Локтюхова Елена Игоревна – Воспитатель ГБДОУ детский сад №82 Выборгского района г. Санкт – Петербург
Дата поступления работы: 20.11.2021г.
Консультация для родителей по теме
«Использование нетрадиционных техник и приемов рисования с детьми»
Уважаемые родители, в этой консультации я просто предлагаю вам вместе с вашим ребенком… немного порисовать. Не волнуйтесь: даже если вы считаете, что не умеете рисовать – вам это никак не помешает. А уж детей, не умеющих рисовать, вообще не бывает на свете.
Конечно, речь пойдет не об академической школе живописи. Я предлагаю вам порисовать тем и на том, что найдется у вас дома. Потом обязательно сфотографировать и процесс, и довольного юного художника! И вставить получившиеся (точно-точно!) работы в рамочку, подписать дату и повесить на стену. Поверьте, вы будете довольны!
Всё, что я вам здесь расскажу, называется «Использование нетрадиционных техник и приемов рисования с детьми». Почему нетрадиционных? Потому что традиционные – это кисть, карандаш, холст. А мы будем рисовать всем, кроме кистей и карандашей.
Итак, сначала подготовьте пространство и материалы, чтобы не отвлекаться в процессе. Уберите важные для вас вещи, чтобы они не пострадали в процессе творчества.
Выберите время: его должно быть с запасом. Не нужно начинать процесс, если через полчаса у вас другие дела.
Помните, что нельзя ругать ребенка, если он в процессе творчества испачкает пол, мебель и стены. Будьте к этому морально готовы. Потом отмоется. Также не ругайте его ни в коем случае за то, что он поставил отпечаток не там, где нужно было по замыслу. Чтобы избежать подобного, делайте две работы одновременно: вы свою, ребенок – свою. Так вы на своем примере покажете, как надо и не будете раздражаться, если ребенок «испортит» композицию. Не торопите ребенка, дайте ему творить в своем ритме.
По окончании работы обязательно похвалите вашего художника, даже если вы считаете, что работа не удалась.
Также приготовьте для себя и для него подарок после окончания работы. Это может быть веселая наклейка, конфетка ребенку – за старание, за проявленную фантазию и усидчивость. Ну и себе – за терпение. Можно посмотреть вместе кино (есть прекрасные подборки старых советских мультфильмов и фильмов для детей в интернете). Так и вы отдохнете, и ребенку понравится. Ведь смотреть кино на маминой кровати в обнимку с мамой – ну что может быть лучше?!
И последнее: работы ребенка собирайте в отдельную папку, коробку, шкаф. Их можно и нужно будет позже перебрать, и выкинуть совсем уж, на ваш взгляд, не получившиеся. Только сделайте это в отсутствии ребенка! А особо удачные работы не поленитесь, вставьте в рамочку и повесьте на стену, ну или хотя бы на холодильник. В дальнейшем из самых удачных работ можно будет сделать принты для футболок, паззлы, календари, коллажи.
Сейчас немного теории.
Пару слов о том, почему рисование? Вообще почему рисуют дети? Во-первых, Рисование– естественная потребность ребёнка. Во-вторых, рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что ребенок не всегда может выразить словесно, например грусть, печаль, радость. У ребенка нет страха перед рисованием, нет комплекса неумения.
Почему так важно поддерживать стремление рисовать в ребенке? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Почему же нетрадиционные техники? Чем плоха кисть? Да ничем! Просто обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это легко, нескучно, интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности – художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
- интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- предоставляет свободу выбора изо материалов и техник.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность в рисовании, лепке, аппликации. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.
Следующие материалы и техники применяются в среднем и старшем дошкольном возрасте (я привожу примеры далеко не всех техник и многие из них ребята уже пробовали на занятиях):
Кляксография с трубочкой
Монотипия
Кляксография плюс монотипия
Набрызг
Восковые мелки + акварель
Оттиск смятой бумагой
Рисование поролоном
Рисование вилкой
Рисование ватными палочками
Тычок жесткой полусухой кистью
Рисование по мокрому
Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Пошаговая инструкция,
как с помощью соли и ПВА сделать с ребенком прекрасную новогоднюю открытку:
1. Вам понадобится лист плотной бумаги или картона (белый или цветной – на ваше усмотрение), акварельные краски, кисточка, баночка с водой и клей ПВА в тюбике с носиком-насадкой.
2. Сначала на картоне рисуем снежинку. Лучше сделать простую, из прямых лучиков и палочек (кривые линии сложнее заливать клеем).
3. Затем наносим ПВА на рисунок (ПВА не жалеем, лучики снежинки приобретут толщину и объем)
4. Сразу после этого посыпаем на клей соль. Помол соли не важен, но солью нужно засыпать как следует
5. После этого лишнюю соль стряхиваем с листа
6. Затем берем акварель, увлажняем как следует кисточку, набираем любой цвет (наверно, кроме желтого) и легкими касаниями наносим цвет на соль. Главное здесь – не нажимать сильно
7. Затем сушим работу, пишем поздравление и открытка готова! Можно сверху сбрызнуть лаком для волос, чтобы соль меньше осыпалась с работы.
Успехов в рисовании!
Список использованной литературы:
А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.