Малахова Татьяна Алексеевна – Воспитатель ГБОУ Школа №962 г. Москва
Дата поступления работы: 29.01.23г.
Картотека дидактических игр
по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания
Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания.
В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.
Модель сказки – это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.
Игры и творческие задания, позволяют ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время.
«Что сначала, что потом»
Цель: Закреплять знания детей о прочитанных сказках;
Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть схемы сказок, а дети рассказывают сказку, опираясь на представленные схемы.
Материал: схемы сказок.
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли?Зачем играли?
«Угадай героя по описанию происходящего вокруг него»
Цель: Учить детей угадывать по описанию ситуации определенного героя сказки и название сказки.
Ход: Воспитатель описывает ситуацию, а дети угадывают, какой герой и из какой сказки оказался в этой ситуации:
«пошла за грибами, да ягодами и заблудилась в лесу» («Маша и медведь», «Бычок черный бочек, белые копытца»)
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли?Зачем играли?
«Из какой сказки эти слова?»
Цель: Учить детей угадывать сказку по волшебным словам.
Ход: Воспитатель произносит называет слова, «по сусекам поскребла…», а дети называют сказку, в которой эти слова присутствуют.
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли? Зачем играли?
«Я назову героя, а вы его действия»
Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого- либо сказочного героя.
Ход: Воспитатель предлагает героя из сказки: Коза из сказки «Волк и 7 козлят». Просит детей назвать все действия козы.
Условие: говорить только глаголами. жила –была, ходила, наказывала, пела и т.д.
«Узнай, кто пришел»
Цель:Учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций.
Ход: Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию сказочного героя, ребенок изображает задуманного героя, пытаясь передать его характерные особенности. А остальные дети отгадывают.
Материал: иллюстрации сказочных героев.
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли? Зачем играли?
«В каких сказках есть…»
Цель: Учить детей угадывать название сказки по названию объекта.
Ход: Воспитатель показывает картинку или называет объект: избушка, – а дети называют сказки, в которых присутствует этот объект.
Материал: предметные картинки.
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли?Зачем играли?
«Назови героя»
Цель: Учить детей объединять героев по заданному признаку.
Ход: Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок: назовите мне героев – медведей (Сказки «Маша и Медведь», «Три медведя»)
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли?Зачем играли?
«Угадай по запаху, что произошло».
Цель: Учить детей угадывать название сказки с помощью представления запахов.
Ход: Воспитатель предлагает представить определённый запах. Дети называют, в какой сказке мог быть такой запах, и почему. В какой сказке пахнет жаренным хлебом?
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли?Зачем играли?
«Угадай в какой сказке»
Цель: Учить детей угадывать сказку с помощью наводящего вопроса воспитателя.
Ход: Воспитатель задает вопрос, – в какой сказке действие происходило в избушке? Лесу? Во дворе…. Дети называют сказки.
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли?Зачем играли?
«Каждому свой дом»
Задача: Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.
Содержание: Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.Рекомендации: игру можно проводить на Кольцах Луллия.
«Раньше – позже»
Задача: Учить называть основные действия, которые производят герои сказки до и после указанного момента. Побуждать рассказывать сказку (часть сказки) с помощью сделанных воспитателем схем.
Содержание: Ведущий называет какую-либо ситуацию из знакомой сказки. Дети говорят, что было до этого или что будет позже.
Рекомендации: можно использовать моделирование этих ситуаций.
«Придумай нового героя» (игра, обратная игре «Чем был – чем стал»)
Задача: Учить детей придумывать новых героев для сказок.
Содержание: Ведущий называет материал (бумага, ткань, коряга и т.п.). Дети придумывают нового героя, сделанного из этого материала. С помощью воспитателя описывают внешний вид, дают имя герою.
«Поступи иначе»
Задача: Учить заменять действия героя знакомой сказки.
Содержание: После прочтения сказки, выясняется, как мог бы еще поступить герой, какой результат его новых действий, какая получилась сказка.
Рекомендации: В одной сказке можно изменять действия разных героев поочередно.
«Путешествие по волшебной дорожке»
Задача: Учить детей составлять новый текст сказки на основе ранее известных
(метод морфологического анализа – пассивный этап). Учить придумывать разных сквозных героев. Побуждать детей воспроизводить полученный текст сказки с помощью речи и движений, опираясь на схему.
Содержание: Ведущий предлагает отправиться известному герою в путешествие. На своем пути герой встречает сквозных героев. Дети предлагают, высказываются, что может произойти при встрече этих героев. Ведущий схематически изображает содержание сказки. Придуманной сказке дают название. По желанию дети рассказывают полученную сказку, опираясь на схему.
«Встреча с волшебником»
Задача: Упражнять детей в преобразовании сказочных героев (мест действия) с помощью приемов:
– увеличения/уменьшения
– оживления/окаменения
– дробления/объединения
Содержания: Ведущий сообщает, что герой повстречал на своем пути какого-либо волшебника. Дети обсуждают, как преобразовался герой, хорошо это для него или плохо.
«Теремок»
Цель: Закреплять знания детей о прочитанных сказках; Развивать память, мышление, речь.
Ход: Стульчики поставить кругом.
Стоит терем, теремок,
Он не низок, не высок.
А кто в тереме живет?
Герои сказки (название сказки)
Дети Я (называют героя и усаживаются на стульчик)
Материал: стульчики по количеству героев сказки.
Рефлексия: Во что мы играли? Как играли? Зачем играли?
«Чудесный мешочек»
Задача: Учить детей составлять текст сказочного содержания с помощью наугад выбранных 3-5 слов, с последующим его воспроизводством.
Содержание: Из «чудесного мешочка» поочередно вынимаются предметы. Ведущий начинает сказку:
Жил-был … (Кто? – I предмет)
Герой был … (Какой? – признаки II предмета)
Он умел … (Что делать? – выясняются возможные действия III предмета)
Герой встретил … (Кого? – IV предмет)
Отправились они … (Куда? – место обитания V предмета).
Придумываем конец сказки. Дается название новой сказке.
Рекомендации: шаги алгоритма можно изменять.
Игру «Чудесный мешочек» можно заменить методом каталога, где сказка составляется из выбранных наугад слов из книги.
«Измени героя»
Задача: Учить детей наделять героя качествами, дополнительными ресурсами, помогающими ему в трудных ситуациях.
Содержание: Ведущий предлагает детям подумать, каким должен быть герой, чтобы не случилась беда. Дети изменяют героя, наделяют его новыми характеристиками.
Например: Колобок – зеленого цвета, горький, черствый…
Медведь («Теремок») – ватный
«В какой сказке?»
Цель: Учить детей определять сказку по группе предметных картинок или по названию группы предметов.
Ход: Воспитатель показывает картинки или называет группу предметов, а дети сказку, в которой присутствуют эти предметы.
В какой сказке есть елочка, шиповник, береза? (Как коза избушку построила)
Материал: предметные картинки.
Рефлексия: Во что мы играли?
Как играли?Зачем играли?
«Замени героя в сказке»
Задача: Побуждать рассказывать старую сказку с новым героем.
Содержание: Дети придумывают и поселяют в хорошо знакомую сказку нового героя, при этом, исключая старого. Обсуждают с воспитателем, как изменились события в сказке.
«Закончи сказку»
Задача: Учить заканчивать текст недочитанной сказки (2-5 предложений).
Побуждать детей использовать в конце текста выразительные средства (стихотворные тексты, прибаутки).
Содержание: Ребенок заканчивает недочитанную воспитателем хорошо известную ему сказку. В конце текста излагает концовку типа:
«Сказка-складка, послушать сладко»
«Вот вам сказка, а мне бубликов связка»
«Так они весело живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают»
«Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
«И стали они в добре поживать, лиха не знать»