Педагогический проект «Развивающий эффект тестопластики» - Лабиринт Знаний
Педагогический проект

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Педагогический проект «Развивающий эффект тестопластики»

Дудина Светлана Геннадьевна – Воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад № 90 «Надежда» г. Барнаул
Дата поступления работы: 13.12.2018г.

Педагогический проект

«Развивающий эффект тестопластики»

Краткая аннотация проекта

           Целью данного проекта является обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников.

Данный проект интересен не только детям старшего дошкольного возраста, но и педагогам, родителям, которые заинтересованы в решении некоторых проблем, связанных с развитием у ребёнка функций руки и творческого самовыражения.

Проект реализуется через вовлечение детей и родителей в систему совместных занятий и мероприятий.

В результате реализации проекта педагог обосновывает эффективность работы с солёным тестом, а воспитанники подготовительной к школе группы получают навыки, позволяющие успешно подготовить руку к письму, а также хорошо развить зрительное восприятие и произвольное внимание.

Всего в проекте участвует 22 ребёнка старшего дошкольного возраста, педагог и родители. Длительность проекта 1 год.

Актуальность

Творческое воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности – игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Одним из средств развития творческого воображения дошкольников может быть тестопластика – лепка из солёного теста.

Практика работы с детьми свидетельствует, что тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Следовательно, в процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Занятия тесто пластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Занятия по лепке из солёного теста не просто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле материал, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребёнка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Таким образом, занятия тестопластикой являются эффективным средством развития творческого воображения.

Постановка проблемы

… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума...

                                                 В.А. Сухомлинский

Анализируя работу с детьми, я пришла к выводу:

- творческие способности и возможности воспитанников реализуются не в полной мере;

- недостаточное развитие мелкой моторики руки, зрительного восприятия и внимания.

Эти недостатки могут привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Родители тоже порой приходят в отчаяние из-за плохой каллиграфии ребёнка. Замечено, что дети быстро утомляются, рассеяны и возбудимы, нет заинтересованности на занятиях, в играх и другой деятельности, что, бесспорно, отрицательно влияет на общее психическое и умственное развитие ребёнка.

Исходя из этого, возникла проблема, как сделать совместную работу педагога и ребёнка полезной и интересной.

В настоящее время существует много различных видов работы педагога с детьми, развивающих творческие способности детей и мелкую моторику руки.

   Для более полного изучения данной проблемы, я сделала анализ образовательных программ:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василь

- программы «Детство».

     Таким образом, анализ показал, что развитие мелкой моторики не является приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах.

В программах авторы уделяют немалое внимание развитию детского творчества.

Исходя из данной проблемы, я провела социо – психологический мониторинг готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Результаты показали расхождение между достаточно высоким интеллектуальным уровнем воспитанников и низким уровнем развития у них мелкой моторики. Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать, но развивать творчески!

   Размышляя на эту тему, я заинтересовалась оригинальным видом декоративно – прикладного искусства – пластикой из солёного теста, способствующей развитию мелкой моторики и творческих способностей детей.

Заинтересовавшись данным видом деятельности, я выделила его основные преимущества:

- способствует формированию и закреплению положительных эмоций, развивает мелкую моторику руки, прослеживающую функцию глаза, воспитывает любовь и интерес к народному творчеству;

- повышает у детей сенсорную чувствительность, развивает общую ручную умелость, синхронизирует работу рук;

- формирует умение планировать работу по реализации замысла;

- активизирует потенциальные творческие способности;

- помогает детям сосредоточить внимание на тонких операциях, приучает к аккуратности и точности, да и просто доставляет детям огромное удовольствие

Цель проекта

   Обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки, творческих способностей воспитанников, формирование трудовых навыков и умений.

Задачи

v Обеспечение необходимых организационных и программно- методических условий для развития креативности каждого ребёнка в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями;

v Теоретическое обоснование «тестопластики» как технологии формирования трудолюбия в процессе собственного труда дошкольника;

v Создать условия для изготовления практического материала детьми из солёного теста для расширения тематики детских игр («магазин», «детский сад» и др.);

v Обеспечение сотрудничества с родителями в интересах индивидуализации развития личности ребёнка и формирования его креативности;

v Анализ динамики формирования творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста;

v Представление проекта на районном семинаре в апреле 2013 года.

v Проведение выставки-ярмарки сувениров и игрушек из теста в рамках благотворительной акции.

Стратегия достижения поставленных задач

Подготовительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта

ДОУ

Июль – сентябрь 2012 года

Воспитатель С.Г.Дудина.

Составление картотеки игр с тестом, направленных на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки

ДОУ

Август – декабрь 2012 года

Воспитатель

С.Г.Дудина,   родители.

Разработка перспективного планирования для старшей и подготовительной групп

ДОУ

Август – сентябрь 2012 года

Воспитатель С.Г.Дудина.

Основной этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Проведение занятий по изготовлению поделок из солёного теста в совместной деятельности с воспитателем

ДОУ

На протяжении всего проекта

Воспитатель       С.Г.Дудина, дети.

Проведение консультаций для родителей «Солёное тесто – экологически чистый материал», «Польза игр с солёным тестом для подготовки руки к письму»

Актовый зал ДОУ

Сентябрь – ноябрь 2012 года

Воспитатель         С.Г.Дудина,

родители.

Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей

ДОУ

Январь – март 2013 года

Воспитатель       С.Г.Дудина,   родители, дети.

Проведение открытого занятия «Знакомство с человечком из теста»

ДОУ

Февраль 2013 года

Воспитатель       С.Г.Дудина.

Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!»

ДОУ

Март 2013 года

Родители, старший воспитатель.

Участие в конкурсе «Творим из теста»

ДОУ

Апрель 2013 года

С.Г.Дудина, родители, старший воспитатель.

Создание картин для украшения помещений ДОУ

ДОУ

Ноябрь – май 2013года

С.Г.Дудина, старший воспитатель.

Создание методического фильма «Развитие творческих способностей и мелкой моторики руки у детей посредством тестопластики»

ДОУ

Март 2013 года

Воспитатель         С.Г.Дудина.

Заключительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Сроки

Ответственный

Наблюдение за работой детей по изготовлению поделок из солёного теста

ДОУ, группа

Сентябрь – май 2013 года

Воспитатель       С.Г.Дудина.

Беседы на тему «Играем с тестом»

ДОУ

Март 2013 года

Воспитатель

С.Г.Дудина.  

Проведение диагностических заданий для определения степени развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей

ДОУ

Май 2013 года

Психолог,

Воспитатель

С.Г.Дудина.      

Анализ участия родителей в проекте

ДОУ

Май 2013 года

Воспитатель С.Г.Дудина.

Составление отчёта о работе над данным проектом

ДОУ

Май – июнь 2013 года

Воспитатель, родители.

С.Г.Дудина. Презентация проекта, выступление на районном семинаре и проведение мастер-класса   по теме: «Развивающий эффект тестопластики» …

ДОУ

Апрель 2013 года

Воспитатель С.Г.Дудина.

 

Предполагаемые результаты проекта

В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность группы мы ожидаем:

  • Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
  • Высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в трудовой деятельности;
  • Малую утомляемость, влияющую на общее психическое и умственное развитие ребёнка;
  • Получение возможности фантазировать, изобретать;
  • Творческое самовыражение воспитанников;
  • Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности;
  • Заинтересованность данной технологией педагогов ДОУ, района и города, родителей

Практическая значимость результатов

Данный проект показывает возможность знакомить дошкольников с трудом людей разных профессий, формировать бережное отношение к его результатам, воспитывать желание трудиться и интерес к трудовой деятельности, развивать любознательность и стремление к творчеству. Педагог, воспитанники, родители согласованно решают общие задачи и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.

Учитывая направления предлагаемой мною работы, можно использовать практический опыт в других дошкольных учреждениях и центрах творчества.

Оценка проекта

Оценка эффективности проделанной работы проводится по завершению проекта.

Мною запланировано провести оценку по двум направлениям: дети и родители.

Оценка качества деятельности родителей, их заинтересованность данной работой анализируется в результате анкетирования, тестовых опросов, участия родителей в совместных занятиях с детьми. Анкета прилагается.

Оценка включённости детей, их активность, удовлетворённость от участия в играх с солёным тестом и запланированные мероприятия ДОУ   отслеживаются через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместных занятиях и в играх, а также по проведённой диагностике.

По окончании проекта  составляется отчёт, показывающий эффективность данного проекта в целом.

Анкета (для родителей)

Возраст, пол ребёнка

1. Знаете ли Вы, какие занятия посещает в детском саду Ваш ребёнок?

           Да.     Нет.

2. Знаете ли Вы, какие функции и навыки мелкой моторики руки необходимо развивать у ребёнка?

Да.     Нет.

3. Готовят ли в детском саду Вашего ребёнка к овладению письмом?

Да.     Нет.

4. Имеете ли Вы какую – либо информацию о том, какие игры, игрушки, пособия помогают развивать мелкие мышцы руки?

           Да.     Нет.

5. Нравится ли Вам предметно – развивающая среда в группе, которую посещает Ваш ребёнок?

           Да.       Нет.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Киселёва Н.В. Снова это солёное тесто // Дошкольное воспитание. 2005. №2.

2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Метод. пос. для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика – Синтез, 2005.

3.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: Кн. Для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

4.Одинокова Г. В.   Игры с тестом, развитие умения лепить // Дошкольное воспитание. 2007.   №2.

5.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.

6. Хафизова М. Ф. Кружок тестопластики «Ловкие ладошки» //   Воспитатель ДОУ. 2007. №2.

Приложение к педагогическому проекту

   

  

 

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.