План-конспект урока «Конспект занятия дифференциация звуков [Т - Т’]» - Лабиринт Знаний
План-конспект урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

План-конспект урока «Конспект занятия дифференциация звуков [Т - Т’]»

Спиридонова Екатерина Павловна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №2101 «Филевский образовательный центр», образовательная площадка №9 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 17.12.2016г.

Конспект занятия дифференциация звуков [Т - Т’] 
Тема: Звуки [Т] — [Т’]

Цель: Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте.

Задачи: Дифференцировать звуки [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте. Развивать фонематическое восприятие звуков [Т] — [Т’] в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте. Развивать умение изменять силу голоса. Учить определять позицию звука в слове, составлять слоговую схему слов. Учить составлять пересказ небольшого текста.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, карточки — символы звуков (красные, синие, зеленые), домики со звуками [Т] и [Т’], флажок.

Речевой материал: слоговые ряды с прямым и обратным порядком со стечением гласных; слова со звуком [Ж]; фразы со звуком [Ж]; стихотворный текст со звуком [Ж];

Существительные: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст, тыква, танк, телега, тапки, тюлень, тюльпан, туфли, тарелка, тигр, торт, кот — котик, рот — ротик, лист — листик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, салат — салатик, пакет — пакетик, крот — кротик, плот — плотик, лопата, Витя, Настя, конфета, монета, Катя, Митя, газета, палата, Костя, ворота, котлета, Никита, свита, тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема, телефон, тетрадь, телевизор, собака, такса, такси.

Прилагательные: тяжелый, съедобное, несъедобное

Словосочетания: тяжелый рюкзак.

I. Сообщение темы.

Логопед: Сегодня мы вспомним два звука [Т] и [Т’]. Посмотрите на картинку что это? Правильно часики. Как они тикают.

Ребенок: Тик-так. Тик-так.

Логопед: Какой первый звук в слове Тик?

Ребенок: [Т’]. Логопед: А в слове Так?

Ребенок: [Т’].

Логопед: Сегодня мы научимся сравнивать и отличать звуки [Т] и [Т’]. Артикуляционная гимнастика. — Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:

Упражнение № 1 «Заборчик». Инструкция: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Упражнение № 2 «Поехали на лошадках». Инструкция: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Уточнение артикуляции звука [Т]. — Произнеси звук Т. В каком положении находятся губы? — Правильно. Губы разомкнуты. — В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты? — Верно. Зубы разомкнуты и сближены. — Что делает наш язычок? — Молодец. Кончик язычка прижат к верхним зубам. — Произнеси звук Т’. Что изменилось? — При произнесении звука Т’ губы больше растянуты в улыбке, спинка языка выгибается дугой, весь язык более напряжён;

Характеристика звуков. – Итак, звуки [Т] и [Т’] согласные, глухие, звуки. – Почему согласный? – Правильно. Воздушная струя встречает во рту преграду. – Как определили, что звуки [Т] и [Т’] глухие? – Верно. Голос не звучит. – Давайте, поселим звуки в домики. У звука [Т] будет синяя одежда, он будет жить в синем домике, там живут твердые звуки. У звука [Т’] будет зеленая одежда, он будет жить в зеленом домике, там живут мягкие звуки. У звуков [Т] и [Т’] в домиках нет колокольчиков, так как они глухие.

Выкладывание схемы слов.

Логопед: В слове — Тик, сколько звуков? Сколько гласных и согласных? Какое количество слогов? Какой первый звук? Второй звук? Третий звук? При помощи карточек — символов звука выложи слово.

Логопед: А теперь выложи слово — Так. Чем схемы похожи и чем отличаются? Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].

Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в слогах. на слух:

Упражнение № 1 «Поймай звук». Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Т]. Слоги: ТА-ТЯ-ТО-ТЕ-ТУ-ТЮ-ТЫ-ТИ АТА-АТЯ- АТЮ- АТУ-АТО-АТЕ- АТИ- АТЫ

Упражнение № 2 «Топни ножкой». Инструкция: Встань и топни ножкой, когда услышишь звук [Т’]. Слоги: ТЫ- ТИ-ТА- ТЯ -ТЮ- ТУ- ТО- ТЕ УТЫ-УТИ-УТА-УТЯ-УТЮ-УТУ-УТЭ- УТЕ

в проговаривании:

Упражнение № 1 «Эхо». Инструкция: Повтори, пожалуйста, за мной следующие слоги как эхо. Первый слог громко, второй тихо: Слоги: ТА-ТЯ, ТО-ТЕ, ТЫ-ТИ, ТЭ — ТЕ. АТА-АТЯ, АТУ- АТЮ, АТО- АТЕ, АТИ- АТЫ. СТА- СТЯ, СТУ-СТЮ, СТО-СТЕ, СТИ-СТЫ.

Упражнение № 2 «Микрофон». Инструкция: Я скажу твердо и тихо, а ты скажи мягко и громко, как будто ты говоришь в микрофон. Логопед Ребенок Та тя ту тю ат ать ут уть ты ти от оть

Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в словах. на слух:

Упражнение № 1 «Подними флажок». Инструкция: Подними флажок, когда услышишь звук [Т]. Слова: Тук, тюк, тик, так, Тим, Том, тир, тень, Тома, Тема. Упражнение № 2 «Прятки». Инструкция: Услышишь звук [Т’], закрой глазки ладошками. Слова: Тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжко, тачка, ток, тёк, тоска, тёзка, тощий, термос, тест, текст.

в проговаривании:

Упражнение № 1 «Картинки». Инструкция: Посмотри на картинки и разложи слова по домикам со звуком Т и Т’. Слова: Тыква, танк, телега, тапки, тень, тюбик. Упражнение № 2 «Скажи ласково». Инструкция: Измени слово так, чтобы вместо звука [Т] в нём появился [Т’]. Скажи ласково: Слова: Кот — котик, винт — винтик, бинт — бинтик, бант — бантик, зонт — зонтик, куст — кустик, мост — мостик, пакет — пакетик.

Упражнение № 3 «Доскажи словечко» Инструкция: закончи слово слогом ТА или ТЯ: Слова: Лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…, воро…, Ники...

Динамическая пауза.

Логопед: Давай встанем и покажем, как ходят часы. Ручки в стороны, ножки на ширине плеч. Повторяй за мной (качаемся из стороны в сторону): ТИК-ТАК ТИК-ТАК Все часы идут вот так.

Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в предложениях. на слух:

Упражнение № 1 «Кулачек-ладошки» Инструкция: Когда услышишь звук [Т’] положи ручки ладошками на стол, а когда звук [Т] сложи их в кулачек. Предложения: Тома несет телевизор. Тамара кормит тигра. Таня любит тишину. Тимур несет молоток папе. Оля тянет Тоню за талию. Толя идет в тир. Таня купила тюль. Тимур танцует танго.

в проговаривании

Упражнение № 1«Доскажи словечко» Инструкция: Повтори и дополни предложение по картинкам. У Тимы …таз. У Темы собака …такса. Таня месит…тесто. Тимофей поедет на …такси. У Наты и Никиты …конфеты.

Дифференциация звуков [Т] и [Т’] в тексте. на слух: Инструкция: Послушай рассказ. Услышишь звук [Т’], подними руку. Три товарища шли из школы. Впереди них шла старушка. Старушка поскользнулась и упала. — Подержи мои тетради! — крикнул Тема и передал Томе свой тяжелый рюкзак. Когда Тема вернулся, Тома и Тима спросили его: — Это твоя бабушка? — Нет, — ответил Тема. — Это твоя тетя? — Нет — ответил Саша. — Это просто старушка. в проговаривании:

Упражнение № 1 «Пересказ рассказа «Таня и Тима». Дома Таня и Тима. Они сидят за столом. Тима лепит танк. Таня складывает тюльпаны из бумаги. Тима отдал танк папе. А Таня отдала тюльпаны маме. Мама и папа похвалили Таню и Тиму. Ответы на вопросы по тексту.

Пересказ Упражнение № 2 «Тренируем память» Инструкция: Давай выучим стихотворение. После сна Танюша встанет, Танцевать Танюшу тянет. Топала да топала, да ноги-то оттопала. II. Оценка и итог: Логопед: Ты сегодня очень старался! Какие звуки мы сегодня повторяли? Назови, пожалуйста, несколько слов со звуками [Т] и [Т’].

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.