Ланишевская Ольга Игоревна – Воспитатель ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 29.05.2018г.
Тема консультации: Логические блоки Дьенеша
Вопросы консультации:
- Логические блоки Дьенеша (БД) – игровое средство (ИС) для развития основных интеллектуальных умений.
- Состав и назначение БД.
- Методическая поддержка БД.
- Особенности Больших блоков Дьенеша и их игрового применения.
ФГОС ДО о развитии мышления дошкольника.
Анализ состава образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО позволяет сформулировать 4 задачи развития мышления дошкольника:
- Развитие основных интеллектуальных умений.
- Формирования элементарных математических представлений.
- Формирование представлений о характеристиках пространства.
- Формирование представлений о характеристиках времени.
Золтан Пал Дьенеш (1916 – 2014) – венгерский математик, психолог и педагог.

- Теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть его подхода – математические знания дети получают, не решая многочисленных задач, а играя. При этом они не догадываются, насколько сложные интеллектуальные операции они выполняют.
- О признании заслуг Дьенеша говорят многочисленные награды и степени. У него немало последователей по всему миру. В настоящее время Дьенеш признан выдающейся фигурой в детском образовании.
- Блоки Дьенеша – это одно из выдающихся и универсальных ИС современности, развивающее фактически все познавательные процессы.
Логические блоки Дьенеша – состав.

В комплекте 48 пластмассовых блоков, отличающихся по 4 признакам:
– цвету – красный, жёлтый, синий;
– форме – (условно) круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
– размеру – большие и маленькие;
– толщине – толстые и тонкие.
Одинаковых фигур по всем свойствам в комплекте нет.
Прилагаются методические рекомендации по использованию.
Логические блоки Дьенеша – назначение.
Развивают основные интеллектуальные умения:
– Выделение признаков: синие, квадратные т.д.;
– Сравнение: два любых блока – в чём сходство, в чём различие;
– Обобщение: по любому из 4-х признаков;
– Конкретизация: выбор элементов по одному из признаков;
– Классификация по 1,2 и 3 признакам.
Способствуют:
– сенсорному развитию (цвет, форма, размер);
– развитию речи (название элементов и их свойств);
– формированию элементарных математических представлений (количество и отношения);
– созданию предпосылок для успешного освоения школьной математики и информатики.
Для БД характерны:
– Универсальность: по возрастам, по уровню развития, по числу занятых детей, по степени подвижности.
– Высокий развивающий потенциал, определяемый наличием всех развивающих свойств.
Пример игровых возможностей Логических блоков Дьенеша.

Игра в домино с построением цепочек по 1, 2 и 3 признакам.
Альбом «Давайте вместе поиграем»


Девять комплектов логических фигур – плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей). Два комплекта карточек с символами свойств. Можно использовать как дополнительный материал для самостоятельных игр (20 игр). Кроме того, в комплект входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Альбом «Блоки Дьенеша» (2+)


Этот альбом содержит материалы, позволяющие проводить разнообразные развивающие игры, направленные на формирование у детей элементарных интеллектуальных умений, в частности, на решение задач с выделением двух-трёх признаков геометрических фигур.
Альбом «Поиск затонувшего клада» (5+)


В альбоме представлены материалы для игр с блоками Дьенеша, направленные на развитие у детей внимания, памяти, самоконтроля, умения работать в коллективе. Кроме того, этот альбом можно использовать в ходе проведения разнообразных детских конкурсов.
Альбом «Праздник в стране Блоков» (5+)


Игры, основанные на материалах этого альбома, предназначены как для формирования интеллектуальных способностей детей, так и для их социально-нравственного развития. Соревновательный характер этих игр помогает воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении своих целей, умение следовать установленным правилам.
Альбом «Спасатели приходят на помощь» (5+)


Игры с материалами этого альбома учат детей работе с информацией, представленной в виде цифр, букв и знаков-символов.
Оценивание Логических блоков Дьенеша слушателями.
Как вы считаете Логические блоки Дьенеша хорошее игровое средство?
А, если «Да», то почему?
Большие блоки Дьенеша (БДД). Свойства и особенности конструкции.

а) Изготовлены из высококачественной древесины и окрашены безопасными красителями.
б) По сравнению с существующими образцами величина ББД увеличена в 1,5 раза.
в) В качестве упаковки используется прочный деревянный ящик с перегородками и прозрачной крышкой.
г) Превосходят по некоторым показателям качества стандартные БД.
Преимущества БДД
u Возможность организации совместной деятельности. Увеличенные размеры ББД способствуют организации коллективные игровые действия детей.
u Возможность полифункционального использования. Увеличенные размеры ББД способствуют их применению для детей младшего возраста и детей с ОВЗ.
u Эстетическая ценность, обеспечиваемая привлекательным внешним видом БДД.
u Долговечность, обеспечиваемая физическими свойствами БДД.
u Функциональность упаковки БДД, которая способствует упорядоченной укладке блоков.
Особенности игрового использования ББД.
а) Есть возможность использования всех методических пособий, выпущенных компанией «Корвет», за исключением заданий с прямым наложением блоков на картинки.
б) Использование ББД в качестве строительного набора для построения логических конструкций.
в) Применение ББД для проведения подвижных развивающих игр с использованием их логических признаков.
Виды конструирования из ББД
а) Самостоятельное экспериментирование (ознакомление):
- Осматривание блоков, определение их особенностей.
- Установка блоков в разные пространственные положения. Складывание простых конструкций.
б) Конструирование по образцу:
- Совместный сбор конструкции по операциям.
- Сбор по готовому образцу, глядя и (или) ощупывая его.
- Постепенное усложнение образцов.
в) Конструирование по простым схемам и чертежам:
- Разработка взрослым различных видов схем и чертежей.
- Сбор конструкции по заданным схемам и чертежам.
- Использование чертежей с проекциями.
- Усложнение путём увеличения сложности схем и чертежей, повышения их уровня абстрактности.
г) Конструирование по условиям:
- Разработка взрослым условий конструирования.
- Сбор конструкции по заданным условиям.
- Опытная проверка выполнения условий.
- Постепенное усложнение конструирования путём увеличения числа условий, усложнения способов их выполнения.
д) Конструирование по заданной теме:
- Разработка взрослым темы конструирования.
- Сбор конструкций в соответствии с темой.
- Сравнение созданных детьми конструкций.
- Усложнение конструирования путём усложнения темы конструкторского задания.
е) Конструирование по замыслу:
- Формулирование ребёнком конструкторского замысла.
- Уточнение взрослым этого замысла и последовательности операций.
- Сбор конструкции в соответствии с замыслом.
- Удержание ребёнка в пределах конструкторского замысла.
- Усложнение конструирования путём усложнения вида конструкции, увеличения скорости сборки, достижения максимальной схожести с замыслом.
Применение ББД для проведения подвижных развивающих игр с использованием их логических признаков.
Примеры игр:
Самоидентификация («Ты кто»?).
Составление пар («Почему мы пара»?).
Группировка по признакам («Соберёмся вместе»).
Игры-соревнования с решением логических задач (пр. аналогии с домино).
Заключение консультации:
В ходе консультации вы получили ответы на вопросы:
– Что такое Логические блоки Дьенеша и каков их состав и назначение?
– Что можно использовать в качестве методической поддержки БД?
– Каковы особенности Больших блоков Дьенеша и их игрового применения?