Демакова Татьяна Викторовна – Воспитатель старшей группы «Солнышко» МБДОУ Детский сад №266 Республика Башкортостан г. Уфа
Дата поступления работы: 25.11.24г.
Авторские дидактические игры по социально-коммуникативному развитию.
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Когда ребёнок участвует в игре, он прочно осваивает знания. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Дидактические игры способствуют:
– развитию познавательных и умственных способностей.
– развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
Анализ игры позволяет воспитателю выявить индивидуальные умственные способности детей. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой и юмором.
Я хочу поделиться своими авторскими играми.
Дидактическая игра «Светофор»
Цель: Развитие умения определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения своего настроения.
- Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу.
- Красный круг – плохое настроение, грусть, печаль.
- Желтый круг – спокойное настроение, без эмоций.
- Зелёный круг – хорошее настроение, весёлое, радостное.
- На протяжении дня настроение может меняться. Ребёнок прикрепляет прищепку на другой круг светофора, объясняет почему, что произошло, рассказывает о причинах изменения своего настроения.
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Цель: формировать представление у детей о том, чем питаются домашние животные.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с домашними животными и чем они питаются.
- Научить ребенка показывать, какая еда соответствует животному.
- Создать условие для активизации словаря ребенка.
- Развивать умение общаться со взрослыми и отвечать на вопросы
- Развивать умение общаться со сверстниками во время игровой деятельности.
- Развивать память, внимание, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.
- Формировать умение самостоятельно анализировать полученные знания.
- Развивать познавательные способности ребенка.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к домашним животным, усидчивость, желание заботиться о животных.
Пазлы – наглядный пример того, как без напряжения, весело и прекрасно можно совмещать и игру, и обучение, и развитие.
Основная цель пазлов как развивающие игрушки-головоломки, – это развитие наглядно-образного решения. Малыш тренирует мелкую моторику, воображение, память, учиться логически мысли. Кроме того, с помощью пазлов процесс обучения идет намного быстрее, ведь гораздо лучше запоминаются формы и цвета.
Игра «Геометрические фигуры»
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Задачи:
– упражнять детей в умении находить правильно и называть геометрические фигуры;
– развивать внимание, умение мыслить, рассуждать, сравнивать, находить сходства и различия;
– воспитывать интерес к математике.
Игра «Попади в цель»
Цель: изготовление игрового инвентаря «Снеговик».
– развивать у детей меткость и глазомер, ловкость движения руки в целом и кистей рук
Дидактическая игра «Эмоции»
Цель: ознакомление детей с различными проявлениями эмоций людей.
Задачи:
• формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;
• развивать воображение;
• развивать монологическую и диалогическую речь детей.
Игра «Бизиборд»
Цель: развивающая доска для детей , которая содержит много различных кнопочек, замочков, прищепок, и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.
Задачи:
– развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
– способствовать изучению различных цветов;
– формировать причинно-следственные связи;
– развивать самостоятельность и познавательную активность.
Из своего опыта работы вижу, что такие авторские игры, будут являться хорошим средством обучения и развития дошкольников.
Используемая литература:
1. Бармашова, Е. Игровая мозаика: Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста. // Школьный психолог. — 2005/ — № 5 / Е. Бармашова.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: «Просвещение», 1991.
3. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М., 1992.
4.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) / А.И. Сорокина. — М.: Просвещение, 2002.