Зенченкова Людмила Ивановна – Воспитатель МАУ ДОО «Детский сад №9 комбинированного вида» г. Рассказово, Тамбовская область
Дата поступления работы: 02.10.2019г.
«Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников»
В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка.
Я нашла для своих воспитанников технологию – составление дидактического синквейна, – которая помогает решить мне данную проблему.
Дидактический синквейн в своей работе я начала использовать со второго полугодия старшей группы, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
В чем же эффективность и значимость синквейна?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Слово синквейн происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Дидактический синквейн составляем в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Поощряю синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Правила синквейна.
1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т.д.);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.
3строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.
Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело и полезно, и легко!
Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
Задачи:
1. Отрабатываются знания о частях речи.
2. Знания о предложениях.
3. Активизируется и развивается мыслительная деятельность
4. Умение высказывать собственное отношение к чему-либо
5. Изученный материал приобретает некую эмоциональную окраску
6. Значительно активизируется словарный запас ребенка
7. Совершенствуется навык использования в речи синонимов и антонимов
При составлении синквейна использую такие варианты работы как:
– составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
– составление синквейна по прослушанному рассказу;
– коррекция и совершенствование готового синквейна;
– анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить.
Использую с детьми на занятиях графическую модель составления синквейна.
Сочиняем вместе с детьми синквейны по прочитанным сказкам, вот что у нас получается: «Кто колобок?»
Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить).
Красное сердечко- слово предмет (кто? что?)
Зеленые елочки – слово признак (какой? Какая? какое?)
Оранжевые фигурки с ручками и ножками – слово действие (что делает? Что делают?)
3 или 4 прямоугольника – предложение
1 прямоугольник – слово ассоциация, синомим который характеризует суть темы! На своей небольшой практике работы с дидактическим синквейном, я успела сделать небольшие выводы о том, что
– синквейн учит краткому пересказу
– синквейн помогает развить речь и мышление
– сочинение синквейна это процесс творческий это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Достоинством работы можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОО.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Выдающийся советский лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи у детей».
Данное высказывание позволяет мне подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.