Мосолова Надежда Викторовна – Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №11 «Рябинушка» г. Заринск, Алтайский край
Дата поступления работы: 24.08.23г.
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование технологии «Говорящая стена» в организации работы по формированию экономических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть Вас на моём мастер-классе.
Своё выступление мне хочется начать словами известного педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко:
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления…». Согласны, коллеги?
А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены. Сегодня хочу остановиться на технологии «Говорящая стена». Основная идея данной технологии – трансформация среды пребывания детей в обучающую, воспитывающую среду.
Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно – пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран.
Стеной может выступать:
– стена в группе, на которой нарисован сюжет, может содержать металлические пластины, липучки и т.д.
– магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном, кармашками, в которых могут быть маркеры, картинки и т.д.
– мольберт
– ширма.
Для изготовления игр и пособий можно использовать пленку для ламинирования, магнитную ленту.
– Как же реализуется технология «Говорящая стена» на практике?
– Представлю Вам это на примере формирования у старших дошкольников таких экономических понятий, как «Семейный бюджет. Доход. Расход», поскольку финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – актуальное направление в дошкольной педагогике. Ведь дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Грамотное отношение к деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала, в данном случае «Семейный бюджет»
На стене размещаем наглядный материал, пособия. По нашей теме – это кошелёк и члены семьи. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно-поисковые методы, изучаем материал.
– Что приносит в дом каждый член семьи?
Приходим с детьми к выводу, что семейный бюджет – это общий «кошелёк» семьи, в котором собираются все деньги, складывается из доходов семьи. Другими слова – это доход семьи. А затраты семьи – это расходы.
– На что каждая семья тратит деньги? (картинки на доску).
Далее, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, рассказывать друг другу, играть, исследовать.
Коллеги, возможно использование игрового приёма, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога.
При работе со стеной можно делить детей на группы. Работа со стеной может проводиться индивидуально. Например, ребенок не усвоил какое-то понятие. Ему предлагается в игровой форме это понять.
Следует отметить, что информация размещается на уровне глаз детей. Говорящая стена позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его интересы. Педагог не руководит ребенком, не навязывает темп выполнения, не предлагает способы решения, а лишь наблюдает.
– Коллеги, приглашаю всех в круг. Предлагаю Вам, передавая монетку, по очереди ответить на вопросы:
– полезен ли был для Вас мастер-класс?
– будете ли применять данную технологию в свой педагогической работе с детьми?
– Спасибо за внимание!