Кондрашова Екатерина Евгеньевна – Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» г. Трёхгорный, Челябинская область
Дата поступления работы: 24.10.25г.
Образовательная ситуация с детьми подготовительной к школе группы «Открытка для Цветика»
Цель: Развитие познавательной активности, коммуникативных способностей и творческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством совместной игры и исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы: ёмкость с песком, белые листы бумаги, лупы, стаканы с водой, камни, воронки, ложки, сода, средство для мытья посуды, одноразовые тарелки, пищевые красители.
1. Введение в игровую ситуацию.
Задачи:
– Создание эмоционально положительного настроя у детей через обращение к личным переживаниям («жалость к больному другу»);
– Формирование желания помочь герою сказки («Цветику»), вызвать чувство сопереживания.
Дети собираются возле воспитателя.
– Ребята, у вас есть друзья? Вам нравится проводить с ними время? (да)
– У меня тоже есть друг, его зовут Цветик. Только сейчас он заболел. И теперь Цветик сидит дома один и очень грустит. Вам жалко Цветика? (да)
– А вы хотите помочь Цветику поднять настроение? А сможете?
2. Актуализация знаний детей.
Задачи:
– Активизация знаний о свойствах материалов (песка) через практические опыты.
– Стимулирование воображения и развитие умения рассуждать совместно («Что ещё можно делать вместе?»).
– Как вы думаете, если у нас будет грустное настроение, сможем мы помочь Цветику? (нет). Давайте тогда сначала встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Настроение поднялось?
– А что ещё можно делать друзьям вместе, чтобы было весело и интересно? (ответы детей)
– А вы хотите узнать, во что больше всего любит играть Цветик? (да) Тогда возьмите друга за руки и отправляйтесь со мной в игровую комнату Цветика.
Дети с воспитателем подходят к столу с песком.
– Что это? (песок)
– А какой он? (твёрдый, сухой и т.д.)
Воспитатель предлагает вспомнить свойства песка, проделав ряд опытов.
Опыт 1. Насыпать песок на бумагу и рассмотреть в лупу (состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу).
Опыт 2. Опустить руки в песок (легко копается, сыпется, ласкает руки).
Опыт 3. В один стакан с водой опустить камень, в другой – песок (песчинки тонут медленнее, чем камень, значит песок легче).
Опыт 4. Размешать песок в стакане с водой (не растворяется).
Опыт 5. Пропустить сухой песок через воронку (течет как вода).
Опыт 6. Слепить из сухого песка что – либо (не получается, песок сыпучий).
Опыт 7. Полить водой и слепить из мокрого песка (впитывает воду, из мокрого песка можно лепить).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Задачи:
– Обнаружение проблемы («Цветик хочет играть с песком, но не может выйти на улицу зимой»).
– Организация совместного поиска решения проблемы («Где взять песок?»).
Цветик очень любит строить из песка. Только сейчас он не может гулять и играть в песочнице, потому что болеет. А какое время года скоро наступит? (зима) Что будет с песочницей на улице? (засыплет снегом) Что же делать? (ответы детей) Можно набрать песок, а мы сможем его передать цветику, он же болеет? (нет) Да и песок на улице уже замерз. Смогли мы помочь Цветику, поднять настроение? (нет) А почему? (не знаем, как это сделать, где взять песок) А хотите узнать?
4. Открытие нового знания.
Задачи:
– Получение опыта самостоятельного открытия нового знания (изготовления материала (кинетического песка).
– Закрепление знаний о физических свойствах разных видов песка («Какой песок подходит для строительства?»).
– В нашей секретной лаборатории есть особенные ингредиенты. Хотите их увидеть?
Дети с воспитателем подходят к столам проведения эксперимента.
– Что мы здесь можем сделать, чтобы помочь Цветику? (сделать песок самим)
Дети парами рассаживаются за столы и делают кинетический песок из соды по показу воспитателя.
– Что у вас получилось? (песок) Какой он? (мокрый, белый) Можно из такого песка лепить? (да) А интересно лепить из белого одноцветного песка? (не очень) Что можно сделать? (добавить цвет)
Дети добавляют в получившуюся массу красители по желанию.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Задачи:
– Применение полученных знаний в творческой деятельности («Создание песочной открытки»).
– Совершенствование мелкой моторики рук и развитие художественного вкуса («Разукрашивание песка разными цветами»).
– Вот какой яркий и красивый песок у нас получился. Я думаю, что Цветику очень понравится с ним играть.
– А как мы передадим наш подарок Цветику? (отправим посылку) Ребята, ведь Цветику сейчас грустно, а посылка с песком будет идти долго. И настроение моему другу хочется поднять уже сегодня. Что же нам делать? (ответы детей)
– А давайте сделаем песочную открытку и отправим её Цветику.
Дети делают солнышко из цветных ладошек на песке.
– Как же мы можем отправить нашу открытку моему другу? (сфотографировать и передать через интернет) Пусть наша песочная открытка поднимет настроение всем, кто пока болеет и не может встречаться с друзьями.
6. Осмысление.
Задачи:
– Рефлексия проведённой деятельности («Что сделали дети?», «Смогли ли порадовать Цветика?»).
– Формирование понимания значимости совместных усилий и творческого подхода к решению проблем.
– Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что там делали? Кому помогали? Смогли вы поднять настроение Цветику? (да, потому что научились делать сами песок)