Горбунова Елена Викторовна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 03.03.2018г.
Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников.
Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух — основные методы формирования правильной речи ребенка как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают — тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такую традиционную форму работы, как пальчиковый театр, особенно с детьми, имеющими речевые нарушения, ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность.
Пальчиковый театр:
– развивает внимание, мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулирует речевое развитие;
– помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость;
– развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.
1. Подготовка актеров; развитие движений
2. Формирование речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на речевое развитие, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, обусловленная добором воздуха на середине фразы. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
К основным задачам в работе над развитием речевого дыхания следует отнести:
– выработку свободного, плавного, удлиненного выдоха специальными игровыми упражнениями;
– воспитания умения произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе путем подражания речи взрослого.
3. Развитие диалогической речи.
Диалог — первая ступень развития связной монологической речи. На современном этапе развития психологии и педагогики в общеметодических работах накоплен определенный экспериментально-исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию научно обоснованной базы для формирования диалогической речи у детей.
К основным задачам по обучению дошкольников диалогической речи относятся:
– Обогащение речевого опыта детей различными видами диалогических реплик.
– Обучение пониманию разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и правильному реагированию на них.
– Вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы ответы.
– Развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.
Подражательные способности детей дошкольного возраста помогают осваивать речевые образцы диалогических реплик: речь окружающих, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра.
В работе целесообразно использовать игры с диалогическим содержанием, разработанные для обучения детей диалогическим репликам по выполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.
Заучивание и инсценировка готовых диалогов.
Для формирования этой стороны речи используются пальчиковые сценки-диалоги по лексическим темам. Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.
Диалоги на грядке.
Перцы
Сладкий перец повстречал горького братишку:
– Что-то очень тонок стал, похудел ты слишком.
Горький перец отвечал:
– От того я тонок стал, что диету соблюдал,
Сладости совсем не ел, от того и похудел.
Капуста и лук
Говорит капуста луку:
«Раздеваться мне не мука,
У меня ведь сто одежек, и они все без застежек»
Отвечал капусте лук:
«Я тебе, конечно друг.
Ну а кто меня разденет, тот об этом пожалеет».
Морковь и свекла.
На грядке, в темнице, сидят две сестрицы.
Свои косы заплетают, разговоры затевают.
Морковь
Праздник урожая скоро к нам придет.
И наряд оранжевый очень мне пойдет.
Свекла
Я тебе открою свой большой секрет:
У меня бордовый вязанный жилет.
Красная и черная смородина
В саду кустики растут, на них ягодки живут:
На смородиновых ветках
Красные и черные детки.
Черные ягоды
Мы сверху черномазики, черны мы и внутри.
Полезным черным соком до краев полны.
Красные ягоды
Рубиновые бусинки на солнышке горят.
Ягоды смородиновые — витаминов клад.
Малина и виноград.
Лето. Полдень. Солнце. Сад.
Вот малина, виноград.
Виноград
Угощать люблю друзей вкусной ягодой своей.
Малина
Я малина сладкая очень ароматная.
Ягоды
Ягоды бываю разные — черные, зеленые, красные,
Маленькие и большие, и полезные такие.
Вот смородина — мала,
Ну а дыня — велика.
А арбуз и дыня — ягоды отныне.
Дыня
Ты, арбуз, похож на мяч: круглый, полосатый.
Только хвостик ты свой спрячь,
Очень длинноватый.
Дыня
Дождик очень долго лил
И водой меня поил
Раздались мои бока,
И теперь я так кругла.
Арбуз
Не сердись, я не со зла.
Ты мне очень уж мила.
Мы подружимся с тобой,
Будем братом и сестрой