КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Ахапкина Ирина Сергеевна – Педагог-психолог МБДОУ Детский сад комбинированного вида №8 «Белочка» г.о. Красноармейск
Дата поступления работы: 14.09.2019г.

Материал для родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность к школьному обучению»

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Психологическая готовность детей к школе»

Цель: Сформировать представление о психологической готовности к школе; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с критериями психологической готовности к школе;

2. Обсудить с родителями ошибочные ситуации и вывить совместное решение для улучшения психологической готовности детей к школе;

3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Форма работы: семинар-практикум

Оборудование и материалы: мяч, игрушки, раздаточный материал (листовки: советы родителям)

Ход выступления.

Вводная часть.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о психологической готовности ребенка к школе.

Но для начала мы узнаем друг друга поближе.

Упражнение «Знакомство»

Цель: создание позитивного группового взаимодействия между участниками, знакомство.

Оборудование: мяч

Задание: родители, перекидывая мяч друг другу, называют свое имя и одну черту характера ребенка, которая послужит формированию «психологической готовности» к школе.

Педагог-психолог: Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они

воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.

Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.

– Что вы, как родитель понимаете под словом «готовность к школе»?

(Ответы родителей). Под готовностью ребенка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, письма и чтения.

Но очень важно для успешности ребенка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически.

Основная часть.

Педагог-психолог: Сейчас я вам расскажу об основных компонентах готовности ребенка к школьному обучению.

Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Основные критерии психологической готовности к школе:

  •  Физическая готовность
  •  Интеллектуальная готовность
  •  Социальная готовность
  •  Мотивационная готовность.

Физическая готовность – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.

Интеллектуальная готовность – включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков. Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность – предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом (“Там много ребят, и можно будет играть с ними”) не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.

Сейчас я предлагаю представить вам некоторые ситуации, которые могут возникать во многих семьях, и послужить психологическим нарушением к готовности ребенка к школе. Обсудим их, и может, выделим из них что-то для своего личного опыта. (см. приложение 1)

Заключительная часть.

Сейчас я предлагаю немного расслабиться и поиграть в игру, которая называется «Мой ребенок -первоклассник»

Предлагаю Вам выбрать одного персонажа из набора сюжетно-образных игрушек: Чипполино, Буратино, Мальвина, Карлсон, Малыш. Прошу объяснить свой выбор и выделить черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учёбу в школе.

(После комментариев родителей предлагаю всем поставить игрушку на одну из трёх цветных дорожек к школе, предварительно объяснив им, что чёрная дорожка означает сильное беспокойство родителя приближением школьной жизни ребёнка, синяя дорожка – умеренное, жёлтая – нет особого беспокойства.)

Педагог-психолог: И в заключение нашей сегодняшней встречи предлагаю игровое упражнение «Закончите предложение»

Педагог-психолог по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо подготовленный ребёнок к школе означает…». Поймавший мяч формулирует свой вариант ответа.

Педагог-психолог (раздает листовки): Итак, наша встреча подошла к концу. Быть может наше собрание поможет кому-то избежать серьёзных ошибок при подготовке ребёнка к обучению в школе. Всего Вам хорошего!

Приложение 1.

Ситуация 1. Мама постоянно говорит своему шестилетнему ребенку: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат»«в школе так не забалуешься»«учительница тебе не мама».

Ситуация 2.

Мать, посмотрев выполнение дочерью задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше».

Приложение 2 (Листовки).

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх, низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Различать гласные и согласные звуки.

17. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

19. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  •  Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
  •  Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед – назад и т. д.).
  •  Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы – раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.

21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.

22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

  •  Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
  •  Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
  •  По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
  •  Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  •  Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
  •  Будьте внимательны к жалобам ребенка.
  •  Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  •  Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  •  Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  •  Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  •  Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  •  Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Вам также может понравиться...
15801