Курилова Елена Николаевна – Старший воспитатель МБДОУ «ДС № 475 г. Челябинска» г. Челябинск
Дата поступления работы: 26.03.2024г.
Консультация для педагогов
«Создание электронного портфолио воспитателя ДОУ»
В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО высокого требования предъявляются к профессиональным качествам педагога.
Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью электронного портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры. Не случайно, на всех профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.
Портфолио педагога– это
- индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагога в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени;
- набор работ педагога, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину;
- набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: воспитательной; учебной; творческой; социальной; коммуникативной и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работыпедагога.
Цель создания портфолио– это демонстрация успешности педагога, представление его профессиональных и личностных достижений.
Требования к оформлению портфолио:
- систематичность и регулярность;
- полнота и конкретность представленных сведений;
- структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- наглядность результатов работы.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать различные разделы и рубрики (по усмотрению педагога).
Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:
- педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
- администрации систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.
Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.
Конкретных единых требований к оформлению портфолио нет, практически все из них имеют схожую структуру и разделы.
Алгоритм электронного портфолио
Визитная карточка.
Здесь педагог размещает свой девиз, кредо, эссе (всю информацию о себе). Сведения об аттестации, об образовании основном и дополнительном, если имеется (фото или скан диплома), стаж работы (общий и педагогический).
Самообразование.
В этом блоке педагог сообщает о темах своего самообразования за последние 5 лет и в каких формах защищен результат работы (презентация, выступление на педсовете, мастер-класс и т.п.)
Повышение квалификации.
Какие курсы повышения квалификации прошел педагог за 3 года и подтверждение этого в виде сертификатов, удостоверений и т.п.
Программы, по которым работает педагог.
Программы, по которым работает детский сад + рабочие программы педагога (в случае, если педагог занимается дополнительным образованием дошкольников на платной основе – кружки, факультативы и пр.).
Авторские педагогические разработки педагога, публикации.
Темы методических разработок педагога (если они размещены в сети Интернет, указывается ссылка на сайт), экспертная и консультативная деятельность педагога (член жюри, эксперт, темы консультаций).
Участие в методических объединениях, выступления.
Здесь отражаются выступления педагога на МО, педагогических советах. Указывается уровень (организации, муниципальный, федеральный, международный и т.д.) и вид выступления (доклад, мастер-класс, открытое мероприятие и т.д.).
Участие педагога в профессиональных конкурсах.
Названия конкурсов и занятое место (конкурсы для педагогов, материалы из собственных разработок).
Инновационная деятельность педагога.
В этом блоке педагог сообщает об умении использовать в своей работе информационные технологии (создание сайтов, рабочих и персонифицированных программ, различных новинок)
Работа с родителями.
В этом разделе отражаются формы работы с родителями и их тематика (родительские собрания, семинары, семейные развлечения, консультации и пр.). Отзывы родителей (благодарности, благодарственные письма и т.п.)
Образовательные технологии, используемые в процессе обучения.
Перечисляются все образовательные технологии, которые использует педагог в своей работе и примеры использования.
Результаты освоения программы воспитанниками.
Результаты освоения программы отражаются в мониторинге (прикрепляется скан документа).
Достижения воспитанников.
Участие воспитанников в конкурсах детского творчества (название конкурса, уровень и занятое место).
Награды педагога.
Фотоотчет грамот и наград, полученных педагогом.
«Моя работа»
Фотоотчет «рабочих будней» педагога (занятия с детьми, наблюдения на прогулках, взаимодействие с коллегами, участие в утренниках и пр.)
Личные интересы.
Фотоотчет увлечений или хобби педагога, т.к. кругозор не ограничивается только педагогической работой. Важно показать аттестационной комиссии, что Вы разносторонняя личность.
Успехов в Ваших начинаниях!