Статья «Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний посредствам создания экологической среды в процессе проектной и игровой деятельности» - Лабиринт Знаний
Статья

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Статья «Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний посредствам создания экологической среды в процессе проектной и игровой деятельности»

Игольникова Евгения Владимировна – Воспитатель МОУ «Детский сад №229 Советского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы: 12.05.2018г.

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний посредствам создания экологической среды в процессе проектной и игровой деятельности»

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т.к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Педагог считает, что если ребёнок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учёбе и школе обеспечен.

Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу. Учиться прогнозировать результат, экспериментировать, делать выводы и обобщения. Словом, развивает познавательные способности.

Педагогическую ценность укрепления чувств ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг. Впервые швейцарский педагог-демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж-Ж Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей " чувства природы", как ощущения его облагораживающего влияния на человека.

Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

Чтобы достичь намеченных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - "это становление осознанно правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности."

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования. Он подчёркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения в системе дошкольного образования, с учётом вступивших в силу Федеральных государственных, образовательных стандартов (ФГОС). Введение ФГОС требует реализования в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из активных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.

Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крапской, М.В. Крупениной.

Современные педагоги считали, критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Сотрудничество российских учёных и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение метода в практику работы российских ДОУ.

"Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Формирование экологической воспитанности дошкольников представляет решение следующих задач:

- развитие у детей дошкольного возраста экологических знаний, представлений о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически-ориентированного взаимодействия с её объектами;

- воспитание заботливого отношения к природе, путём систематического целенаправленного общения с окружающим миром.

Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы.

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в группе и на участке;

- активным участием родителей в воспитательном процессе.

Подводя итог, хочется отметить, что экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний посредствам создания экологической среды в процессе проектной и игровой деятельности, -это перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, можно воспитать экологически грамотного человека.

 

Наши акции

Образовательное учреждение, направившее на конкурс(ы) или конференцию 10 и более работ одновременно, БЕСПЛАТНО получит Благодарственное письмо на имя Заведующего (Директора) ОУ с указанием всех участников конкурса или конференции.