КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ»

Комисарова Ольга Геннадьевна – Воспитатель МОУ Детский сад №282 Красноармейского района Волгограда
Дата поступления работы: 22.05.2020г.

«Формирование чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей»

Реализация ФГОС ДО нового поколения требует от педагогов ДОО владения современными образовательными подходами к формированию ориентации дошкольников, педагогов и родителей на собственную патриотическую позицию и формировании патриотических ориентированных ценностей. ФГОС ДО направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС – актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Первые чувства гражданства и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствования величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогов в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является участие его в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Одно из направлений работы нашего детского сада – взаимодействие с семьями воспитанников. Мы стараемся осуществлять поиск форм и методов работы с родителями для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников.

Известно, что семья оказывает важное влияние на развитие ребенка и приобщает его к окружающей жизни. Правило благополучного родителя: «Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме».

Самый счастливый день – это выходной, когда вся семья собирается вместе. Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми – праздник вдвойне. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше времени своим детям.

«Маршрут выходного дня» – простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов.

Разработка «образовательного маршрута выходного дня» – один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Целью разработки «образовательного маршрута выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями. «Образовательный маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Но возраст ребенка определяет специфику маршрута. В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок открывает близкое окружение (семью, детский сад, улицу), родной район; в старшем дошкольном возрасте он знакомится с родным городом и краем.

Алгоритм разработки «образовательного маршрута выходного дня»:

  • сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города через Интернет, телефонную связь, личное посещение;
  • сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения;
  • разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание ребенка;
  • составление буклета для родителей;
  • презентация буклета для родителей и детей.

Применение «Образовательного маршрута выходного дня» в практике, даёт свои плоды:

Во-первых, актуализируется воспитательный потенциал семьи;

Во-вторых, родители и дети получают опыт радостного, интересного события;

В-третьих, развивающая среда семьи и детского сада пополняется уникальными материалами (альбомы с мест путешествий, нарисованные детьми и родителями, фотоотчет и др.)

Получение обратной связи: обмен впечатлениями во время утреннего сбора в понедельник, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения, выслушивание сообщений детей о месте посещения, оформление результатов посещения в виде фотоотчетов, выставок, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, альбомов, книг, презентаций.

Список литературы:

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника)

Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольника)

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина

и Севастопольская набережная в Красноармейском районе Волгограда

Этот уникальный канал, который начал свою работу в 1952 году, соединил в месте наибольшего сближения две полноводные реки Европы – Волгу и Дон. Новый водный путь связал пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное. Таким образом завершился проект реконструкции глубоководной транспортной системы Европейской части страны.

Волго-Донской судоходный канал имени Ленина вытянулся на 101 километр. Из них 45 километров проходит по водохранилищам. Глубина канала составляет не менее 3,5 метра. Начало свое он берет в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается в районе города Калач-на-Дону Волгоградской области. Искусственное русло включает в себя 13 шлюзов (однотипные однокамерные однониточные шлюзы со шлюзовыми камерами размером 145,18 метра) и три водохранилища: Варваровское, Береславское и Карповское. В комплекс Волго-Донского канала входит также Цимлянский гидроузел, включающий Цимлянское водохранилище, Цимлянскую ГЭС и два шлюза, а также сеть оросительных каналов.

Красивая набережная, рядом Волго-донской судоходный канал, церковь, мост через канал. Красивый вид на проходящие мимо суда, маяк. Рядом находится самый большой в мире памятник живущему человеку на свете Ленину он внесён в книгу рекордов Гиннеса. Гуляя по набережной можно найти самолёт, который привезли ещё в восьмидесятых годах настоящий самолёт стоит виде кафе. Набережную недавно отремонтировали и около Ленина находится новый сухой фонтан играющий подсветкой 2017г. Сама набережная оборудована в стиле красивых цепях, подсветкой флаконы. В летнее вечернее время здесь очень много граждан проживающих в этом районе гуляют с детьми.

МУЗЕЙ – ЗАПОВЕДНИК

«СТАРАЯ САРЕПТА»

Местонахождение: Уникальный уголок европейской культуры и быта можно обнаружить в самом сердце на юге Волгограда, в Красноармейском районе.

Здесь сохранились 28 зданий, построенных колонистами-гернгутерами. Этот архитектурный ансамбль в стиле саксонского барокко называют Старой Сарептой. Всего в мире существует 26 подобных комплексов, и Старая Сарепта – самый большой из них.

Первая в России колония поселенцев из Европы была основана в 1765 году в устье реки Сарпы в 28 км к югу от города-крепости Царицына. Связано это было с манифестом Екатерины II, который определял права и условия местожительства переселенцев из Европы с целью освоения слабонаселенных южных окраин России и защиты их от кочевников. Основу колонии Сарепта составили братья-гернгутеры – потомки чешских или моравских братьев, которые скрывались от преследования католической церкви. В число поселенцев входили люди из Германии, Чехии, Дании, Голландии, Швейцарии. Перед ними стояла цель – обратить в христианскую веру иноверцев: калмыков, киргизов, татар. Название Сарепта было взято колонистами из Библии. В Сарепту Сидонскую был послан пророк Илия после трех неурожайных лет.

Поселенцы довольно быстро превратили степь в зеленый оазис. Колонисты также занимались сельским хозяйством и научной деятельностью. Известно имя врача из Сарепты Иоганна Вира, который из лечебных трав Сарепты делал знаменитые целебные настои не только для Сарепты, но и для Царицына и даже Саратова. Иоганн Вир изучил химический состав воды из Ергенинских источников, которую рекомендовал как лечебную. Вскоре в Сарепте был открыт один из первых в России курортов с минеральными и грязевыми ваннами, названный Екатерининским.

Здесь же в Сарепте был выведен новый сорт горчицы, которая знаменита и в наше время под названием сарептская. В 1801 году колонисты открыли горчично-маслобойный завод, который работает и в наши дни. На рубеже XIX–XX веков в Сарепте было 10 заводов, шесть фабрик и мастерских, имелись пильные и мучные мельницы, два горчичных завода, свечное, мыловаренное производство, пекарня и кондитерская, аптека, где кроме лекарств производились касторовое, мятное и кипарисовое масла, шоколад, помада. Здесь же работала химическая лаборатория Лангерфельда, которая выпускала сарептский бальзам, кожевенный, горшечный, кирпичные заводы, винокурня, пивоваренный завод, мельница, табачная фабрика.

Накануне Первой мировой войны в Сарепте проживали больше шести тысяч человек. В 1920 году Сарепта переименована в поселок Красноармейск, который в 1931 году был присоединен к Сталинграду и до 1944 года был в составе Кировского района. С 1944 года Сарепта включена в Красноармейский район Волгограда.

В 1989 году на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса немецких поселенцев создан музей-заповедник «Старая Сарепта», который указом Президента РФ включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Здесь созданы несколько музейных экспозиций, воспроизводящих быт поселян и общий дух колонии – в общей сложности 28 зданий на территории почти в десять гектаров. Среди сохранившихся зданий, выстроившихся вокруг небольшой площади, – винокурня, кирха, «дом незамужних женщин», «дом холостых мужчин». В одном из зданий расположился сам музей, в другом до сих пор действует кирха и играет орган, в третьем работает библиотека.

Вокруг Старой Сарепты ходит много легенд. Одна из них рассказывает, что под Соборной площадью похоронена дочь Крауствурста, владельца сарептского пивного завода. Девушка умерла в день собственной свадьбы. Отец, объятый горем, похоронил дочь в подвенечном платье и с приданным – 16 кг золотых украшений. У входа в склеп Крауствурст по легенде поставил механического рыцаря, который должен был пронзать копьем каждого, кто посмел нарушить покой усопшей.

А еще все здания Старой Сарепты были связаны между собой подземными ходами. Сделано это было для эвакуации населения во время осады города кочевниками. Самый глубокий подземный ход был длиной около километра и предназначался для вывоза продукции горчичной фабрики на берег Волги. Большинство подземных ходов было засыпано при строительстве многоэтажных домов в 1980-е годы.

Красив и многообразен наш Красноармейский район летом!

В нем много мест, где можно отдохнуть и провести с пользой время в жаркий летний день. Особенно красивы и разнообразны – ФОНТАНЫ, нашего Красноармейского района.

ФОНТАНЫ НА БУЛЬВАРЕ ЭНГЕЛЬСА:

Фонтан у развлекательного центра «Гиппопо»

Фонтан у монумента имени В.И. Ленина на набережной

ФОНТАНЫ НА ПРОСПЕКТЕ ГЕРОЕВ СТАЛИНГРАДА:

Уважаемые родители!

Наша с Вами задача – познакомить дошкольников с главными сведениями не только о нашей Родине, но и о своей малой Родине! Ведь к патриотическому воспитанию нужно приступать с раннего возраста, тогда малыш начинает осмысленно смотреть на окружающий мир и только так можно научить человека по-настоящему любить свою Родину. Необходимо посещать с детьми музеи, концерты, библиотеки, парки, рассказывать о природе и истории родного района и города, и когда дети вырастут, они станут не просто жителями, а настоящими патриотами своего города.

Предлагаем Вашему вниманию маршрут выходного дня с посещением фонтанов и парков в Красноармейском районе.

Путешествуя всей семьёй по знакомым местам в нашем городе, Вы сможете не только расширить представления и знания детей о том месте, в котором они родились и живут, но и приятно провести время! 

Вам также может понравиться...
15801