Королевская Оксана Сергеевна – Учитель – дефектолог (тифлопедагог) ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 11.10.2017г.
Рекомендации для родителей, детей младшего дошкольного возраста
со зрительной патологией на тему:
«Развитие зрительных функций в условиях семейного воспитания»
Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие.
Говоря о зрении, обычно имеют в виду глаза. Но глаз – это периферическая часть зрительного анализатора, который включает в себя также зрительные нервы и кору головного мозга. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих зрительного анализатора и дает зрение.
Что позволяет нам увидеть зрение? (На столе стоит 2 игрушки: кукла и матрёшка. Родителям предлагается рассказать, что они могут определить при помощи зрения).
1. Цвет. (У куклы платье голубого цвета и т. д.)
Важную роль в восприятие ребенком окружающего мира играет цветовое зрение. Оно развивается одновременно с совершенствованием остроты зрения, так, как и острота зрения, и цветовое зрение являются результатом деятельности колбочек — фотоактивных элементов, расположенных в центре сетчатки. Острота зрения развивается сравнительно быстро, и к полугодию жизни ребенок уже может неплохо ориентироваться в окружающей обстановке. В возрасте 1 года жизни и особенно в 2—3 года дети уже могут иметь зрение, приближающееся к зрению взрослых. Острота зрения в 2—3 года бывает в среднем 0,6, в 4—6 лет— около 0,8, а к моменту поступления в школу и позже она достигает 1,0 (единицы). У 15—25% детей, а затем и взрослых острота зрения может превышать единицу и быть 1,5—2,0.
2. Величина (кукла больше матрёшки), форма (матрёшка овальной формы), взаимное расположение предметов (матрёшка стоит перед куклой).
Определение всех перечисленных свойств возможно только благодаря наличию бинокулярного зрения. При хорошем равноценном состоянии обоих глаз бинокулярное зрение формируется у ребенка к 2 годам, но совершенствуется до 10—12 лет. Благодаря наличию бинокулярного зрения человек определяет объемность предмета, четко судит о том, какой предмет, или его грань (часть), расположен ближе к глазу, а какой — дальше.
3. Чрезвычайно важной зрительной функцией, без которой человек практически беспомощен, даже если у него высокая острота зрения, является так называемое периферическое зрение, или поле зрения.
О границах его можно судить по тому, как много человек видит предметов справа или слева от себя в то время, когда взгляд его устремлен только вперед. Чем хуже периферическое зрение, чем уже его границы, тем труднее и неувереннее передвижение ребёнка.
4. Светоощущение. Эта зрительная функция появляется раньше других. Ребёнок рождается со светоощущением.
В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. Поэтому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например, “Скажи это зайчик или слоник?”. Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению.
Хорошо развитые зрительные функции помогут развить и зрительное восприятие. Необходимо дать ребёнку возможность не просто смотреть, а видеть многообразие признаков предметов. Только так, из разнообразия цветов, форм и величин создаётся зрительный образ конкретного предмет. Умение фиксировать взгляд, прослеживать траекторию движущегося объекта, переводить взгляд с предмета на предмет — вот тот фундамент, на котором строится сложный механизм зрительного восприятия.
Для того чтобы развить зрительное восприятие, укрепить глазодвигательные мышцы, развить зрительно-моторную координацию (согласованное действие руки и глаза, при котором глаз выполняет контролирующую функцию) нужно играть в различные игры.
Игры с фонариком.
В играх с фонариком малыш продолжает учиться прослеживать за движущимся объектом и укрепляет глазодвигательные мышцы. Во время игры старайтесь слегка придерживать голову ребёнка, чтобы только глаза повторяли движения направленного луча.
1. Прикрепите на стену на уровне взора ребёнка или чуть выше карточку с изображением силуэта или контура геометрической фигуры. Направьте луч фонарика на карточку и ведите по краю изображения (по часовой стрелке, против часовой стрелки). Расстояние от глаз малыша до карточки 50-80 см. Для детей с ослабленным зрением — 30-50 см.
2. «Поймай взглядом огонёк». Для этой игры нужен только фонарик. Расстояние до стены — 2 метра, скорость движения луча первоначально — 50 см за 1 секунду. Амплитуду движений фонарика увеличивайте от игры к игре. Если вы показываете движение луча в одну сторону, то это же движение показывайте в противоположную сторону. Во время игры неожиданно осветите какой-либо предмет (настенные часы, картину и т.д.) – рассмотрите его при необычном освещении. «Потеряйте» его и снова найдите. Очень полезно следить за движением луча по потолку лёжа на спине. Эту игру можно сопровождать песенками и стихами.
Игры с карточками.
Эти игры помогут вашему малышу лучше различать фигуры, прослеживать глазами траекторию движения предмета, согласовывать движения руки и глаз.
1. «Пробеги по дорожке» На соломинку от коктейля прикрепите бумажную бабочку (маленькую машинку, шарик). Дорожка — это контур фигуры. Ребёнок прослеживает глазами, а вы показываете, как «катится» мячик по дорожке, или «едет» машинка или «летит бабочка». Сопровождайте эти движения песенкой или стишком. За границу контура старайтесь не выходить. После этого дайте соломинку в руки ребёнка, пусть он сам повторит игру.
2. «Каждому свой домик». Разложите карточки с силуэтами на полу, возьмите небольшие игрушки. Договоритесь с малышом, у кого какой домик (зайке — квадрат, мишке — круг и т. д.), и поставьте игрушки на фигуры, желательно в центр. Расставляя игрушки расскажите небольшие стишки про каждый персонаж игры. Сначала сами обыграйте ситуацию: игрушки по очереди выходят «гулять» и возвращаются в свои «домики». Обращайте внимание на то, что игрушка не высовывается из «домика», находится в середине. А теперь пусть малыш сам поиграет, поупражняется в чётком размещении игрушки в центре фигуры. В следующий раз усложните игру, замените силуэты на контуры или возьмите игрушки более меньшего размера.
Игры из бросового материала.
1. Для развития цветовосприятия используйте разноцветные «яйца» от киндер сюрпризов. Разделите их пополам, перемешайте. А теперь предложите ребёнку собрать половинки. Не забывайте проговаривать знакомые цвета.
2. Из нарезанных колпачков от фломастеров собирайте яркие бусы. Старайтесь чередовать цвета в определённой последовательности.
Вы сами можете придумать множество аналогичных игр, зная пристрастия своего малыша, его любимые игрушки и стихи. Такие игры не только развивают зрительные возможности ребёнка, но и способствуют формированию представлений об окружающем мире, речи, мыслительных операций, положительных эмоций. Развивайте зрительные возможности ребёнка, и малыш научится воспринимать окружающий мир во всём его многообразии.