КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мосолова Надежда Викторовна – Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №11 «Рябинушка» г. Заринск, Алтайский край
Дата поступления работы на конкурс: 06.08.2021г.

Роль театрализованной деятельности в развитии

связной речи младших дошкольников

(консультация для педагогов)

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Связная речь является показателем речевого развития ребенка. Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством, стимулирующим развитие у детей связной речи. Младшие дошкольники проявляют интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Педагогам необходимо организовывать просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Так как в основном дети плохо владеют речью, начинать знакомство с театральной игрой можно через игру- имитацию:

– игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

– игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);

– игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);

–   игра-импровизация под музыку: бессловесная игpa-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель (А. Барто «Игрушки»);

– игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель. Ролевой диалог героев сказок («Три медведя»);

– инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Репка»).

Педагогу необходимо обращать внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учить эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. В игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) – звукоподражание с различной интонацией развивает речевое дыхание. После отгадывания загадок о животных можно имитировать голос отгаданного животного.

Необходимо также формировать у детей умение выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса: «Са-са-са, к нам летит оса» – с разной силой голоса – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных со взрослым импровизациях на заданные темы.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется и расширяется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В младшем дошкольном возрасте самый элементарный и самый занимательный вид театра – пальчиковый. Это театр без атрибутов, но с самым важным – героем и его жизнью. Пальчиковый театр – это фигурки персонажей, которые одеваются на пальчики. Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учит общению между взрослыми и сверстниками. Ребёнок «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами. Можно изображать действие, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Театр кукол би-ба-бо.  В этом театре работает вся рука!При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний – в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме, за которой скрывается кукловод.Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Настольные театры из конусов, цилиндров,  одноразовых стаканчиков, пластиковых бутылочек и пр. Такой театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности стола . Легко можно сделать своими руками.

Плоскостной театр – это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала.  Персонажи и декорации – картинки, фигурки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес у детей.

Театр на ковролине. Иллюстративное рассказывание с фланелеграфом или ковролином дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держатся на доске, как волшебные. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель или липучки.

Театр на палочках. Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту. Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать свободно передвигаясь по комнате.

Театр маски. Иногда достаточно надеть маску, чтобы превратить ребёнка в актёра. Можно предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам сказку или подготовить полноценное выступление для родителей. Маски можно сделать из поролона, бумаги, приобрести готовые.

Представленные виды театров можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Творческих успехов, коллеги!

Вам также может понравиться...
15801