Пенкина Юлия Евгеньевна – Воспитатель МБДОУ «Детский №114» г. Новокузнецк
Дата поступления работы на конкурс: 09.02.18г.
Методика обучения сюжетно-ролевой игре
Игра играет важную роль в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Свободная сюжетная игра является наиболее интересной для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда может происходить в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не подразумевает создание конкретного продукта. В игре все условно. Ребенок успешно может осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые игровые ситуации, а также проживать «желаемые события». Данные возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон для развития.
Окружающий мир является источником для игры. Сюжетно-ролевые игры включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение для развития и воспитания детей.
Сюжетно-ролевые игры обладают своей спецификой, которая отражает самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.
По мнению Д.Б. Эльконина самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру. В процессе сюжетно-ролевой игры дети воспроизводят те или иные действия, явления.
К. Д. Ушинский отмечал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свои идеи, свои представления, свое отношение к событию, которое он разыгрывает.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры обусловливаться наличием в ней замысла, реализация которого связанна с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-ролевым играм присущи черты игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность и кооперация.
Сюжетно-ролевая игра по характеру является отражательной деятельностью. Говоря о сюжетно-ролевой игре как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо заметить, что ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста крайне высоко.
Таким образом, можно отметить, что развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.
Своеобразие детской игры, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве данным видом деятельности. Взрослый должен быть рядом, он должен быть непосредственным участником игры. Он должен стать доброжелательным участником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или нет. Только в таком случае наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого.
М. Г. Яновская определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее мнению, возникает на основе нравственного ценного сюжета. Дети по собственному желанию ориентируются на наиболее привлекательный для них игровой образ. Он возбуждает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность, а также желание действовать в игре как герой. Воспитатель получает возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему, каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, отважным капитаном, когда играли в путешествие на пароходе.
Успешнее воплощаются в игре положительные качества. Игровая деятельность должна быть сформированной, в нее должны входит необходимые психологические условия. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами игровой деятельности. Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. С одной стороны, игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней появляются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно руководить своим поведением. С другой стороны, её содержание включает в себя продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
Развитие ребёнка в игре осуществляется за счёт разнообразной направленности её содержания. Существуют игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Некоторые из них в то же время способствуют и нравственному воспитанию. Многие виды игр можно объединить в 2 большие группы, которые отличаются степенью непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: в процессе решения игровых задач, дети воспроизводят разные способы решения задач. Игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями, так как в них складываются более удобные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности.
Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют так же совершенствованию его реальной нравственно – эстетической позиции среди взрослых.
Развивающие значение игры заключается не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.