КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ»

Горбунова Елена Викторовна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 18.02.2018г.

Почему ребенок не говорит

     Роль речи в полноценном психическом развитии ребенка чрезвычайно велика. Овладение речью открывает ребенку доступ к достижениям человеческой культуры, а это в свою очередь формирует его психику, его личность как собственно человеческие.

     Речь устная или письменная — эффективное средство общения между людьми. Речь развивается как средство общения между ребенком и окружающими его взрослыми. На этой функциональной основе развиваются ее другие психологические функции, позволяющие малышу управлять своими психическими процессами и строить их как собственно человеческие, произвольные.

     Овладение речью как средством общения в дошкольный период детства проходит три основных этапа.

     Первый — подготовительный, – он охватывает первый год жизни, получил название довербального. На этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственно речевое развитие.

     Второй этап, переход к активной речи, приходится обычно на второй год жизни ребенка.

     На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения — она все точнее отражает намерения говорящего, все точнее передает содержание и общий контекст отражаемых событий, варьируется в зависимости от особенностей собеседника. В связи с этим идет интенсивное расширение словаря, совершенствуются грамматические конструкции, четче становится произношение.

     Задержка в развитии активной речи в раннем детстве может случиться по многим причинам — физическим (дефекты слуха и речедвигательного аппарата), физиологическим (вследствие травмы мозга при рождении), психологическим.

   Корни речевой задержки могут лежать в подготовительном периоде, могут скрываться в особенностях периода перехода к активной речи.

     Центральный момент всего психического развития ребенка, и речевого развития в частности, – становлении потребности общения с взрослыми. Ее оформление происходит в конце третьего месяца жизни.

     Формирование потребности в общении удовлетворяет не только практическую нужду ребенка во взрослом (удовлетворение витальных потребностей), но и духовную — в контактах эмоциональных, познавательных, деловых. Эмоциональное содержание общения передается от партнера к партнеру экспрессивно-мимическими средствами, главным образом улыбкой. Вокализации лишь сопровождают, не неся основной смысловой нагрузки. Чтобы родилась эта фундаментальная человеческая потребность, взрослый должен с любовью и доброжелательностью общаться с младенцем — брать его на руки, ловить взгляд, говорить сердечные слова, петь.

     Одна из возможных причин задержки в развитии активной речи — неудовлетворенность младенца, а затем и ребенка (имеется в виду ранний возраст) в эмоциональных контактах с окружающими.

     Необходимое условие своевременного развития активной речи у детей — возникновение потребности в общении, устойчивые эмоциональные контакты с взрослыми. Тогда и только тогда взрослый приобретает для него особую ценность, возникает желание делать все, как взрослый, играющее в процессе речевого развития важную роль.

     Но человеческая речь предназначена не только для передачи эмоционального состояния, но и для обмена информацией, которая помогает успешно действовать. Поэтому для своевременного становления речевой функции необходимо развивать деловое общение ребенка с окружающими людьми. Деловое общение возникает вслед за эмоциональным с середины первого года жизни детей.

     Уже со второго полугодия манипуляции с предметами начинают занимать значительное место в жизни маленького человека. Ребенок пробует игрушки на зуб, на жесткость, сопоставляет их по величине, по форме. На основе такой практики складываются устойчивые представления об объектах, возникают первые обобщения. Все это необходимо, чтобы в ходе делового общения ребенок смог соотнести звучащее слово с предметом, которое оно обозначает.

     Взрослый может во всем практически помочь ребенку, но главное, развернуть в достаточном объеме общение. отражающее сферу его предметных интересов.

     Обследования психологов показали: большинство детей, которые плохо адаптируются в детском саду, – именно те, кто задержался на стадии эмоционального общения, кто не имеет опыт деловых контактов. Другое нарушение — неправильная организация делового общения ребенка с окружающими.

     Налаживание полноценного делового общения ребенка с окружающими уже на первом году жизни — второе психологическое условие, создание которого способствует своевременному развитию речевой функции.

     Человеческая речь не только обращена к кому-то, не только передает определенное содержание, но и осуществляется с помощью особых звуков — звуков речи. Чтобы использовать их в общении, следует развивать фонематический слух и речевую артикуляцию

     От рождения ребенок наделен способностью к звукопроизношению. Гукание, гуление, лепет — вот формы вокализации, предопределенные наследственно. Однако, решающий момент наступает тогда, когда вокализации подключаются к общению, становятся коммуникативным средством.

     От рождения дана ребенку способность слышать. Кажется, чтобы развить речевой слух достаточно воспринимать звучащую речь. Но оказывается, в звучащей вокруг речи ребенок выделяет, слышит только то, что помогает ему все более полноценно общаться с окружающими. Вне задач, возникающих в процессе общения, не совершенствуется его слух.

     Исследование показало: звучащая речь обретает для малыша ценность и значение, вызывает ориентировку на себя, становится предметом анализа, в ходе которого и развивается речевой слух, когда ребенок соотносит ее с фигурой взрослого, воспринимает как исходящее от него.

     Переход к активной речи в раннем детстве зависит от того, поднимется ли ребенок на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Освоение этого специфического взаимодействия и происходит в переходной фазе, достаточно длительной, проходящей несколько этапов.

     На первом этапе взаимодействие разворачивается по оси ребенок — предмет. Основной объект внимания ребенка в ситуации — предмет, хотя два другие — взрослый и слово — присутствуют.

     На втором этапе взаимодействие между партнерами разворачивается по оси ребенок — взрослый и внимание первого сосредотачивается исключительно на последнем.

     Третий этап — взаимодействие начинает разворачиваться по оси ребенок — слово. Малыш фиксирует взглядом губы взрослого, когда тот произносит требуемое слово. Сначала робко шевеля губами его, а затем все громче, уверенней. Получение игрушки после произнесения слова быстро закрепляет этот — словесный — способ общения как характернейший для ситуации взаимодействия со взрослым.

     Таким образом, в переходный период — от довербального общения к вербальному — дети совершают трудную внешне незаметную для окружающих работу. Они постигают то новое, что вносит взрослый во взаимодействие с ними, а именно: старший партнер предлагает малышу разрешать возникающие затруднения посредством слова.

     Для того чтобы ускорить переход ребенка к активной речи необходимо развивать у детей сферы предметного манипулирования. Именно в этой сфере первоначально происходит накопление опыта специфического взаимодействия, опосредствованного общественными средствами.

Вам также может понравиться...
15720