КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

Бондарева Мария Александровна – Воспитатель, Педагог – психолог ГБДОУ детский сад №1 Выборгского района Санкт-Петербурга, г. Санкт – Петербург
Дата поступления работы на конкурс: 15.04.2018г.

Консультация для педагогов

«Конфликты детей в детском саду»

Дети – это маленькие люди. Живя в своем, казалось бы, беззаботном мире, они в процессе общения друг с другом учатся жить. Они готовятся к взрослой жизни, проигрывая наши, взрослые ситуации. Они учатся лидировать и подчиняться, не быть зависимыми, держать удар, взаимодействовать в команде, подстраиваться к коллективу или, напротив, противостоять ему. Поэтому детские конфликты не только неотъемлемая часть воспитания, они даже необходимая его часть: это курс молодого бойца перед оправкой на передовую взрослой жизни.

Дети конфликтуют чаще, чем взрослые, потому что они еще не умеют гасить конфликт на начальной стадии, они не умеют «ловить» настроение оппонента и предугадывать его слова, реакцию, действия. В большинстве случаев проблема все же рассасывается сама собой, но иногда не обойтись без помощи.

Причины возникновения конфликтов

В общих чертах конфликт это – столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликт определяется как отсутствие согласия между детьми.

Существуют различные причины конфликтов:

  • неприязнь детей друг к другу;
  • пытаются занять лидирующею позицию в группе;
  • не поделили игрушку;
  • соперничество;
  • разница в возрасте;
  • В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают

2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются

3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно

4. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются

5. Всезнайки – считают себя выше, умнее других

6. Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться

7. Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас

8. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика

9. Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

В свое время Д. Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры.

Как показали полученные исследователями данные, до 75 % конфликтов у младших детей возникает из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

В исследованиях были выделены следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта:

1. «Физическое воздействие» – сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.

2. «Опосредованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий – «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

5. «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий: «А я расскажу»; «Я с вами не буду играть»; «Я с тобой больше не дружу» и различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?»

6. «Аргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа: «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании – «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре – «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.

Способы разрешения детских конфликтов

Разрешение конфликта – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
  • изменение целей участников конфликта
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и, кто знает, что произошло) в любой конфликтной ситуации воспитатель должен высказать детям свое отношение к ней через «Я – сообщение». Примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Избавление от «зрителей» (дабы не допустить обрастание конфликта новыми проблемами и участниками)

2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)

ü  утверждение личных притязаний,

ü  навязывание своего стиля поведения,

ü  умаление достоинств другой стороны,

ü  корыстные устремления,

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации

ü  применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску)

ü  выдвинуть определенные жесткие требования

ü  указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

5. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания – это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку), настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения. Повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место.

Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан.

Обсуждать нужно следующее:

  • Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
  • Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
  • Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
  • Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Необходимо отметить, что решение детских конфликтов в большей степени зависит от личности педагога: конфликтность детей прямо пропорциональна конфликтности педагога. Но при желании разрешить спорный вопрос педагогу нужно следовать следующему плану действий и обучить ему детей:

  • Говорить спокойно.
  • Говорить по очереди.
  • Сказать, чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
  • Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

  • уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
  • сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
  • компромисс— взаимные уступки обоих сторон;
  • эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
  • сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;
  • силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.

Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

  • Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.
  • Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.
  • В-третьих, обучать детей:

ü  приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния;

ü  умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;

ü  выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. А также:

ü  имитационные игры

ü  обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них

ü  психогимнастика

ü  чтение и обсуждение художественных произведений

ü  просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий

ü  дискуссии

ü  использование игрушек и пособий

Пособие «Мирилка»

Формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода сотрудничества, социальной нравственной компетентности у детей, содействие становлению атмосферы доверия и принятия.

I вариант:

Если дети не находят в чем-то согласия – «Мирилка»-подушечка приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: “Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись”.

II вариант:

«Мирилка» – вязанная, полуплоскостная игрушка, представляющая собой двух веселых «головоножек» с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.

Пособие «Коробка дружбы»

Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей, стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным, дает возможность сделать шаг к новым контактам.

Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки.

I вариант:

«С кем я подружился»

Дети – 4-6 участников засовывают ручки в коробку (ее поддерживает ведущий), закрывают глаза, затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают с чьей рукой они познакомились и подружились.

II вариант:

«Я хочу с тобой подружиться»

Дети стоят вокруг коробки. Ведущий предлагает или без слов только с помощью взгляда договориться с кем бы они хотели подружиться (каждый участник выбирает одного). Далее ребятам предлагается просунуть руку в прорезь и на ощупь найти руку того ребенка с кем договорились взглядом.

Куклы гном Весельчак и гном Грустинка

Обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения

Литература

Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003

КоломипскийЯ.Л., Жишевский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. -1990. -№2.- С.35-42.

Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000

Интернет-ресурс: Детские конфликты в детском саду.

Рекомендации воспитателю

по разрешению конфликтных ситуаций

1. Прервать конфликт

2. Избавиться от «зрителей»

3. Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

4. Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя

5. Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось

6. Оценить обстановку, выяснить, что произошло

7. Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для ребенка, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Вам также может понравиться...
16204