Колесникова Людмила Юрьевна – Учитель – логопед МАДОУ Городского округа Балашиха Детский сад №2 «Непоседы» г. Балашиха, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 11.02.2017г.
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Что такое сенсорная комната?»
Актуальность.
Актуальность занятий в сенсорной комнате заключается в:
– – развитии сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом;
– – снятии тревожных состояний;
– – развитии всех форм чувствительности.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате.
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья в условиях мультисенсорной среды.
Задачи:
– профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
– создание положительного эмоционального состояния;
– формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
– облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
– формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
– развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Занятие в сенсорной комнате.
Занятия в сенсорной комнате проходят в виде игры.
Занятия проводятся индивидуально или с группой детей 1-2 раза в неделю.
Продолжительность занятий может варьировать от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей и поставленных задач.
Занятие проводится специалистом, который для решения поставленных задач дозированно подбирает сенсорные стимулы с учётом контингента участвующих в занятии детей, психического состояния и особенностей каждого ребёнка.
В использовании сенсорных стимулов имеются ограничения, например, для ребёнка с эпилепсией не используются вращающийся цветовой шар и ритмическая музыка, для детей с повышенной возбудимостью не рекомендуются использовать возбуждающие стимулы, для тревожных детей не желательны резкие переходы.
Мультисенсорное оборудование сенсорной комнаты.
Сухой (шариковый) бассейн.
Бассейн оказывает оздоровительное воздействие. Шарики в «сухом» бассейне – это своеобразные массажёры для тела. Слегка затрудняя передвижение, они создают физическую нагрузку и считаются хорошим тренажёром для опорно-двигательного аппарата ребёнка.
Интерактивные воздушно пузырьковые колонны.
Они сочетают в себе как внешний эффект, так и множество полезных функций – это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений (держась руками за трубку Вы ощутите приятную легкую вибрацию). Расположенные за колоннами акриловые зеркала значительно усиливают визуальный эффект.
Тактильная панель.
В тактильной панели с декоративными элементами совмещено множество тактильных предметов различных цветов, форм и размеров, изготовленных из дерева, ткани, металла, пластика. Панель развивает осязательные навыки, идеальна для людей с ослабленным зрением.
Кресло пуф с гранулами.
Удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.
Фибероптический «Сухой душ».
Сухой душ («уголок уединения») Ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей. Сухой душ может использоваться как один из ритуалов перед началом работы с детьми. Он позволяет ребенку «смыть» с себя то, то ему не нравится, в себе, то что вызывает у него отрицательные эмоции, обиды, переживания. Под сухим душем можно избавится от страхов, от злости, от неуверенности в себе.
Стол для рисования песком с подсветкой.
Песок – это медитативный расслабляющий материал, приятный на ощупь, он обладает уникальной способностью гармонизировать состояние человека. Занятия рисованием песком благотворно действуют на легко возбудимых и гиперактивных детей, в результате чего те получают необходимые навыки общения в социуме, вырабатывают позитивное отношение к себе и окружающим, что является прекрасным средством для развития ребенка. Рисование песком – открывает для ребенка новый волшебный мир и становится сильным фактором для развития его художественно-эстетического восприятия. Раз за разом ребенок погружает в него руки и создает рисунки из песка, затем стирает его и создает новый. Этот творческий процесс способствует снятию напряжения, избавлению от страхов, стрессов и переживаний. Во время рисования песком можно легко и быстро заменять неинтересные сюжеты новыми, в результате чего уходит неуверенность, страх ошибок и сомнения. При прикосновении пальцев с песком происходит посыл сигналов в мозг через нервные окончания, что стимулирует работу мозга, и в результате мыслительный процесс проходит более продуктивно.
Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления.