Консультация для педагогов «Значимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста» - Лабиринт Знаний
Консультация для педагогов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63577
от 02.11.2015г., выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи,информационных
технологий и массовых коммуникаций.

Консультация для педагогов «Значимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Суслова Ирина Александровна – Воспитатель МОУ д/с №44 г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 06.11.2021г.

Значимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.

В воспитании детей особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию н с ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплину. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них начала коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Дошкольная педагогика опирается на принцип двухсторонней активности – активности воспитателя и воспитанника, согласно, которому ребенок является одновременно объектом и субъектом педагогических воздействий. Обеспечить активность воспитуемого можно только при условии постоянного внимания педагога к внутреннему миру ребенка и учета его возрастных и индивидуальных особенностей. Опираясь на это, педагог обоснованно выбирает средства и методы воздействия.

Важно помнить, что залог успеха воспитательного процесса – в неразрывной его связи с жизнью и трудом; постепенное вовлечение детей в труд – обязательное условие формирования личности.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства – жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

При воспитании детей дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой, но и после ухода за животными, растениями, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже насекомых.

В этом возрасте навыки нравственного воспитания детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, и в свою очередь, подкрепляет их. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте рук, лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.