МАСТЕР-КЛАСС «МИР СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»

Бледнова Ирина Викторовна – Учитель – логопед МОУ «Детский сад №245 Советского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 11.02.2019г.

«Мир свистящих звуков»

Логопедическое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] – [З], в слогах, в словах и в предложениях;
  • упражнение в употреблении слов со звуками [С] – [З]». в свободной речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;
  • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
  • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] – [З];
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
  • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы:

Изображения лисы, зайца, ёлки, снегиря, снежинок, зима; карточки-снежинки с картинками на заданные звуки (С-З); карточки на каждого ребенка с тремя окошечками-снежинками для определения места звука в слове; карточки-фонарики с картинками на заданные звуки (С-З); зрительные символы звуков; карточки красного, синего и зелёных цветов для обозначения гласных и согласных звуков.

Методы и приемы:

Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков /З/ и /С/ во фразовой речи: загадки, чистоговорки, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Логопед:   Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки и выполним пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять.

Смотреть, слушать, размышлять.

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить.

Не вертеться, не шалить.

1 загадка

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.

                                 (снегирь)

2 загадка

Когда приходят холода

Кружит она, летает.

Она красива, как звезда

А на ладошке тает.

                       (снежинка)

Логопед: Ребята, какой первый звук вы слышите в этих словах: снежинки, снегири. Правильно, это звук /С/

(выставляется на доску карточка со звуком /С/).

Теперь следующие загадки:

3 загадка

Не барашек, и не кот

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

                                   (заяц)

4 загадка

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья,

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

                               (зима)

Логопед: Какой первый звук вы слышите в словах зима и заяц. Правильно, это звук /З/. (выставляется на доску карточка со звуком /З/).

Логопед: Итак, сегодня мы с вами поговорим о звуках /С/ и /З/. Давайте вспомним. Какие это звуки? (Согласные). Звук /С/ – глухой. Звук /З/ – звонкий. Эти звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Эти звуки мы произносим в улыбке, язык за нижними зубами, зубы видны, выходит холодный воздух.

Логопед: Перед вами два слова: снег и зима. Определим звуковой состав слова. При помощи цветных карточек выкладываем слова.

Логопед: А теперь посмотрите на все эти картинки и назовите мне все предметы, в названии которые есть звуки /С/ и /З/: лось с лосятами, сено, лес, сук, снегири, сосульки, снег, заяц, снеговик, зима).

Дети называют предметы и определяют звуки (/С/ или /З/: твёрдый или мягкий, глухой или звонкий).

Логопед: Мы с вами знаем, что звуки /С/ и /З/ могут находиться в начале слова, в середине и в конце слова.

Поиграем в игру: «Падают снежинки».

Инструкция: вам надо найти снежинку с картинкой. где звук /С/ в названии этого слова находится в начале слова, в середине и в конце.

Логопед: Вы любите снег? А почему? Но снег важен не только для людей, но и для животных, особенно в лесу. Под снегом зимуют или прячутся многие лесные животные. Давайте поиграем. Поможем зайцу спрятаться от лисы в сугробе, а лисе – мы не дадим поймать зайца. Для этого надо сделаем из снежинок сугроб для зайца и лисы.

Инструкция: снежинки со звуком /С/ вы вставите в карман карточки с изображением лисы в лесу, снежинки со звуком /З/ в карман с зайкой.

Логопед: Посмотрите, какая у меня снежинка (снежинка на палочке для зрительной гимнастики). Она поможет вашим глазкам отдохнуть. Слушаем внимательно. Головой не крутим, а следим за снежинкой.

Мы снежинку увидали, –

со снежинкой поиграли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Логопед: – Какой самый главный праздник мы ждём зимой? (Новый год). – А как вы готовитесь к Новому году? (украшаем дом).

Посмотрите на эти бусы. Вы сейчас сделаете такие-же бусы из приготовленных заготовок. Вы выбираете 4 бусинки с картинками со звуком /С/, после каждой бусинки вы должны вставить бусинки с гласными звуками: А, О, У, Ы. (то же самое со звуком /З/). Давайте прочитаем слоги: СА, СО, СУ, СЫ. Повторяйте за мной:

Са – за – са – в лесу бегает лиса.

Со – зо – со – белка крутит колесо.

Су – зу – су – вижу рыжую лису.

Сы – зы – сы – у волка чёрные усы.

Логопед:   Без чего не бывает Нового года? (Без нарядной ёлки). Давайте и мы украсим нашу Ёлку (на доску выставляется картинка с изображением ёлки). Вы выбираете один новогодний шарик (на карточке в форме новогоднего шарика изображены картинки), называете какой звук в слове (/С/ или /З/) на картинке и украшаете нашу ёлку.

Логопед: Вот какая красивая ёлка перед вами.    

В лесу родилась ёлочка, она перед тобой.

   Верхушку мы украсили рубиновой

звездой.

Вам также может понравиться...
16226