КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ»

Козлова Юлия Валерьевна – Музыкальный руководитель МДОУ №22 г. Павловский Посад, Московская область
Дата поступления работы: 01.11.2018г.

«Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателя»

     Основное назначение музыкально-дидактических игр-формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

     Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

     Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальных занятиях. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они сами участвуют в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

     Еще А.С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

     Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

     Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту, или иную музыкально-дидактическую игру.

          На занятиях детей знакомят с музыкальными инструментами, учат их играть несложные мелодии, часто вместе с детьми приходится играть и воспитателю. Например, работая над распевкой, ребенку предлагается передать на инструменте ритмический рисунок этой мелодии. Если он затрудняется, воспитатель проигрывает нужную мелодию на своем инструменте, однотипном с инструментом ребенка. Воспитатель может применять свои знания и в том случае, когда дети хорошо усвоили данный материал и идет его закрепление: организуется небольшой оркестр, в котором на одном из инструментов играет он сам. Участие воспитателя в совместной деятельности доставляет детям большую радость.

     Для развития у детей самостоятельной инициативы в музыкальной деятельности большое значение имеют оборудование, пособия, которые могут быть использованы детьми в их творческих проявлениях. В каждой группе необходимо оборудовать музыкальные уголки, в которых будут находиться соответствующие атрибуты, музыкальные инструменты, фланелеграфы, лесенки, музыкально-дидактические игры. Доступ к ним должен быть свободным и удобным для детей. Музыкально-дидактические игры необходимо вносить в группу постепенно, по мере освоения их на музыкальных занятиях.

     Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает, в какой помощи нуждается другой ребенок, помогает ему в выполнении задания. Кроме того, воспитатель должен уметь отметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры, и заменить ее другой.

     Качество оформления игр имеет большое значение для осуществления не только сенсорного, но и эстетического воспитания. Детей, особенно младших, очень привлекает внешний вид пособий, они внимательно рассматривают их. Необходимо, чтобы музыкально-дидактические игры были оформлены красочно, аккуратно, современно. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми (в старших группах). Но не весь материал можно сделать своими силами, поэтому необходимо проводить систематическую работу с родителями и привлекать их к участию в оформлении игровой зоны в группах.

     В организации и проведении музыкально-дидактических игр, таких как «Наши любимые песенки», «Любим слушать музыку», «Угадай мелодию» и др., большую помощь оказывают воспитателю диски с записями детских песен и музыки для слушания. Использование технических средств вне занятий, в группе организует детей, вовлекает их в знакомую деятельность и помогает закреплению умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях.

     Все это дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развиваются мышление, привычка к самостоятельной умственной работе, что способствует подготовке ребят к школе. Поэтому целесообразно в начале учебного года намечать план работы музыкального руководителя с воспитателями по развитию музыкальных способностей детей и использованию музыкально-дидактических игр и пособий в свободное от занятий время в группах. Эти вопросы должны ставиться на педагогических совещаниях, в ходе консультаций, индивидуальной работы с воспитателями и на открытых просмотрах.

Вам также может понравиться...
16204