Горбунова Елена Викторовна – Логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 28.10.2017г.
«Воспитание речевого слуха у детей с ОНР»
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во- первых, он узнает, что или о чем говорится. Во-вторых, кто говорит. И, наконец, как говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением.
Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и еще со множеством оттенков, выражающих самые различные чувства. настроения и мысли человека. Как правило. эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает.
Таким образом. в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка.
Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденных. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти движения носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов.
Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого – начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например – звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания — поворачивает голову в сторону источника звука.
Позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от трех до шести месяцев несет интонация. В это время развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятного или неприятного) с помощью оттенков голоса.
В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника). Так, ребенок 6-8 месяцев уже способен правильно «отвечать» на слово «часы», указыванием на соответствующий предмет. Но такое же действие он выполняет. если произнести не часы. а похожие по звучанию слоги: так – так… Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще обобщенно и потому могут быть заменены другими акустически сходными звуками.
Развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слова. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи (фонетический слух ребенка достаточно сформирован). Однако его развитие, совершенствование продолжается и у взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом процессе общения с окружающими людьми.
Следует особо отметить, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции; причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже у взрослого человека. Наиболее отчетливо проявляется зависимость состояния произношения от слуха при врожденной или наступившей в раннем периоде жизни ребенка глухоте, которая влечет за собой немоту.
Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточной сформированности устойчивого и концентрированного внимания. Внимание, в свою очередь, только тогда развивается успешно, когда новое включается в уже сформированные связи, дополняет, развивает или изменяет их. Эти сложные системы связей, отражающие знания и опыт, основаны на памяти. Произвольная память является показателем управляемости психическими процессами и необходима в учебной деятельности. Дети 4-5 лет уже способны ставить перед собой сознательную цель запомнить, припомнить, хотя для этого «сама цель должна носить конкретный смысл и вытекать из самого существа задачи». Это обуславливает появление возможностей саморегуляции. Процесс саморегуляции, в том числе и сенсомоторной, обеспечивается в основном вербальными средствами: оцениванием, планированием, формулированием критериев успешности, самоинструкцией — при достаточном созревании лобных отделов головного мозга. Это связано с тем, что главным фактором опосредования любой психической деятельности является речь. Возникновение речи существенным возрастом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются при участии речи и опосредованы ею.
«Речь становится универсальным средством воздействия на мир» – Л.С. Выготский.
У детей с ОНР полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии грамматической и лексической языковых подсистем. В основе этих расстройств лежит нарушение различесния смыслоразлечительных признаков звуков — фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. У дошкольников с недоразвитием речи также наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи.
Наиболее выражены эти нарушения у детей, имеющих незначительное снижение остроты слуха, которое может возникнуть вследствие аденоидных разращений. отита, хронического или аллергического ринита и т.д. Дошкольники с подобными проблемами составляют 28% общего числа детей в логопедических группах. У ребенка в результате незначительного снижения слуха снижается сенсорная база для восприятия устной речи, в памяти формируются и закрепляются неправильные фонетические эталоны, грубо нарушаются операции слухового анализа и синтеза, отмечаются расстройства памяти и внимания, связанные с обработкой неречевых и речевых звуков. Это значительно усложняет и задерживает формирование всех компонентов языковой системы (фонетика, фонематика, лексика, грамматика) и оказывает существенное негативное влияние на процессы понимания и продуцирования речи.
Нарушение речи, осложненное минимальным нарушением слуха, своевременно диагностировать сложно, так как коммуникативная функция речи имеет тенденцию к развитию, а явные симптомы снижения слуха часто отсутствуют.
Одним из направлений работы является воспитание у детей речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности и др. Наиболее легко определять их на материале неречевых звуков. Поэтому начинать развивать слуховое восприятие и, соответственно, речь детей целесообразно с неречевых звуков.
Занятия должны быть интересны ребенку и желанны для него. Обучение важно правильно организовать. Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, следует создавать как можно больше игровых ситуаций. Необходима тесная взаимосвязь в планировании деятельности логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и других специалистов.
На начальных этапах работы логопеду и воспитателю следует развивать у детей понимание речи, а также их слуховую память. Для этого в игровых ситуациях дети, вслушиваясь в звучащую речь педагога, выполняют определенные действия с различными игрушками, предметами: находят из нескольких названный; выполняют действия по инструкции (например – одень куклу, поставь машину и т.д.), самостоятельно называют используемые предметы, их действия и признаки.
Такие упражнения не только способствуют обогащению словарного запаса детей, но и активизируют их интерес к речи как средству познания окружающего мира, положительно влияют на формирование мотивации общения.
Вызвав у ребенка интерес к речевому общению, важно научить его различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, тембру, направлению появления звука. Упражнения по развитию неречевого слуха подготовят детей к восприятию речевых звуков.