Сайфутдинова Татьяна Александровна – Педагог – психолог МБДОУ Детский сад «Солнышко» ЯНАО г. Губский
Дата поступления работы на конкурс: 09.09.2017г.
Программа родительского клуба «Первоклашка»
Цель программы: обеспечение успешной адаптации первоклассников к школе через повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, создание условий для развития личностной зрелости родителей будущих и настоящих первоклассников.
Задачи:
– Повышение компетентности родителей в области психического развития ребенка на этапе дошкольник-первоклассник;
– Формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.
– Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.
Срок реализации подпрограммы: 1 год
Направления деятельности программы
В подпрограмме родительского клуба «Первоклашка» сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория.
Тренинговое направление.
Тренинги проводятся с группами родителей – это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека – изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются. Содержание тренингов основывается на следующих положениях:
– воспитание – это самовоспитание родителей;
– воспитание – это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребёнка;
– родители имеют право на равенство и защищённость;
– умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я.
Совместные занятия родителей и детей.
Совместные занятия родителей и детей организованы следующим образом: 1 часть занятия – это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.
Структура проведения тренингов и совместных занятий детей и родителей.
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Работа клуба организована по трем этапам:
Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
Непосредственная работа “Родительского клуба”.
Перспективно – тематический план занятий.
Цель: Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе и адаптации к условиям школьного обучения.
Тема занятия | Участники | Форма | Сроки |
1. «Психологическая готовность к школе».Цель: познакомить родителей с содержанием психологической готовности; повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных процессов ребёнка. | родители, педагоги, психолог | Практическое занятие,буклеты, наглядная информация | октябрь |
2. «По дороге в школу».Цель: помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка. Профилактика тревожности. | родители, педагоги, психолог | Обучающий семинар с элементами тренинга,буклеты, презентация | декабрь |
3. Задачи семьи при подготовке ребёнка к обучению в школе.Цель: информирование родителей как подготовить ребенка к школе в условиях семьи. Роль игры в обучении и воспитании на пороге школы, проиграть игры вместе с родителями. Выявить и скорректировать образ ребенка-первоклассника у родителей. Значения темперамента в адаптации будущего первоклассника. | психолог, родители | Практическое занятие с элементами тренинга,буклеты, наглядная информация | февраль |
4. Страшно – не страшно. Школьные страхи.Цель: информировать о причинах возникновения страхов в младшем школьном возрасте и особенностях семейного воспитания, влияющих на их усиление, о возможных психосоматических заболеваниях. Рефлексия и осознание собственных страхов в младшем школьном возрасте, несоответствия родительских и детских представлений о страхах. Знакомство с возможными способами преодоления страхов в младшем школьном возрасте. | психолог, родители | Практическое занятие с элементами тренинга,буклеты, наглядная информация. | Апрель |