Сабирова Ольга Михайловна – Воспитатель МБОУ «Дороховская СОШ» «Дороховский детский сад «Колосок» Назаровский район
Дата поступления работы на конкурс: 16.04.2021г.
Многофункциональное дидактическое пособие
Дидактическая кукла «Акварелька»
«Кукла-это радость, кукла-это сказка,
Кукла- это детство, что вернется вдруг…,
С куклой очень дружат и любовь, и ласка.
Кукла – это значит доброта вокруг.»
Название: Многофункциональное дидактическое пособие
Дидактическая кукла «Акварелька»
Ф.И.О автора: Сабирова Ольга Михайловна
Наименование дошкольного образовательного учреждения:
МБОУ «Дороховская СОШ» «Дороховский детский сад «Колосок»»
Возрастная категория: 2-7 лет
Актуальность:
Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально – волевые качества.
Кукла «Акварелька» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет (со 2младшей до подготовительной группы, в различных образовательных областях: познание, речевое и художественное развитие, ознакомление с русскими народными промыслами, ориентировка в пространстве.
Кукла изготовлена из тонкой картона, руки и ноги на шарнирах, двигаются (например, подними правую руку вверх, а левую поставь на пояс и т. д.); на ладошках куклы приклеен фетр.
Всё необходимое для этой куклы хранится в больших карманах, так что дети сами могут выбрать по своему желанию, чем поиграть. В дополнение к настенному дидактическому пособию мною подобраны атрибуты: картинки с изображением элементов росписи, таблица смешения цветов, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (бусины, разноцветные ленточки и т. д.).
Цели:
• Поддерживать интерес дошкольников к русским народным промыслам.
• Обогащать речь детей исконно-русскими словами.
• Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредством фольклора.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
• Закреплять у детей практические и теоретические знания по усвоению фольклорного наследия.
• Изучение частей тела куклы и человека.
• Изучение и закрепление практических и теоретических знаний о названиях цветов, смешении цвета, цветах радуги
• Изучение холодных и теплых тонов цвета
• Изучение геометрических фигур т. д.
Использование пособия в работе с детьми:
Это пособие прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми. Его можно задействовать как на индивидуальных и групповых занятиях по развитию художественных способностей и воображения у дошкольников, так и в свободной самостоятельной деятельности.
Использование «Акварельки» позволяет расширить речевую среду в группе, создать желание развивать речевую активность при общении со взрослыми и сверстниками легко, в процессе игры, а также совершенствовать свои речевые навыки и эмоциональную отзывчивость.
Работа с пособием направлена прежде всего на использование на занятиях по рисованию (изучение холодных и теплых тонов цвета, названия цветов, смешении цвета, цвета радуги и т. д., но также может использоваться и в других областях, например:
• развитие сенсорных способностей детей;
• развитие мелкой моторики;
• развитие всех психических процессов.
Направление “Акварельки” может быть различным:
– использование накладных кармашков в качестве наборного полотна, закрепление теплых и холодных тонов цвета
– знакомство с цветами радуги, заучивание потешки про цвета «Каждый охотник желает знать…».
– знакомство с росписями (дымковская, городецкая, хохломская, гжель, самостоятельное составление узоров
– развитие мелкой моторики (бусинки, пуговицы, косички, ленточки).
– ориентировка в пространстве (ладошки куклы используются как фланелеграф. Например, детям предлагается положить на правую ладошку круг синего цвета, а на левую квадрат красного цвета и т. д.)
– сравнение предметов (больше-меньше, уже-шире, например, завязать ленточку широкую зеленого цвета на правую сторону, а узкую на левую и т. д.)
– развитие речи дошкольников (чтение и заучивание загадок, потешек, поговорок о народных промыслах).
Дидактические игры с использованием многофункционального дидактического пособия кукла «Акварелька»:
1. «Радуга».
Вместе с детьми рассмотреть кокошник «Акварельки», выяснить, что он украшен тесьмой разного цвета, назвать эти цвета и выучить наизусть потешку
Каждый Охотник
Желает Знать
Где Сидит Фазан.
2. «Тепло или холодно?»
На ладошки куклы прикрепляются изображение солнышка и снежинки и предлагаются несколько ленточек разного цвета. Ребенок должен вспомнить какие цвета являются теплыми, а какие холодными, и на одну косичку завязать ленты теплых тонов (красная, желтая, зеленая, а на другую – холодных (синяя, голубая, сиреневая).
3. «Смешение цветов».
Детям предлагаются таблички с изображение мальчика и девочки, платьица которых разного цвета при смешении образуют третий. Например, белый и синий цвета при смешении образуют голубой, а синий и желтый – зеленый и т. д.
4. Изучение хохломской росписи.
В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров хохломской росписи. Воспитатель рассказывает детям о хохломской росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа.
прочитать потешку и спросить о каком золоте в ней говориться.
Хохлома, Хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюдца –
Золотая вся посуда!
загадать детям загадку
В каждом доме это есть.
Ей удобно очень есть
Кашу, щи, кисель, окрошку.
Нужно взять к обеду …
(ложку)
выучить поговорку, предварительно объяснив ее смысл
Дорога ложка к обеду.
если дети изучают английский язык, можно использовать на занятии лексический материал
Ложка – spoon (спун)
Красивая ложка – beautiful (бьютифул) spoon
Моя ложка – my (май) spoon
5. Гжельская роспись
В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров гжельской росписи. Воспитатель рассказывает детям о гжельской росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа.
прочитать потешку и спросить о каких синих просторах в ней говориться.
Если в Гжели вы бывали,
То посуду там видали.
Что за синие просторы!
И картины, и узоры.
загадать детям загадку
Их под чашки подставляют,
Чай на стол не проливают.
Осторожно! Очень бьются!
Угадали? Это …
(блюдца)
выучить поговорку, предварительно объяснив ее смысл
Разбитую чашку не склеишь.
если дети изучают английский язык, можно использовать на занятии лексический материал
Чашка – cup (кап)
Блюдце – saucer (сосэ)
Чашка чая–a cap of tea (экапофти)
6. Городецкая роспись.
В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров городецкой росписи. Воспитатель рассказывает детям о этой росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа.
прочитать потешку и спросить о каком «товаре» в ней говориться.
Едет в город Городец
Покупать товар купец.
Разрисованные прялки,
люльки, доски и качалки.
загадать детям загадку
Если хочешь рисовать,
Нужно их, конечно, взять.
Станет мир цветным, как в сказке.
А раскрасят его …
(краски)
выучить поговорку, предварительно объяснив ее смысл
Рисует тигра – получается кошка.
если дети изучают английский язык, можно использовать на занятии лексический материал
Краски – paint (пэйнт)
Яркие краски – bright (брайт) paint
Новые краски – new (нью)paint
7. «Мамины бусы»
Посчитать бусы со словами:
К маме Саша приходил,
Маму в бусы нарядил.
Бусин много: раз, два, три –
Как красиво, посмотри!
8. «Шире-уже»
Предложить вниманию детей ленточки различной ширины и фактуры и предложить на левую руку положить узкие ленты, а на правую – широкие.
9. «Рука-нога»
Предложить поиграть с куклой, представив, что она танцует: поднять левую руку вверх, а правую на пояс, поднять левую ногу, как у балерины.
10. «Кружки и квадраты»
Детям предлагается положить на правую ладошку круг синего цвета, а на левую квадрат красного цвета.