Конспект НОД «Юрта – жилище бурят» - Лабиринт Знаний
Конспект НОД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Конспект НОД «Юрта – жилище бурят»

Ли-Ван-Хе Ирина Викторовна – Воспитатель МКДОУ детский сад «Светлячок» с. Калтук, Братский р-н, Иркутская обл.
Дата поступления работы: 22.05.2021г.

 

Юрта – жилище бурят

Технологическая карта занятия

Тема: Юрта – жилище бурят

Автор: Ли-Ван-Хе Ирина Викторовна (воспитатель)

МКДОУ детский сад «Светлячок» Братский район; с. Калтук

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: приобретение у детей старшего дошкольного возраста знаний об особенностях строения юрты, ее убранстве, изготовление маркера игрового пространства «Юрта» в конструктивной деятельности (макет)

Задачи занятия:

Обучающие: провести сравнение традиционных жилищ коренных народов: бурят, русских, эвенков; обсудить особенности строения юрты и предметы быта юрты.

Развивающие: отрабатывать навыки анализирования собственной деятельности при выполнении заданий; согласовывать композиционное расположение предметов быта в юрте в сотрудничестве со сверстниками.

Воспитательные: проявляет заинтересованность в отборе предметов быта и аккуратность в их изготовлении; использует проблемно-поисковую коммуникацию при выполнении заданий.

Словарная работа: юрта, обогащать речь детей новыми словами из чего состоит юрта (9основных элементов).

Планируемые результаты занятия: дети сравнивают традиционное жилище бурят, русских, эвенков, их отличительные черты; в дидактической игре называют предметы быта юрта, из каких материалов она состоит; в деятельности способны отличить юрту от других традиционных жилищ; собирают необходимый материал для изготовления предметов быта юрты; используют в беседы названия предметов юрты,

Подготовительная работа: беседа про бурят, чтение книг, знакомство с репродукциями художественных произведений по теме бурятская юрта, родители изготовляют макет юрты.

Материалы и оборудование: презентация про бурят, картон, вата, драповая ткань, пряжа разноцветная, байковая ткань, ножницы, клей

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный

Создать психологически комфортную атмосферу

Мотивировать детей на включение в деятельность

Ребята, я вчера смотрела фильм про народы Сибири.

А вы помните кто является коренными жителями Сибири? Правильно, мы с вами познакомились с русскими, эвенками, а с кем мы с вами еще не познакомились?

Ребята, послушайте музыку и скажите правильно ли вы сказали, что мы сегодня будем говорить о бурятах.

Каждый народ имеет свою историю, свои обычаи. Давайте сегодня подробнее познакомимся с жилищем бурят.

Вы хотите узнать больше информации про жилище бурят?

Беседа

Дети отвечают на вопросы педагога

Создана психологически комфортная атмосфера

Дети включены в деятельность

2.

Основной

Актуализировать знания детей о традиционном жилище русских, эвенков и бурятов.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дид. игра «Чье жилище».

Ребята, мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Чье жилище».

Ваша задача найти жилище, которое принадлежит русским, эвенкам и бурятам.

Правильно изба-это жилище русских, эвенки живут в чуме, а буряты живут в юрте.

Ребята, как вы думаете, почему буряты живут в юрте, а, например, не в избе или в чуме?

Педагог рассказывает, почему буряты живут в юрте.

Беседа, дидактическая игра

Дети играют в дидактическую игру, отвечают на вопросы педагога

Дети закрепляют знания о традиционном жилище народов Сибири.

Узнают почему буряты живут в юрте.

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о том, из чего строят юрту.

Тренировать – память, мышление, речь.

Ребята, вот мы с вами узнали почему буряты живут в юрте, потому что она легко переносится, устойчивая против ветра, буряты ведут кочевой образ жизни.

А из чего тогда состоит юрта?

А как мы с вами можем это узнать?

Беседа, демонстрационный материал

Дети ищут ответ на вопрос

Создана мотивационная ситуация - дети ищут ответ на вопрос.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Формировать представление о том, из чего строится юрта

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения

Педагог рассказывает детям из чего строят юрту. Состоит из 9 основных элементов: уняа – струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят. Используются исключительно гибкие породы деревьев. тооно – специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем.

тээнги – опорные столбы конструкции.

дааган – распорки верхнего обода, служащие для придания ему жесткости. С бурятского языка это слово переводится как «нести на себе»;

урхэ – покрытие юрты. туургэ – войлок, зээг – волосяные веревки, дээбэри накидываются после туургэ. хошлон – пояса из конского волоса.

Ребята, мы с вами узнали из чего делают юрту, а теперь попробуйте, выбрать только тот материал, из которого можно сделать юрту.

Выбрали материал? А теперь попробуйте построить юрту.

Рассказ воспитателя о том, из чего строят юрту, дидактическая игра «Из чего состоит юрта»

Дети слушают педагога, задают вопросы, выполняют задание

Сформировано представление о том, из чего состоит юрта. Называют основные элементы юрты.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Формировать представление о том, какие предметы быта находятся в юрте

Мы с вами узнали из чего состоит юрта, почему буряты живут в юрте. Теперь как вы думаете, что нам осталось узнать? Правильно, какие предметы находятся в юрте.

Чтобы это узнать, давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Что находится в юрте».

Педагог рассказывает, что юрта делится на две половины, в центре стоит очаг.

В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным

и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на

мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В

мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской — утварь и продукты

питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью,

божницей.

Беседа-диалог.

Дид игра

Дети делают дидактическую игру

Сформировано представление о том, что находится в юрте, в дидактической игре называют предметы быта.

3.

Заключительный этап

Закрепление знаний про юрту: из чего строят, что находится внутри.

Педагог проводит рефлексию деятельности.

 

Ребята, мы с вами узнали многое про жилище бурят.

Нам с вами родители сделали макет юрты, посмотрите, что нам не хватает в юрте. Правильно предметов быта. Давайте с вами выберем материал, из которого мы с вами будем делать предметы быта, можно сделать, что мальчики будут изготовлять предметы быта, а девочки украшать жилище, расставлять мебель как мы с вами знакомились, что женщины занимаются обустройством юрты, не забывайте, что в юрте есть две половины: мужская и женская. Нам понадобится картон, вата, ткань, пряжа разноцветная, клей, цветные карандаши

Педагог проводит рефлексию занятия

-Что сегодня нового узнали про эвенков?

-Со всеми заданиями вы справились?

-Что было самым трудным? Что? Почему это было трудным?

- Какие новые знания помогли вам справиться с данными заданиями?

- Смогли помочь, потому что…. научились…. узнали…

Продуктивная деятельность: дети изготавливают макет юрты.

Дети делают макет юрты

Закрепление пройденного материала, про жилище бурят.

Сделан макет юрты. Проведена рефлексия.

 

 

 

Ли-Ван-Хе Ирина Викторовна – Воспитатель МКДОУ детский сад «Светлячок» с. Калтук, Братский р-н, Иркутская обл.

Дата поступления работы: 22.05.2021г.