КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Сингаевская Элла Анатольевна – Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №157 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани, г. Казань
Дата поступления работы: 22.02.2019г.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
         Детский возраст – период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития – это время качественного скачка в развитии ребенка. 
         Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 – 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте, однако темп развития у каждого ребенка свой.

         Современные дети активно познают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение познавательного интереса к окружающему, не развиты волевые качества, уровень развития любознательности – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

         В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок обладает установкой, обладает развитым воображением, владеет устной речью, развита крупная и мелкая моторика, проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать.

         Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

       Детство – неповторимая пора становления, роста умственных сил. В этот период активность и неугомонное желание пробовать себя в различных начинаниях, забавах проявляются очень часто. И именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет инициативу, испытывает желанную полноту нагрузки, наслаждается открытиями нового.

        В связи с этим мы обозначили проблему – Как сделать эффективной работу по развитию познавательных процессов детей, развития воображения, развитию самостоятельности.

Познавательная деятельность, основанная на чувствах ребенка, его желаниях, интересах, позволяет легко усваивать знания.

Каждый ребенок имеет предпочтения (что он хочет знать и делать). На основе этого должны создаваться условия, способствующей интеллектуальному развитию в процессе жизни ребенка (трудовой, бытовой и игровой деятельности). Находя ответы на вопросы самостоятельно, ребенок испытывает радость от интеллектуальной работы.

Известно, что продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, изготовление игрушек) способствуют интеллектуальному развитию и очень нравятся детям.

Можно обозначить 3 этапа развития творческих способностей ребенка через продуктивную деятельность.

1 этап. Необходимо дать возможность ребенку выразить образ через свое представление, фантазию, воображение. На этом этапе важно не навязывать тему, не анализировать работу и не помогать, а радоваться успехам ребенка. Главное, чтобы ребенок не боялся изображать.

2 этап. У ребенка появляется желание быть понятым. Для этого он начинает искать сходство с реальными объектами. Иногда просит помощи у взрослого, сам старается овладеть техническими навыками. На этом этапе ребенок сотрудничает со взрослыми.

3 этап. Для правильного изображения предметов ребенок стремится всмотреться в объект. Начинает наблюдать и пытается выразить свое видение. На этом этапе не следует мешать ребенку в его творчестве.

      Всем известно, что «Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок» (Сухомлинский В.А.)

      Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально – познавательных способностей, определенный уровень умственной зрелости ребенка.

       Интеллектуальное развитие и творческие способности детей включают в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей, мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

     Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начинает учиться испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, находить закономерности. К тому же дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверен в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

       Существует много интересных современных методик для развития интеллекта детей дошкольного возраста:

1) развитие интеллектуальных способностей детей через художественно-творческую деятельность под девизом «Чувствовать, познавать, творить».

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, изготовление игрушек) способствуют интеллектуальному развитию и очень нравятся детям.

         Вместе с тем это поможет развить у детей крупную и мелкую моторику, что важно при подготовке детей к школе, подготовить пальчики к письму. Эту работу мы начинаем с развития движения рук, пальцев кистей рук. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

         В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Затем дети придумывают что-то неповторимое из разного материала, каждый раз экспериментируя со способами создания объекта.

(из соленого теста, которое дети сами готовят, из камней и ракушек собранные детьми, из ваты, из крупы, бобов, овощей, из разного вида бумаги)

2) развитие интеллектуальных способностей детей через игровую деятельность (дидактические игры; сюжетно ролевые…)

   ….. Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребёнок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет.

3) Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП;

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Индивидуальный подход в проведении занятий дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям. Обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

         Следующим этапом работы было – создание развивающей среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего развития. В группах оформлена математическая стена, где есть зона с дидактическими играми на развитие логического мышления.

4) Опытно-исследовательская деятельность

В ребенке генетически заложены стремление к получению знаний, любознательность, активность. Поэтому необходимо создавать специальные условия, стимулирующие любознательность и познавательную активность. Как это сделать? Для начала, самому взрослому осознать, что ребенку не следует давать готовые знания и ответы на вопросы.

Взрослые (родители, педагоги) должны дать возможность наблюдать и исследовать природу, жизнь вокруг себя, мир. Знания, полученные опытным путем, через чувственное проживание, устойчивы, развивают и побуждают к созиданию.

       Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

     Поэтому главной целью должно стать развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

5) Организуемая с семьей работа:

– нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности;

– сплачивает семью (консультации, мастер – классы, праздничные мероприятия и т.д.);

– позволяет вовлечь родителей в единое с ДОУ образовательное пространство.

Вам также может понравиться...
16550