение самостоятельно выполнять действия по заданному алгоритму.

Контроль.

Коррекция.

Познавательные УУД.

Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия.

Коммуникативные УУД


Планирование учебного сотрудничества.

Умение выражать свои мысли.

Слушать и понимать речь других.

Личностные УУД.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся (формирование ценностного отношения к труду и творчеству)

Фронтальный опрос

Практическая работа

III.

Заключительная часть

3.1.

Рефлексия деятельности обучающихся


 

Задает вопросы:

  • Какую цель занятия мы сформулировали в начале занятия?
  • Понравилось ли вам занятие?
  • Что нового узнали?
  • Какие новые слова мы использовали? Что они обозначают?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Что у нас не получилось? Почему?
  • Где мы можем использовать модель самолета?

Выставка полученных работ, обсуждение моделей.

Педагог загадывает загадку: Что быстрее всего на свете и есть у каждого человека? (мысль)

Педагог: Умных вам мыслей!

 

Отвечают на вопросы.

Планируют будущую работу – участие с моделями самолетов в коллективном проекте ТО Станции «Оренбургского аэропорта им. Ю.А. Гагарина».

 

Коммуникативные УУД.

Умение вступать в диалог; участвовать в коллективной игре; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД.

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.


Регулятивные УУД.

Оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Технология рефлексивного обучения

IV.

Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся

4.1.

Коллективная сюжетно-тематическая композиция «Аэропорт».

Опыт будет востребован на занятиях по проектированию коллективной работы «Аэропорт».


 

4.2.

Выставка НТМ

Опыт будет востребован при создании моделей самолетов для выставки


 

4.3.

Выставка детских творческих работ на родительских собраниях

Выставка моделей из пластилина


 

 

III. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.1. Литература для педагогов

1. Андрианов, П.Н. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя [Текст]/ П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.

2. Акимова, Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник для вузов [Текст] /Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343 с.

3. Заворотов, В.А. От идеи до модели [Текст]/ В.А.Заворотов. - М.: Просвещение, 2008. – 127 с.

4. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]/ В.П. Копцев. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

3.2 Литература для учащихся

1. Зигуненко, С.Н. Энциклопедия. Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание [Текст]/ С.Н. Зигуненко. - М.: «Олимп», 2004. – 341 с.

2. Владимиров, В.В. Открытия и изобретения, которые изменили мир [Текст]/ В.В. Владимиров. – М.: КАПИТАЛ, 2016. – 48с.: цв. ил. – (Что? Когда и Почему?).

3. Евстигнеев, А.А. Как передвигаются и на чем? [Текст]/ А.А. Евстигнеев. – М.: КАПИТАЛ, 2016. – 48с.: цв. ил. – (Что? Когда и Почему?).

4. Техника / cост. И. Меркина. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. – 128с.: ил.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.