Горбунова Елена Викторовна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 21.01.2018г.
Логопедические «придумки» для детей и их родителей.
Игра – прекрасное средство развития целого спектра разнообразных способностей. Ребенок, периодически участвующий в различных играх, все время совершенствуется, воспринимая себя как растущего, любознательного человека.
Своеобразие дидактической игры заключается в возможности обучаться, упражняться и развивать способности в доступной и привлекательной для детей форме. Игра, как и всякая практическая деятельность, помогает закреплять знания, создает такие обстоятельства, в которых дети, применяя полученные знания, учатся использовать их в разных условиях и тем самым еще больше закреплять их.
В игре возможно многое, ведь правила игры придумываем мы с вами. Игра имеет и самостоятельное значение как деятельность, направленная на то, чтобы обратить внимание детей на отдельные явления через забавное, интересное и близкое. В играх многие сложные явления можно расчленять на простые и, наоборот, обобщать единичные.
Речь — это большая «страна», в которой все тесно взаимосвязано и переплетено. И если в одном «город» наметился ряд «проблем», – «союзники» не могут оставаться «безучастными», не могут не «страдать», не «подвергаться влиянию», «не изменяться под воздействием». Все это, увы, неизбежно. Так, к великому сожалению, в нашей речи все составляющие могут влиять друг на друга своим неблагополучием, и в действительности нельзя работать над каким-то отдельным речевым компонентом. Работать, конечно, можно, только толку от такой работы бывает не очень много.
В настоящее время многие логопеды в своей работе используют методы синтезированного воздействия с какой-то одной конкретной речевой доминантой, но вовлекающие в коррекционный процесс все стороны речи, «все города и веси» нашей большой «страны» – речи.
Сегодняшняя жизнь уже никого не удивляет своим растущим день ото дня темпом, своей катастрофической нехваткой времени. Это отражается и на наших детях. К сожалению, очень часто мамы мало уделяют времени для помощи ребенку с домашним заданием. А логопедия невозможна без домашних заданий. К новым формам логопедических упражнений можно отнести создание логопедических «придумок», игровых заданий, основой которых служит окружающая детей обстановка, то, что находится в непосредственной близости от мамы с ребенком в какое-то определенное время, например, утром по дороге в детский сад, поликлинику, магазин, в самом магазине, в аптеке и дома за ужином, во время купания…Одним словом везде, где находится мама вместе с ребенком и может уделить ему 5-10 минут качественного общения. Эти маленькие кусочки мозаики при условии определенной степени постоянства непременно сложатся в «картину» и дадут очень хорошие результаты для речевого развития ребенка.
Как же выглядят эти игровые упражнений? Они представляют собой определенную речевую модель, образец, на который как на нитку, ребенок «нанизывает» свои «бусинки-придумки». В одной речевой модели решаются сразу несколько логопедических задач.
Например, у ребенка находится в стадии автоматизации звук «с». Провожая ребенка в детский сад, материалом придумок взрослый может выбрать улицу, дорогу, воспользовавшись моделью: «Смотри, вот автобус без колес (при знакомстве с игрой, конечно, должно прозвучать несколько образцов из окружающей обстановки, чтобы ребенок понял аналогию и включился в правила этой игры), а вот сумка без полос; гляди, а это скамейка без спинки, киска без усов, тетя Соня без сумки».
В этом варианте мы решаем сразу несколько задач: во-первых, закрепляем в речи звук «с», что собственно составляло наше домашнее задание; во-вторых, отрабатываем на практическом материале любимый логопедами и нелюбимый их подопечными родительный падеж множественного числа; в-третьих, четвертых и пятых, развиваем связную речь, тренируем воображение и память, стимулируем внимание детей, учим их не только смотреть, но и видеть, а затем трансформировать увиденное в речевую модель.