Шляк Элеонора Артуровна – Заместитель заведующего по ВО и МР, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей №6» г. Оренбург
Дата поступления работы на конкурс: 29.11.2016г.
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.
При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:
• Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
• Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
• Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.
РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять РППС должна быть не только развивающей, но и
развивающейся.
Основные принципы организации РППС
• Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
• Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
• Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
• Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
• Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Предметное содержание:
• Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным
особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками.
Изменение:
• Разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.
Объективные показатели негативного влияния:
• Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук)
• Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности
• Чрезмерное развитие сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность)
• Формирование преждевременных потребностей ребенка
• Снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности
• Тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры, сделать игрушку своими руками)
• Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
1. Принцип безопасности (отсутствия рисков):
– физические риски;
– психологические риски;
– нравственные риски.
2. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего
развития ребенка.
3. Принцип соответствия
– возрастным особенностям ребенка;
– индивидуальным особенностям;
– специальным особенностям ребенка.
Центры:
• познавательный;
• литературный;
• строительно – конструктивный;
• изоискусства;
• экологический;
• учебной деятельности;
• театрализованной деятельности;
• экспериментально – исследовательской
деятельности;
• личностный центр;
• музыкальный.
• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).
• «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;
• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;
• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;
• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;
• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);
• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
• все материалы, а также детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
• у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
Создавая развивающую среду необходимо помнить:
• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
• В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
• Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
• При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
• Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Вывод:
Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.