КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА»

Козлова Юлия Валерьевна – Музыкальный руководитель МДОУ №22 г. Павловский Посад, Московская область
Дата поступления работы: 07.11.2018г.

«Экологическое воспитание детей средствами фольклора»

    Богат и многообразен мир природы. Но интенсивно разви­вающаяся хозяйственная деятельность человека нарушает эко­логическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постоянно заботиться об охране нашей планеты. Чтобы каждый человек осознал значимость этого важного дела, необходимо уже с раннего возраста прививать человеку любовь к природе родного края и всей земли.

      Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. 

      Воспитание экологической культуры-одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности педагога.

Есть три аспекта, определяющие результативность деятельности:

ü  Понимание сути и причин экологических проблем, желание и готовность изменить сложившуюся ситуацию;

ü  Владение методикой экологического воспитания;

ü  Использование личностно ориентирующих методов воспитания.

Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой, потому что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа, в традициях ответственно-бережного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они, не зная грамоты, и не имея письменности, умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершённой формой. Значение его огромно. Педагог, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки-песенки, которыми сопровождается уход за ре­бенком.
Потешки-игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
3аклички-обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки-обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки-коротенькие стишки, служащие для справед­ливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки-веселые, шутливые, кратко и метко называю­щие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в осо­бенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши-забавные песенки, ко­торые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Русская народная песня-это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

      В дошкольном детстве происходит осознание своего «Я», активно развивается речь, что и способствует познавательному общению со взрослыми. В народной педагогике его стимулировали с помощью потешек, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, пестушек, сказок, игр и игрушек. При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей: для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы (потешки, считалки, загадки, короткие сказки); в среднем возрасте большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам; со старшими детьми можно использовать народные песни, приговорки, приметы.

      Особое внимание уделяется колыбельным песням, пестушкам, потешкам. Ими и открывается поэзия пестования малыша, которая приобщает его к богатству речи, знакомит с окружающим, учит добру. Исследования доказывают: колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости. Этому способствует прежде всего то, что исполняются они спокойным, ровным тихим голосом, напевно и протяжно. В колыбельных песнях сосредоточены чувства заботы и тревоги, а в целом педагогический опыт многих поколений матерей, бабушек. Они призваны обеспечить спокойный перевод ребёнка из состояния бодрствования в состояние сна.

      Работа в огороде и цветнике – это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Участвуют в труде ребята активно, с желанием и старанием. Дети, которые сажали растения и затем ухаживали за ними, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Обучая ребят, простейшим приёмам труда, мы с вами стараемся объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогаем испытывать радость от хорошо выполненной работы. Работа на огороде сопровождается чтением потешек, закличек, пением русских народных песен.

      Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным героям. Художественное описание, соединение с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой мы стараемся обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление.

      На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет»; «Птицы сидят, нахохлившись-к дождю»; «Облака и тучи быстро движутся-к ясной погоде» и т.д.

     Дошкольное детство-важный период развития личности, а средства народной педагогики способствуют его оптимизации, создают положительный эмоциональный фон.

Вам также может понравиться...
16568