План – конспект занятия «Нежданный гость» - Лабиринт Знаний
План-конспект урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

План – конспект занятия «Нежданный гость»

Кобежикова Татьяна Борисовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 25.11.2016г.

План – конспект занятия «Нежданный гость»

Тема: Нежданный гость.

Цель: создание условий для развития речевой активности на хакасском языке посредством игровой деятельности.

Задачи:

- создавать ситуации, позволяющие вызвать у детей внутреннюю                                                                                                                           потребность включения в деятельность, говорить на хакасском языке (социально- коммуникативное развитие);

- развивать артикуляционный аппарат, посредством выделения звуков из речи (речевое развитие);

- создавать условия для сопереживания и поддержки друг друга.

Методические приемы: метод словесной передачи (беседа), метод     наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации), метод стимулирования познавательной деятельности (игра), метод самоконтроля (рефлексивное задание).

Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций, альбома "Природа Хакасии", игры на развитие воображения ("Горы, реки ...").

Словарная работа: красивая (сiлiг-зiн), умница (хыйгачах), спокойная (амыр), веселая (ачых-чарых), добрый (чалахай), хорошенькая (иркечек), Абакан (Агбан), гора, горы (таг-лар), река, реки (суг-лар), поле, поля (чазы-лар), тайга (тайга).

Материалы и оборудование: картинки с изображением города Абакана, природа Хакасии (горы со снегом, тайга с деревьями (елочки, березы), реки, поля с пшеницей, игрушка- зайчик, мольберт, морковь съедобный, мультимедиа, хакасская музыка, корзина, «карта».

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

Дети заходят в группу, здороваются на хакасском языке. (Изеннер!,Чалахай иртеннен! (Доброе утро!). Воспитатель просит детей встать в круг на хакасском языке, поиграть в игру "Назови ласково". Дети, обращаясь друг к другу, говорят ласковые слова на хакасском языке. (Соня- сiлiг "красивая", Аркадий хыйгачах и т.д.).

Мотивационно-ориентировочный этап

В дверь раздается стук. Воспитатель открывает дверь и удивляется нежданному гостю.

Воспитатель: Изеннер! (Здравствуйте!).

Зайчик: Изеннер! (здоровается грустно)

Воспитатель: Ребята вы догадались, наверное, кто это? (Ответы детей, хозанах- зайчик). Зайчик (хозанах) веселый или грустный. Почему? (Ответы детей). Давайте спросим у зайчика, почему он такой грустный.

Зайчик: Живу я в лесу, играл со своими друзьями и заблудился, а в городе я первый раз и мне очень страшно. Кроме леса я нигде не был. Помогите, мне пожалуйста с собой я взял карту.

Воспитатель: Покажешь свою карту? (Да)Как мы будем помогать зайчику? (Ответы детей).

Воспитатель усаживает зайчика рядом с детьми на стульчик.

Воспитатель: Как наш город называется? (Абакан, Агбан). Как сказать на хакасском языке (Я живу в городе Абакане. Мин Агбан городта чуртапчам).

Показ «карты» схема. (город Абакан)

Изображение реки (показывают все дети)

Воспитатель: А что это? (Пу ниме? Река-суг). Посмотрите какая она длинная, даже не видно конца. Красиво на речке (Да), тогда покажем, как течет река(суг). Воспитатель и дети изображают реку волнообразными движениями руки.

Узун суучах

Изображение тайги и поле. 

Вопитатель предлагает детям разделиться на 2 подгруппы и собрать разрезные картинки. (тайга и поле)                                         

Воспитатель: - Что это? (Ответы детей). Как по - хакасски тайга (Тайга). Как догадались, что это тайга? (Ответы детей). Название каких деревьев вы знаете? (Ответы детей: береза-хазын, елочка-сыбычах). Красиво в тайге (Сiлiг тайгада) (Да). Понравилось вам в тайге (Да), а зайчику (Да). Если вам понравилось, тогда мы с вами превратимся в медведей.

Тайга ээзi мин полчам            Я хозяин тайги

Чистектерге чоо хынчам        Ягоды очень люблю

Паламны сугда чуупчам         В реке медвежонка мою

Хысхы килзi узупчам              С приходом зимы засыпаю.

Воспитатель: А что это? (Поле – чазы). Полей в нашей республике много. Люди выращивают пшеницу, из которой делают муку и пекут хлеб (халас). Какого цвета поле (чазы, желтого-сарыг). Поле огромное, у него не видно другого края, поэтому говорят, что поле бескрайнее. Давайте покажем поле (чазы) – оно широкое. Воспитатель и дети широко разводят руки в стороны, изображая поле.

Чазы, чазы саргалча           Поле пожелтело

Чилге  тамах чайхалча       На пшеницу ветер дул.

Воспитатель и зайчик хвалят детей за показ-имитацию.

Иллюстрации с изображением гор

Воспитатель: А вот здесь вряд ли кто-нибудь из вас был? Что это? (горы- таглар). Какие они, что вы можете о них сказать? (высокие- позiк, красивые- сiлiглер). Что лежит на вершине гор? (снег-хар). Давайте изобразим горы – таглар. Покажем, какие они высокие, какие острые у них вершины.

Воспитатель и дети поднимают руки вверх, соединяют кисти над головой- изображая гор.

Таг устунде хар-хар             На горе - снег, снег

Таг алтында хар-хар            Под горой - снег, снег

Агас устунде хар-хар           На дереве - снег, снег

Агас алтында хар-хар          Под деревом - снег, снег.

Воспитатель: Зайчик, а мы про тебя тоже знаем веселое стихотворение.

Воспитатель с детьми показывают игру- имитацию про зайчика.

Хозанах одырча                           Зайка серенький сидит

Хулахтарын хыймыратча            и ушами шевелит.

Пiди, пiди хулахтарын                 Вот так, вот так и ушами шевелит

хыймыратча

Хозанахха соох полча                  Зайке холодно сидеть

Ол айазын саапча                         Он в ладоши хлопает

Пiди, пiди  ол айазын саапча.      Вот так, вот так он в ладоши хлопает

После разминки воспитатель предлагает поиграть в игру «Горы, реки, поля…»

(«Таглар, суглар, чазылар…»)

Дети встают в круг. Воспитатель считает считалочку на хакасском языке (Питi, ситi, ибi, туба, кiрес). Водящий в центре круга должен изобразить, показать (поле, гора, реки и т.д.). Кто отгадает, тот водящий. Игра повторяется по желанию детей. 

После игры зайчик благодарит детей предлагает свой сюрприз (корзинка с морковкой) и угощает. Дети и воспитатель благодарят зайчика.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята, мы помогли зайчику, что интересного сегодня узнали? (ответы детей).

-Какие хакасские слова запомнили? (ответы детей).

-Как вы думаете, зайчик по нашим подсказкам доберется домой?

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.