ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА»

Глушкова Светлана Юрьевна – Учитель начальных классов МОУ СШ №43 г. Волгоград
Дата поступления работы: 18.05.23г.

Дидактический материал

по русскому языку

для 4 класса

1. Спишите предложения, раскрывая скобки

Рыбаки (при)шли (на)озеро.  (На)дереве было гнездо. Жаркая погода (про)стоит (до)конца месяца. Котёнок (за)лез (под)стул.  (Над)рекой летали чайки. Ребята ходили (в)поход.

2. Спишите, вставляя нужные предлоги.      

 ____берегу реки сидели рыбаки. Всей семьёй мы отправились ____ прогулку. Игорь часто ходит ____ библиотеку. Охотники укрылись ___   дождя ____ шалаше.

3. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

Поле, полюшко, поливать, полевой.

Снег, снежный, снегопад, снесённый.

Белка, беличья, белочка, побелка, бельчатник.

4. Вставьте пропущенные буквы и над каждым словом укажите род имён существительных.

Дожд…, кист..,  тетрад..,  карас…,  гряз.., двер.., рыс.., пен.., угол…

5. Запишите имена существительные в единственном числе и укажите их род.

Клёны, ленты, букеты, булки, пятна, мячи, озёра, картины.

6. Запишите имена существительные в три столбика (по родам).

Школа, место, сугроб, село, огород, картина, диван, кровать, ведро.

7. Запишите и определите род имён существительных.

Пчела, зимы, окно, свечи, овраг, барсуки, гнёзда, погода, яйца, белка, сёла, огород.

8. Спишите и определите падеж имён существительных.              

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка.

9. Запишите имена прилагательные и определите род.                    

Сладкий сок, фруктовая вода, интересное занятие, звёздная дорога, тихий плач, чёрное поле, свежий огурец, широкое раздолье, красная звезда, здоровая пища.

10. Спишите, вставляя окончания имён прилагательных.                

Определите род имён прилагательных.

Тёпл..  осень,  дремуч..  лес,   сладк.. мёд,   дорог..  платье,   рыж.. лиса, ранн..  весна,    горяч..  солнце,  жёлт..  пыльца,  снежн..  ком.

11. Спишите. Подчерните глаголы. Определите время глагола.    

  В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка. Птицы выведут птенцов.

12. Запишите глаголы в два столбика (по временам).                        

Рисует, говорит, плясал, слушает, смотрел, кричал, летает, качались, выходит.

13. Вставьте разделительный Ъ или Ь.                                              

Хлоп..я,  в..юга,  под..ёмный, об..ект, журчан..е,  под..езд,  раз..ярить, раз..ёмный, варен..е,  полоз..я,  об..ём.

14. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни двойные согласные.

Кла__, Рос__ия, ур_жай, обл__ко, груп__а, ст__кло, суб__ота, рас__каз, уг__щать, п__льто, кол__екция, жуж__ит, мил__ион, с__ора, ал__ея, антен__а, в__р__на, п__ртрет, пер__он.

15. В одну колонку выпишите слова с непроизносимыми согласными, в другую – с безударными гласными в корне.

Звёз__ное, выл__пить, со__нце, н__бесный, сер__це, ст__рожка, окрес__ный, тр__пещет, мес__ный, з__лёный, извес__ный, радос__ный, с__сновый, грус__ный, р__дина, в__ренье.

16. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом слове выделите приставку.

Перез__мовать, прин__сти, зат__пить, подх__дить, зап__сать, нал__вать, осв__тить, перел__теть, прог__ворить, нак__рмить, уд__вить, зав__зать, заб__леть.

17. Выпишите слова, в которых есть приставка. Выделите её.    

Подлетел, походка, лететь, платок, приземлился, остановка, играть, праздник, выучить, морской, заработать, перебежать, отстоять, позвонить, рассвет, ночной, сварить, добрый, дарить, уколоть, осветить, посадить.

18. Найдите и запишите парами близкие по значению слова.        

Образец: заводила – зачинщик.

Растолковывать, переспать, выпрыгивать, бедный, посадка, глупый, переночевать, бестолковый, выскакивать, скупой, приземление, нищий, жадный, объяснять.

19. Найдите и запишите парами слова с противоположным значением.

Образец: лёгкий – тяжелый.

Север, высокий, ложь, восход, медленный, день, светлый, мокрый, ночь, быстрый, правда, низкий, сухой, юг, тёмный, закат.

20. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.

     Наступила осень в золотой листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины берёзки надели золотые платья дети собирают в лесу грибы и ягоды сосны и ели остались зелёными.

21. Выполни синтаксический разбор предложения.

С дальнего севера прилетели зимние гости.

22. Из данных имён выбери имена с разделительным мягким знаком и выпиши их в алфавитном порядке.

Сергей, Илья, Алексей, Татьяна, Анисья, Людмила Ольга, Дарья, Игорь, Софья

________________________________________________________

________________________________________________________

23. Придумайте три слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными.

________________________________________________________

________________________________________________________

24. В предложении подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши из предложения словосочетания.

Хитрая лиса наварила манной каши.

________________________________________________________

________________________________________________________

25. Выполни синтаксический разбор предложения.

Под деревьями на мягком снегу отпечатывались следы птиц.

26. К словам подберите 3-4 однокоренных слова, выделите корень, суффикс или приставку.

Лёд – _______________________________________________________

Лепка – _____________________________________________________

27. Выпиши из предложения только слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить. Напиши рядом проверочное слово.

Туча сползла с вершины горы и медленно тащилась над полями.

________________________________________________________

________________________________________________________

28. Разбери по составу слова.

Заползла      сварил       запах      рассвет    поездка       весёлый    сторожка

29. Запишите два слова, в котором букв больше, чем звуков. Запиши рядом со словом, сколько в нём букв и звуков. 

________________________________________________________

________________________________________________________

30. Выпиши из предложений слова с изученными орфограммами. Рядом напиши проверочные слова.

На зелёной ветке сосны сидела белка. Отцвели лёгкие подснежники.

________________________________________________________

________________________________________________________

31. Разбери слова по составу

Повар    парник    синенький   замазка     красный     верхушка    повозка

32. Выполни синтаксический разбор предложения.

      Мягко похрустывает под ногами январский снег.

      Выпиши из предложения словосочетания:

________________________________________________________

________________________________________________________

33. Спиши. Над глаголами обозначь время.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья.

Вам также может понравиться...
15417