КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША»

Ланишевская Ольга Игоревна – Воспитатель ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 29.05.2018г.

Тема консультации: Логические блоки Дьенеша

Вопросы консультации:

  • Логические блоки Дьенеша (БД) – игровое средство (ИС) для развития основных интеллектуальных умений.
  • Состав и назначение БД.
  • Методическая поддержка БД.
  • Особенности Больших блоков Дьенеша и их игрового применения.

ФГОС ДО о развитии мышления дошкольника.

Анализ состава образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО позволяет сформулировать 4 задачи развития мышления дошкольника:

  • Развитие основных интеллектуальных умений.
  • Формирования элементарных математических представлений.
  • Формирование представлений о характеристиках пространства.
  • Формирование представлений о характеристиках времени.

Золтан Пал Дьенеш (1916 – 2014) – венгерский математик, психолог и педагог.

  • Теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть его подхода – математические знания дети получают, не решая многочисленных задач, а играя. При этом они не догадываются, насколько сложные интеллектуальные операции они выполняют.
  • О признании заслуг Дьенеша говорят многочисленные награды и степени. У него немало последователей по всему миру. В настоящее время Дьенеш признан выдающейся фигурой в детском образовании. 
  • Блоки Дьенеша – это одно из выдающихся и универсальных ИС современности, развивающее фактически все познавательные процессы.

Логические блоки Дьенеша – состав.

В комплекте 48 пластмассовых блоков, отличающихся по 4 признакам:

   – цвету – красный, жёлтый, синий;

   – форме – (условно) круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

   – размеру – большие и маленькие;

   – толщине – толстые и тонкие.        

Одинаковых фигур по всем свойствам в комплекте нет.

Прилагаются методические рекомендации по использованию.

Логические блоки Дьенеша – назначение.

 Развивают основные интеллектуальные умения:

     – Выделение признаков: синие, квадратные т.д.;

     – Сравнение: два любых блока – в чём сходство, в чём различие;

     – Обобщение: по любому из 4-х признаков;

     – Конкретизация: выбор элементов по одному из признаков;

     – Классификация по 1,2 и 3 признакам.

 Способствуют:

     – сенсорному развитию (цвет, форма, размер);

     – развитию речи (название элементов и их свойств);

     – формированию элементарных математических представлений (количество и отношения);

   – созданию предпосылок для успешного освоения школьной математики и информатики.

 Для БД характерны:

     – Универсальность: по возрастам, по уровню развития, по числу занятых детей, по степени подвижности.

     – Высокий развивающий потенциал, определяемый наличием всех развивающих свойств.

Пример игровых возможностей Логических блоков Дьенеша.

Игра в домино с построением цепочек по 1, 2 и 3 признакам.

Альбом «Давайте вместе поиграем»

Девять комплектов логических фигур – плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей). Два комплекта карточек с символами свойств. Можно использовать как дополнительный материал для самостоятельных игр (20 игр). Кроме того, в комплект входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

Альбом «Блоки Дьенеша» (2+)

Этот альбом содержит материалы, позволяющие проводить разнообразные развивающие игры, направленные на формирование у детей элементарных интеллектуальных умений, в частности, на решение задач с выделением двух-трёх признаков геометрических фигур.

Альбом «Поиск затонувшего клада» (5+)

В альбоме представлены материалы для игр с блоками Дьенеша, направленные на развитие у детей внимания, памяти, самоконтроля, умения работать в коллективе. Кроме того, этот альбом можно использовать в ходе проведения разнообразных детских конкурсов.

Альбом «Праздник в стране Блоков» (5+)

Игры, основанные на материалах этого альбома, предназначены как для формирования интеллектуальных способностей детей, так и для их социально-нравственного развития. Соревновательный характер этих игр помогает воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении своих целей, умение следовать установленным правилам.

Альбом «Спасатели приходят на помощь» (5+)

Игры с материалами этого альбома учат детей работе с информацией, представленной в виде цифр, букв и знаков-символов.

Оценивание Логических блоков Дьенеша слушателями.

Как вы считаете Логические блоки Дьенеша хорошее игровое средство?

А, если «Да», то почему?

Большие блоки Дьенеша (БДД). Свойства и особенности конструкции.

а) Изготовлены из высококачественной древесины и окрашены безопасными красителями.

б) По сравнению с существующими образцами величина ББД увеличена в 1,5 раза.

в) В качестве упаковки используется прочный деревянный ящик с перегородками и прозрачной крышкой.

г) Превосходят по некоторым показателям качества стандартные БД.

Преимущества БДД

u Возможность организации совместной деятельности. Увеличенные размеры ББД способствуют организации коллективные игровые действия детей.

u Возможность полифункционального использования. Увеличенные размеры ББД способствуют их применению для детей младшего возраста и детей с ОВЗ.

u Эстетическая ценность, обеспечиваемая привлекательным внешним видом БДД.

u Долговечность, обеспечиваемая физическими свойствами БДД.

u Функциональность упаковки БДД, которая способствует упорядоченной укладке блоков.

Особенности игрового использования ББД.

а) Есть возможность использования всех методических пособий, выпущенных компанией «Корвет», за исключением заданий с прямым наложением блоков на картинки.

б) Использование ББД в качестве строительного набора для построения логических конструкций.

в) Применение ББД для проведения подвижных   развивающих игр с использованием их логических признаков.

Виды конструирования из ББД

а) Самостоятельное экспериментирование (ознакомление):

  • Осматривание блоков, определение их особенностей.
  • Установка блоков в разные пространственные положения. Складывание простых конструкций.

б) Конструирование по образцу:

  • Совместный сбор конструкции по операциям.
  • Сбор по готовому образцу, глядя и (или) ощупывая его.
  • Постепенное усложнение образцов.

в) Конструирование по простым схемам и чертежам:

  • Разработка взрослым различных видов схем и чертежей.
  • Сбор конструкции по заданным схемам и чертежам.
  • Использование чертежей с проекциями.
  • Усложнение путём увеличения сложности схем и чертежей, повышения их уровня абстрактности.

г) Конструирование по условиям:

  • Разработка взрослым условий конструирования.
  • Сбор конструкции по заданным условиям.
  • Опытная проверка выполнения условий.
  • Постепенное усложнение конструирования путём увеличения числа условий, усложнения способов их выполнения.

д) Конструирование по заданной теме:

  • Разработка взрослым темы конструирования.
  • Сбор конструкций в соответствии с темой.
  • Сравнение созданных детьми конструкций.
  • Усложнение конструирования путём усложнения темы конструкторского задания.

е) Конструирование по замыслу:

  • Формулирование ребёнком конструкторского замысла.
  • Уточнение взрослым этого замысла и последовательности операций.
  • Сбор конструкции в соответствии с замыслом.
  • Удержание ребёнка в пределах конструкторского замысла.
  • Усложнение конструирования путём усложнения вида конструкции, увеличения скорости сборки, достижения максимальной схожести с замыслом.

Применение ББД для проведения подвижных развивающих игр с использованием их логических признаков.

Примеры игр:

Самоидентификация («Ты кто»?).

Составление пар («Почему мы пара»?).

Группировка по признакам («Соберёмся вместе»).

Игры-соревнования с решением логических задач (пр. аналогии с домино).

Заключение консультации:

В ходе консультации вы получили ответы на вопросы:

– Что такое Логические блоки Дьенеша и каков их состав и назначение?

– Что можно использовать в качестве методической поддержки БД?

– Каковы особенности Больших блоков Дьенеша и их игрового применения?

Вам также может понравиться...
16469