СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ №3»

Дюкова Лариса Геннадьевна – Педагог-организатор
Савичева Елена Васильевна – Педагог-организатор
МБУ ДО ДЮСШ №3 г. Новокузнецк
Дата поступления работы на конкурс: 06.06.2019г.

Организация воспитательно-досуговой работы в детско-юношеской спортивной школе №3

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения – одна из самых актуальных проблем в современном обществе. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние окружающего социума на здоровье детей. Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности входят в число важнейших государственных задач [1].

В России насчитывается около 6 млн. человек, допускающих немедицинское потребление наркотиков, из них дети и молодёжь составляют 70%. Особую тревогу вызывает тот факт, что за последние годы возраст первичных проб наркотиков несовершеннолетними снизился до 12-14 лет.

Употребление несовершеннолетними и молодежью наркотических средств и психотропных веществ, вовлечение наших юных сограждан в незаконный оборот наркотиков представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Демографические последствия наркозависимости становятся всё более угрожающими.

В соответствии федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обязанность органов управления образованием и образовательных учреждений – осуществлять в пределах своей компетенции индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе, злоупотребляющими наркотиками или входящими в группу риска злоупотребления наркотиками, установлена статьей 14 Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Поэтому педагогическому сообществу необходимо взаимодействовать друг с другом в целях привлечения детей и подростков к занятиям по интересам.

Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек. Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывают, что физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья.

Сегодня физической культуре и спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения, они являются важными социальными факторами в деле формирования человека. Заметна роль детско-юношеского спорта в решении образовательно-воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. В жизнедеятельности современных детей и подростков физическая культура и спорт занимают определенное место в структуре досуга.

Для воспитания здоровой личности необходимо разнообразие образовательных технологий, методов, форм и средств, чтобы ребенок был успешен и достигал, наряду с физическим, социальным и психологическим уровнем развития, высокого уровня личностного развития для понимания своего предназначения в жизни.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества [1]. Здоровье населения всегда рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей [1]. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Ученые выделяют отличительные черты педагогики оздоровления [1]:

– представление о здоровом ребенке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития;

– здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

– ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход, где учитываются особенности психомоторики, интеллекта, тревожности и др. Нет общих мерок, критериев ко всем и к любому ребенку.

Здоровье ребенка, с точки зрения педагогики оздоровления [1], можно считать достижимой нормой, если он в физическом плане умеет преодолевать усталость, здоровье позволят ему действовать в оптимальном режиме, у него присутствует стремление сохранять и формировать свое здоровье. В интеллектуальном плане ребенок проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном – коммуникабелен, стремится занять определенное место в обществе; в эмоциональном – уравновешен, а также способен удивляться и восхищаться. Целостность психологического состояния можно считать предпосылкой саморазвития личности в последовательности этапов: самопознание, самовоспитание, саморазвитие. Уровень психологического здоровья выражается стремлением ребенка к планированию и самоуправлению собственным поведением.

Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы [2]:

–    медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов, и функционирование в школах медицинского кабинета;

–    физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных школ и секций;

–    экологические здоровье сберегающие технологии [3] помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщать учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. д.

В условиях спортивной школы здоровьесберегающих технологии являются неотъемлемой составляющей как образовательной, так и воспитательно-досуговой деятельности обучающихся. В соответствии со спецификой учреждения большинство организуемых здоровьесберегающих мероприятий имеют физкультурную направленность. Применение подвижных игр, как особого вида физических упражнений, является одним из лучших средств обучения и активного отдыха обучающихся. Игровые технологии, используемые в досуговой деятельности, формируют эмоциональный мир детей и подростков, создают жизнерадостное настроение и хорошее самочувствие, развивают самостоятельность мышления, координационные способности, коммуникативность.

Физкультурно-спортивная деятельность в спортивной школе предусматривает использование в образовательном процессе традиционных и современных педагогических технологий, основной целью которых является воспитание физически и нравственно здоровой личности. В учреждении широко применяются как спортивно- и физкультурно-оздоровительные технологии, включающие многообразие форм, так и личностно-ориентированные, направленные на саморазвитие личности.

Анализ досуговой деятельности показывает, что наиболее популярны среди обучающихся физкультурные и спортивно-игровые мероприятия, где ребята совершенствуют свои физические способности и удовлетворяют потребность в играх и развлечениях. Для ребят младшего возраста (7-10 лет) интересны КВНы, тематические праздники. Обучающиеся среднего (11-15 лет) и старшего (16-17 лет) возрастов активно участвуют в эстафетах, турнирах, соревнованиях, где можно проявить физические качества, им интересны беседы социально-значимого и познавательного характера.

В спортивной школе разработана система физкультурно- и спортивно-массовых мероприятий, где прослеживается последовательность реализации основных целей и задач:

– для массового привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования у ребят основ здорового образа жизни и воспитания гражданственности организуются: «Дни здоровья», игра-путешествие «По тропе Здоровья», эстафета «Физкульт-Ура!», «Посвящение в спортсмены»;

– для пропаганды занятий физической культурой и спортом, демонстрации приоритета здорового образа жизни в рамках всероссийской акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» традиционно организуются фитнес-марафоны, соревнования по видам спорта;

– такие физкультурные мероприятия как: «Русские сани», «Молодецкие игры», «Космическое путешествие», «Мы этой памяти верны» и другие спортивно-игровые мероприятия способствуют формированию и развитию физических качеств и морально-волевых черт личности: целеустремленность, инициативность, коллективизм, гражданственность, патриотизм, а также способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

Разработанная тематика проводимых мероприятий развивает у обучающихся сферы познания и общения, что весьма значимо для поддержания и укрепления психического и нравственного здоровья личности. Спортивные мероприятия, разные по форме проведения, соединяют различные приемы обучения, навыки, приобретаемые на учебно-тренировочных занятиях, и являются показательным итогом всей ранее проделанной работы по физическому воспитанию обучающихся.

Воспитание здорового, физически развитого и гармонически совершенного поколения всегда было и остается одной из приоритетных задач нашего общества. В стремлении усилить интеллектуальное развитие детей нельзя забывать истину: «В здоровом теле – здоровый дух!»

Литература

1. Коваленко, Н.В. Школа здоровья и развития: [Текст]: монография / Н.В. Коваленко. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. – 243 с. – (Образование и здоровье).

2. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К, Холодов, В.С, Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. ISBN 5-7695-0853-1

3. Чумаков, Б.Н. Валеология: [Текст]: учебное пособие / Б.Н. Чумаков – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 407 с.

Вам также может понравиться...
15417