Кривошапкина Мария Семеновна – Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №75 «Ивушка» г. Якутск, Республика Саха
Дата поступления работы на конкурс: 13.09.2020г.
«Взаимодействие ДОУ с родителями в коррекционно-воспитательной работе»
Взаимодействие с семьей – одна из приоритетных задач работы нашего дошкольного учреждения, и мы постоянно ищем новые методы и формы сотрудничества.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее задача – систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами, результатами воспитания и развития дошкольников.
В результате правильно построенное взаимодействие между специалистами и родителями позволяет:
- повысить эффективность коррекционно-развивающей работы;
- предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье;
- включить родителей в активную совместную деятельность с детьми и педагогами;
- обеспечить единство коррекционно-педагогических воздействий ДОУ и семьи;
- достичь положительных эмоционально-нравственных взаимоотношений родителей и детей.
Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитания и обучения ребенка.
Формируя у родителей основу заинтересованности совместной работы, необходимо, убедить их, что ребенок должен чувствовать себя уверенно при общении со взрослыми и сверстниками. Надо объяснить родителям, что на взрослых лежит ответственность за создание мотивации к играм и занятиям дома. Поэтому работа педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением речи, имеет следующие цели:
1. Заручиться поддержкой родителей, приобщить их к проблемам своих детей.
2. Оказать родителям квалифицированную помощь, повышать их компетентность в вопросах речевого развития ребенка.
3. Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду.
4. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучения ребенка.
5. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
В основе работы с семьями лежат следующие принципы:
1. Систематичность проведения работы.
2. Целевое планирование.
3. Ориентированность на конечную цель.
4. Учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.
5. Учет особенностей функционирования и знания типологии данной семьи.
Обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьей.
Родители должны интересоваться успехами и трудностями малыша, спрашивать у него и у педагогов о результатах обучения, взаимоотношениях со сверстниками, домашних заданиях, закреплять дома, полученные в детском саду знания и навыки.
Нужно постоянно разговаривать с детьми!
Ваш ребенок должен знать, что это счастье – даже несколько минут разговора с папой или мамой. Умение разговаривать друг с другом – это не просто умение произносить слова. Это умение – по-особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказывают, но и слушают.
Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Таким же образом можно познакомить дошкольника с детскими энциклопедиями, каждый раз что-нибудь читая или рассказывая. Совместное чтение книг следует сочетать с беседой о прочитанном, которую нужно организовать не как пересказ того, что запомнил и понял ребенок, а как обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым.
Советы родителям
- Радуйтесь вашему ребенку.
- Разговаривайте с вашим ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
- Когда ребенок разговаривает, слушайте его внимательно.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Будьте терпеливы.
- Говорите медленно.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- Если ребенок не умеет читать, то каждый день читайте ему.
- Поощряйте любопытство и воображения вашего малыша.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Не скупитесь на похвалу или поцелуй.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
- Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.
- Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!
- Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений.
- Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с его приятелями.
Наиболее часто используемыми специалистами и педагогами ДОУ формами организации коррекционно-педагогического процесса с детьми и родителями являются: родительские встречи, консультации и беседы, семинары-практикумы, совместный досуг «Папа, мама и я – спортивная семья», КВН с родителями, круглый стол, вопросники и анкеты, прогулка –поход с совместно с родителями, практическое занятие и родительская конференция.
Совместный проект
родителей и детей, логопеда и воспитателей
«Подружимся с язычком»
Цель – повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата у детей с нарушениями речи.
- Познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики.
- Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата.
- Обучать общению детьми и закреплению навыков у детей.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Совместное занятие для родителей и детей
«Поможем Буратино заговорить!»
Задача – познакомить с органами артикуляционного аппарата.
Содержание
Помните, старый шарманщик папа Карло решил смастерить из полена куклу? Вырезал голову, глаза, нос назвал мальчишку Буратино. Заговорил с ним, но ответа не дождался. Как вы думаете, почему? Конечно папа Карло не успел сделать рот. Поможем ему? Чтобы Буратино заговорил, надо обязательно сделать губы. Их две – верхняя и нижняя. За губами скрываются… зубы, верхние и нижние.
Папа Карло вырезал губы и язык, но Буратино все равно не мог говорить. От досады он прикусил верхними зубами нижнюю губу, а потом нижними зубами верхнюю губу. Он крутил головой, шевелил губами, пытаясь что-то сказать. У него ничего не получалось, потому что папа Карло не сделал ему…язык. Но вот и язык готов, розовый и очень веселый: он высовывался изо рта, подпрыгивал, щелкал, облизывал губы.
Буратино очень понравился рот. Он был большой – прямо до ушей! Все это очень забавляло Буратино, он придумал разные игры для губ, язычка и часто играл в них.
Эти игры – не пустая забава: они нужны, чтобы научиться правильно произносить звуки. Вместе с Буратино мы тоже будем играть в эти игры!
Литература
1. Аромштам М.С. Дом в котором живет малыш – Ярославль, 2001.
2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М., 2005.
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М., 2005.
4. Ермакович В.Д. Детский сад и родители в едином понимании. – Тольятти, 2001
5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
6. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М., 1999.