Консультация для педагогов «Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников с нарушением зрения» - Лабиринт Знаний
Консультация для педагогов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Консультация для педагогов «Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников с нарушением зрения»

Фоменко Ольга Павловна – Учитель - дефектолог МОУ Детский сад №374 г. Волгоград
Дата поступления работы: 20.09.2021г.

Роль уголка природы

в экологическом воспитании дошкольников с нарушением зрения

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Дети с нарушением зрения могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.

Специалисты (Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева и др.) выделяют следующие особенности развития детей с нарушением зрения:

  • снижение уровня развития зрительного восприятия (его неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность);
  • задержка процесса координации движений;
  • затруднение в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния);
  • снижение предметно-практического опыта, отсутствие за словом конкретных представлений;
  • неумение многих детей с нарушением зрения общаться в диалоге, из-за неумения слушать собеседника; слабо развитая монологическая речь;
  • индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость), снижение скорости усвоения информации;
  • возможные затруднения мышления (анализ и синтез информации), больше преобладает наглядно-действенное, чем наглядно-образное (из-за нарушения полноты, целостности, точности и объема зрительного восприятия окружающей действительности);
  • особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в расторможенности или наоборот - заторможенности действий;

 

В нашем дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, гуманно относиться ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, поможет уголок природы. 

Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей с нарушением зрения с природой.

 

Его значение многообразно:

  • Познавательное значение: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эколого–эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
  • Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
  • Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за растениями и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
  • Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
  • Компенсаторное значение: детальное изучение предметов с их свойствами и взаимосвязями с опорой на полисенсорную основу (использование сохранных анализаторных систем).

 

Интересно оформленный уголок природы в групповой комнате является важной частью развития ребёнка. Его наполнение способствует формированию начал экологической культуры детей, обогащению представлений о растительном и животном мире, воспитанию любви и бережного отношения к природе, приобщению детей к уходу за растениями.

Уголок природы для детей с нарушениями зрения органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет организовывать в нем разнообразные виды деятельности с детьми.

 

Постоянными обитателями уголка природы являются комнатные растения. Они дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного ухода, что интересно и вполне по силам дошкольникам.

В уголке природы подобраны комнатные растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие, имеющие разную форму, величину и окраску листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям, пестроокрашенные); различную степень полива.

 

Растения расположены так, чтобы к ним было удобно подходить детям и взрослым.

Для того, чтобы дети научились находить и узнавать одинаковые растения, в уголке имеются разные виды растений одного семейства (герань, бегония, лилия).

 

Подобраны растения с разной формой и величиной листьев, так как ребята овладевают новыми приемами ухода за растениями: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья.

Дети наблюдают за растениями, в процессе игры знакомятся со способами ухода за ними.

В уголке имеется паспорт комнатных растений, где помещены их фотографии с рекомендациями по уходу. К каждому цветку прикреплена табличка с условными обозначениями потребностей растения и ухода за ним. Табличка является подсказкой для детей при организации трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями. Ребята видят, насколько растение требовательно к воде, свету, можно ли опрыскивать его листья. Регулярно наблюдая за ростом и развитием комнатных растений, дети учатся самостоятельно по внешним признакам определять, нуждается ли растение в поливе, опрыскивании, рыхлении.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений, большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Для этого в уголке имеется календарь наблюдений природы – модель, которая отражает разнообразные явления и события в природе в разные времена года.

 

В нем фиксируются результаты систематического наблюдения за одними и теми же явлениями природы (изменения растений, явления неживой природы и др.) Отображая события картинками, дети возвращаются к тем представлениям и впечатлениям, которые они получили, рассматривая объект природы, тем самым закрепляют и уточняют их детали и особенности.

К календарю природы имеется набор изображений состояний погоды в разные периоды сезона. Картинки, изображающие девочку, одетую по сезону, показывают детям тепло или холодно на улице. Каждое время года также представлено моделью дерева с характерными для него признаками и окружающей его природной средой.

Каждое утро отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки, отмечаем изменения погоды в течении дня, тем самым формируем интерес к явлениям природы.

Работа с календарем природы имеет для детей большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Для стимулирования детей к исследовательской деятельности, вовлечения их в работу по выращиванию культурных огородных растений и цветов мы оборудовали в уголке природы огород домовенка Кузи. Ребята сажают семена овощных культур, цветов, наблюдают за их ростом, ухаживают за ними.

Для развития познавательной активности, формирования более конкретных представлений о природе, развития экологической культуры детей в нашем уголке природы имеются разнообразные дидактические игры, муляжи овощей, фруктов, ягод, фигурки диких и домашних животных, птиц.

В эти игры дети играют самостоятельно или под руководством педагогов, также мы включаем их в непосредственно организованную деятельность по изучению окружающего мира. Это такие игры, как «Собирай-ка», «У солнышка в гостях», «Природные и погодные явления», «Где живет вода?», «Береги живое», лото и домино о растениях, животных.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

 

Для того чтобы узнать, как устроен окружающий мир, недостаточно читать книги, играть в игры. Нужно самому исследовать природу, проводить различные опыты.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Чтобы исследовательская деятельность могла стать условием для использования её в качестве компенсаторных возможностей для детей с нарушением зрения, необходимо обучать всем её элементам, причем, чем раньше будет начато целенаправленное обучение, тем активней будут развиваться эти возможности.

Для этих целей в уголке имеется исследовательская лаборатория.

Основное оборудование лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

 

В исследовательской лаборатории происходят чудеса. Ребята ставят различные опыты, создают коллажи, предметы из природного материала.

В это время решаются следующие коррекционные задачи:

  • Обучать детей получению и использованию полисенсорной информации в исследовательской деятельности.
  • Проводить опыты по выделению признаков, свойств и качеств предметов.
  • Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • Расширять перспективу развития поисково-экспериментальной деятельности детей путём включения их в мыслительные действия.
  • Поддерживать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  • Показывать и отрабатывать способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.

В процессе овладения элементами исследовательской деятельности дети не только накапливают информацию о предметах, их свойствах и явлениях, но и начинают прекрасно ориентироваться в них. У дошкольников формируются и совершенствуются основные функции восприятия, такие как предметность, целостность, константность, избирательность так же слуховое, осязательное, тактильное восприятие. Более совершенными становятся зрительно-моторные навыки.

Кроме того, исследовательская деятельность обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Содержание исследовательской работы для детей с нарушением зрения носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в практической работе педагога с учётом интересов, опыта и зрительных возможностей детей. Работу необходимо строить не только в специально организованной деятельности, но и интегрировать в другие виды деятельности.

Знания, полученные исследовательским путем, дети в течение года могут закреплять в разных видах деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок с нарушением зрения слышит, видит и делает сам.

На основе приобретенных знаний у них формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить.

Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Наша основная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. А помогает нам в этом уголок природы.