Малинина Елена Валерьевна – Воспитатель МАДОУ «Детский сад №108» г. Самара
Дата поступления работы: 19.12.2022г.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.
Тема: «Нам не нужна война!»
Цель: формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков детей (сверстников) в военное время.
Задачи:
- расширить представление детей о ВОВ, о детях войны;
- активизировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь событий прошлого и настоящего;
- развивать коммуникативные возможности детей, умение анализировать, оценивать, выбирать главное;
- развивать умение подбирать слова по заданной характеристике;
- учить складывать фигуру «голубя мира»,
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и её героев.
Методы и приёмы:
- словесные (вопросы к детям, поощрение, уточнение, напоминание, повторение).
- игровой (д/игры: «Какими бывают слова», «Угадай звуки окружающей среды» «Почини снаряд»; словесные игры «Объясни пословицу»).
Оборудование: аудиозапись звуков бомбежки, картофельные очистки, кусочки черного хлеба, лист бумаги А 4, ножницы, аудиозапись песни «Солнечный круг»
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало?
Воспитатель: – Нас окружает огромное множество слов. Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова»
(Конфеты, сахар, варенье, шоколад и т. п.)
Воспитатель: – А теперь вспомните и назовите «веселые слова».
(Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка и т. п.)
Воспитатель: – Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать? (Слёзы, болезнь, укол, расставание и т. п.).
Воспитатель: – А есть слово страшное — это слово «война».
Почему же слово «война» такое страшное?
(Потому что гибнут люди, а кто остаются живы, во время войны страдают, голодают, болеют, видят слёзы и страдания близких и родных.)
Воспитатель: – Давайте откроем окно. Какие звуки раздаются с улицы?
(Машина проехала, люди разговаривают, воробей чирикает)
Это хорошие, мирные звуки.
Много лет назад был такой же, как сейчас, теплый солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги, и началась война. Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось. Вот какие звуки раздавались со всех сторон.
(Прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки.)
Воспитатель: – Понравились вам звуки войны? (Ответы детей.)
Это страшные военные звуки.
Как же Гитлеру хотелось захватить наши города: Москву, Ленинград, Сталинград… Хотелось уничтожить нас.
Это была очень страшная война. Фашисты дошли почти до самой Москвы. Они разоряли нашу страну, забирали в плен мужчин, женщин, детей. На борьбу с ними поднялся весь народ. Воевали не только солдаты в армии, но и простые люди. Они уходили из деревень, которые захватывали фашисты, в леса и создавали партизанские отряды. Война длилась 4 года. Она называлась Великая Отечественная, потому, что вся страна от мала до велика поднялась на борьбу с врагом за родное Отечество.
Война проверяла людей на верность, честность, мужество, бесстрашие. Люди не думали о себе, о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Разбить его! Уничтожить!
Трудное это было время и для взрослых, и для детей. Люди погибали не только от пуль, но и от холода и голода. Взгляните, что это? (Показ.) Картофельные очистки. Что мы делаем с ними? Выбрасываем. А в годы войны эти очистки варили и съедали.
Вот такие маленькие кусочки хлеба получали дети. (Показ.) И это была вся еда на целый день. Возьмите себе по такому кусочку и съешьте. Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком? (Ответы детей.) Конечно, нет.
Дети нередко убегали на фронт, а те, кто оставались в тылу помогали взрослым: шли работать на заводы, вязали теплые варежки и носки для солдат, помогали выхаживать раненых. Во время войны совершено было много героических подвигов.
Воспитатель: Дети, а что же такое «подвиг»? (Подвиг – это смелый, отважный, хороший поступок.)
А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг? (Такого человека называют герой!)
Игра «Почини снаряд»
На столе разложены картонные «снаряды», на которых вырезаны «дырки» разной формы, а также соответствующие «дыркам» «заплатки». Дети по очереди подбирают недостающую часть снаряда — ставят «заплатку».
Воспитатель: – Дети, есть такая поговорка: «Легко про войну слушать, да тяжко видеть». Кто придумывает поговорки? (Народ).
– Почему народ так говорит о войне? (Рассуждения детей)
– Война – это хорошо или плохо? (Рассуждения детей).
– А бывают справедливые войны? (Рассуждения детей.)
Делаем вывод: если враг напал на страну и все люди встали на защиту своей земли и победили – это справедливая война, они спасали Родину.
– Мне вспомнилась еще одна поговорка: «Худой мир лучше доброй ссоры»
– А как вы ее понимаете? (Рассуждение детей.)
– Прежде, чем начать войну или ссору надо постараться договориться, понять другую сторону, уступить друг другу. Ведь война – это беда, это несчастье для многих людей
– Да, действительно всегда можно договориться, ведь на свете есть одно важное слово – мир. Что такое мир?
– Вы правы, это солнце, синее небо, яркие звезды, люди, дети, спокойная и радостная жизнь, нет войны, нет горя, нет слёз.
Физкультминутка «Солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Воспитатель: – Мир – главное слово на свете. Ребята, а вам нужен мир?
Давайте сегодня с Вами сделаем из бумаги Голубя. Голубь является символом Мира. Это те птицы, которые всегда с людьми рядом.
Мы можем сделать, голубя из бумаги. Из плотного картона по контуру вырежем голубя. Посередине у вас сделана небольшая прорезь, она нам понадобиться позже. Второй лист, кладем перед собой вертикально и складываем гармошкой. Сложенный гармошкой лист сгибаем пополам, а потом разгибаем обратно. После этого вставляем лист в прорезь – так, чтобы место сгиба оказалось посередине. Осталось слегка расправить крылья, и вот он, голубок! Теперь сделаем петельку из ленточки. Для этого проденем в прорезь ленточку и скрепим края.
Дети приступают к работе. Звучит песня «Солнечный круг»
Воспитатель: – Ребята вы сделали красивых голубей. встанем в круг, возьмемся за руки, и от этого мы с вами станем сильными, добрыми, дружными детьми.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!