Козлова Юлия Валерьевна – Музыкальный руководитель МДОУ №22 г. Павловский Посад, Московская область
Дата поступления работы: 07.11.2018г.
«Экологическое воспитание детей средствами фольклора»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивно развивающаяся хозяйственная деятельность человека нарушает экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постоянно заботиться об охране нашей планеты. Чтобы каждый человек осознал значимость этого важного дела, необходимо уже с раннего возраста прививать человеку любовь к природе родного края и всей земли.
Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Воспитание экологической культуры-одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности педагога.
Есть три аспекта, определяющие результативность деятельности:
ü Понимание сути и причин экологических проблем, желание и готовность изменить сложившуюся ситуацию;
ü Владение методикой экологического воспитания;
ü Использование личностно ориентирующих методов воспитания.
Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой, потому что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они, не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершённой формой. Значение его огромно. Педагог, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки-песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки-игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
3аклички-обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки-обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки-коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки-веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши-забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Русская народная песня-это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.
В дошкольном детстве происходит осознание своего «Я», активно развивается речь, что и способствует познавательному общению со взрослыми. В народной педагогике его стимулировали с помощью потешек, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, пестушек, сказок, игр и игрушек. При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей: для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы (потешки, считалки, загадки, короткие сказки); в среднем возрасте большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам; со старшими детьми можно использовать народные песни, приговорки, приметы.
Особое внимание уделяется колыбельным песням, пестушкам, потешкам. Ими и открывается поэзия пестования малыша, которая приобщает его к богатству речи, знакомит с окружающим, учит добру. Исследования доказывают: колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости. Этому способствует прежде всего то, что исполняются они спокойным, ровным тихим голосом, напевно и протяжно. В колыбельных песнях сосредоточены чувства заботы и тревоги, а в целом педагогический опыт многих поколений матерей, бабушек. Они призваны обеспечить спокойный перевод ребёнка из состояния бодрствования в состояние сна.
Работа в огороде и цветнике – это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Участвуют в труде ребята активно, с желанием и старанием. Дети, которые сажали растения и затем ухаживали за ними, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Обучая ребят, простейшим приёмам труда, мы с вами стараемся объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогаем испытывать радость от хорошо выполненной работы. Работа на огороде сопровождается чтением потешек, закличек, пением русских народных песен.
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным героям. Художественное описание, соединение с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой мы стараемся обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление.
На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет»; «Птицы сидят, нахохлившись-к дождю»; «Облака и тучи быстро движутся-к ясной погоде» и т.д.
Дошкольное детство-важный период развития личности, а средства народной педагогики способствуют его оптимизации, создают положительный эмоциональный фон.